itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Андрей Рогозянский: В Церкви важно сохранить установку на аскетизм

5 лет со дня интронизации Патриарха Кирилла

0
201
Время на чтение 6 минут

В преддверии 5-летия со дня интронизации Патриарха Кирилла мы спросили у разных людей, какие события церковной жизни они считают ключевыми за последние 5 лет и какие шаги, с их точки зрения, Церкви необходимо сделать в ближайшие годы. Представляем вам мнение публициста Андрея Рогозянского.

На мой взгляд, последние пять лет в обществе были отмечены секуляризацией, преобразованием к средним европейским параметрам со всеми вытекающими следствиями для Церкви. Существует чрезвычайно мощный комплекс социальной мифологии, выдвигающий в предметы культового поклонения демократию, право, социальное соответствие, индивидуальную автономию, успех, комфорт и пр. Это замена религий, которые отходят на задний план, смотрятся слабо на фоне бурной эмпирической деятельности, преобразования пространств, технократии и т. п. В цивилизационном пейзаже человек иначе расценивает собственное место, чувствует себя более уверенным, самостоятельным, взрослым. Само религиозное сознание меняется. Паства обнаруживает большую требовательность, рефлексирует, даёт оценки, наделена общим критическим взглядом, эмансипирована и, говоря прямо, представляет довольно сложный объект в руководстве и проповеди. Конечно, существует встречная критика современности. Есть европейский кризис и предчувствие перемен негативного свойства. Но пока социальная мифология остаётся достