Пост - это милость

0
218
Время на чтение 7 минут
(Продолжение беседы «Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви»)

Еще один важный момент, который был у первых христиан, и нам тоже было бы хорошо иметь это в виду, а именно: пост связан с подачей милостыни. Человек говорит себе: «Если бы я не постился, то тратил бы по 1200 лир в неделю на мясо, сыр, вино и т. д., а поскольку пощусь, то трачу по 30-40 лир. Следовательно, оставшееся буду отдавать бедным, братьям, терпящим нужду».

Пост сопровождался милостыней. И он, конечно, не сводится только к воздержанию от пищи. Мы начинаем с него, оно необходимо и важно, ведь человек - это не только дух, чтобы можно было сказать: «Я пощусь духовно». Мы не какие-то духи, а тело и дух вместе - нераздельное и неразрывное единство. Поэтому добродетели охватывают всего человека: и душу, и тело, и как мы постимся телесно, так же постимся и духовно. Следовательно, воздерживаемся от злобы, осуждения, гордости, словопрений, от массы такого, что нас, к сожалению, изводит. Воздерживаемся и в употреблении материальных вещей. Если мне захотелось купить три пары обуви, в которой я не нуждаюсь, то куплю только одну или вообще ничего. Прохожу в том, что у меня есть.

Пост - это отчуждение от зла. Иными словами, нужно стать чуждым тех пороков, которые окружают нас. Как это важно, чтобы человек постился и языком, чтобы он перестал говорить, судить, сплетничать, комментировать, воздерживался от сигарет...

Люди бывают зависимы от сигарет. Один мудрый духовный наставник говорил тем своим духовным чадам, которые курят:

- Выбирай: или весь Великий пост проведешь без растительного масла, или будешь пить и молоко даже, но только перестанешь курить. Что для тебя легче?

Он помогал им сделать то, что является более значимым.

Это же относится и к телевидению и всему тому, что делает человек, чтобы убить свое время. То есть пост - это период всеобъемлющей борьбы, мобилизации всех душевно-телесных сил человека с помощью церковных богослужений, каждодневных молитв, исповеди, изучения слова Божия, усилий в духовном подвиге и всего, что содействует человеку и настраивает на духовную жизнь.

Отцы Церкви говорили, что действительно, когда человек постится, изменяется и его телесный состав и он очищается и душевно, и телесно. Очищается. Поэтому святые всегда пребывали в посте и воздержании, и это действительно приносило им душевную и телесную чистоту. Не только душевную, ведь душа и тело идут вместе. Они согрешают вместе и очищаются тоже вместе. Поэтому все добродетели и подвиги затрагивают всё человеческое бытие.

Период Великого поста составляет десятую часть года. По закону Моисееву десятина всегда посвящалась Богу: десятая часть имущества, денег была посвящаема Богу. Так и мы посвящаем десятую часть года Богу. Сколько недель в Великом посте, шесть, семь? Семь вместе со Страстной седмицей. Пять дней в неделю у нас пост, в субботу и воскресенье поста нет, разрешаются вино и елей, это 5 × 7 = 35 + Великая суббота = 36 и ночь с субботы на воскресенье, когда скорее не следовало бы поститься, но люди постятся, - вот и получается 36 с половиной. В году 365 дней? А это одна десятая. С математической точностью. Мы посвящаем это время Богу.

Конечно, Бог ничем из этого не пользуется, но мы получим большую пользу от этой духовной борьбы.

Вопросы по окончании беседы

Митрополит Лимассольский Афанасий Митрополит Лимассольский Афанасий

- Что бы вы сказали о двух людях, по-разному относящихся к посту: один стремится не нарушить ничего ни на одну тысячную долю процента, а другой более умерен и не столь строг. Кто из них постится правильно?

- Если тот, кто чрезвычайно строг и педантичен, делает это не потому, что благорасположен к Богу, а потому, что верит, будто спасется этими своими делами, а также думает, что если проглотит каплю растительного масла, то отправится в ад, не понимая, что он не спасется одной каплей растительного масла, - тогда его одолел перфекционизм. Пост - это не самоцель, а средство, ведущее нас к смирению и покаянию и, соответственно, к Богу. Если человек превратил пощение в самоцель и думает, что этим своим делом спасется, и поэтому строг и хочет в точности соблюсти всё, тогда это болезненное состояние. Если же он делает это, потому что совесть у него легко уязвляется и потому что он не хочет поступать против нее и нарушать закон Божий, - тогда это здоровый человек, просто у него чувствительная совесть - совесть, которая с легкостью ранится. Он не принимает подобной широты.

Умеренный, со своей стороны, говорит: «Ничего страшного, дорогой, если ты случайно нарушил пост: из-за капли растительного масла не начнется конец света!» Если он делает это с добрым помыслом и учит тебя не концентрироваться на подобных вещах, а на существенном, то Бог не станет судить тебя, даже если бы ты нарушил пост: ты нарушил не потому, что презрел заповедь Церкви, а потому, что не знал, не подумал об этом, и из-за этого не начнется конец света. Если такое отношение не происходит из презрения к тому, что установлено Церковью, то оно не является плохим. Но если он поступает так потому, что презирает заповедь, и из презрения говорит о снисхождении, тогда это ошибка.

Думаю, и то и другое [уклонение] проистекает из нездорового эгоизма.

- Если здоровье не позволяет мне поститься, что мне делать?

- Это очень просто: не постятся - значит, делают то, что могут. Бог хочет от человека того, что он может сделать. Человек должен знать, что у его сил есть предел. Он должен смиренно призвать силу Божию и молить Бога помочь ему, но у него должно иметься намерение подвизаться, и он подвизается до той степени, до какой хватает его сил. Он должен смиренно принять свою немощь, и когда получит и благословение своего духовного отца на то, как и каким образом ему поститься, быть к себе более снисходительным, но не отчаиваться, поскольку он не спасется постом, как мы уже сказали. Пост - это средство, ведущее куда-то. Если через смирение ты приходишь к покаянию и достигаешь связи с Богом, то не надо терять надежду. Достаточно того, чтобы это не проистекало из нездорового перфекционизма или нездорового презрения.

- Что означают слова: «милости (έλεος) хочу, а не жертвы» (Мф. 9: 13)?

- Это означает, что мы должны употреблять елей (έλαιο) каждый день! Один монах на Святой Горе говорил: «В субботу не ешь сыр!» - «Почему, старче, в субботу нельзя есть сыр? Ведь это же не пятница, не среда?» - «Разве ты не читал, что сказано в Евангелии, что в субботу мы не едим сыр (τυρί)?»[1]. То есть евреи говорили о Христе, что Он не хранит субботы. Старец услышал евангельский текст, в котором говорится о Христе, что Он «не хранит субботы» (ού τηρεῖ), и понял его как запрещение есть сыр (τυρί) в субботу!

А сейчас серьезно. «Милости хочу, а не жертвы» означает, что Бог хочет, чтобы мы стали милосердными, как Он милосерден, а не просто следовали букве, потому что буква убивает, тогда как дух животворит[2]. Поэтому мы должны перейти от формы к сущности, но соблюдая и форму. Если не соблюдешь форму, не дойдешь до сущности.

- Как вы прокомментируете то, что во время поста некоторые люди становятся более раздражительными?

- Если человек в принципе всё время кроток, смирен, а когда начнет поститься, то тут же в понедельник первой седмицы Великого поста в нем всё переворачивается с ног на голову, ну, тогда это нечто странное. Такому человеку нужен медосмотр, может, имеется какая-то органическая причина, может, с ним что-то происходит, чего-то не хватает в его организме, и от пощения возникает проблема в его нервной системе. Может, он не выдерживает, и в его нервной системе происходит сверхнапряжение, она перегружается. Поэтому если в обычное время у него всё хорошо, а когда постится, то духовно изнемогает, тогда ему нужно пойти к врачу, поскольку с ним что-то происходит.

Диавол всегда есть диавол, не только во время поста. И в остальное время он тот же диавол. Поэтому не станем приписывать всё треклятому диаволу. Он такой, какой есть. Но, с другой стороны, он же сейчас занят, сейчас ведь проводятся карнавалы, и у него много работы. Он сейчас в другом месте[3]...

Митрополит Лимассольский Афанасий
Перевела с болгарского Станка Косова

Двери.Бг

[1] Имеется в виду текст: «τι τὸ σάββατον ού τηρεῖ», что в переводе означает: «потому что не хранит субботы» (Ин. 9: 16). На греческом языке слова «сыр» и «хранит» созвучны.

[2] См.: 2 Кор. 3: 6.

[3] На масленицу в Лимассоле проводится самый большой на Кипре карнавал, который Церковь осуждает.

http://www.pravoslavie.ru/put/68837.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Митрополит Лимассольский Афанасий (Николау)
Старец Софроний и другие совершенные о Христе люди
Ответы на антропологические вопросы
11.07.2022
Епископ Кипрской православной церкви призвал
украинцев сохранять верность Митрополиту Онуфрию
12.02.2021
Принять ответственность за свою жизнь
Беседа с молодежью в Лимасоле 23 января 2020 г.
02.08.2020
Все статьи Митрополит Лимассольский Афанасий (Николау)
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.04.2024 15:46
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 15:14
«В зеркале войны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 14:49
Пора очистить госуправление от рабов Запада
Новый комментарий от alef69
23.04.2024 13:41
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48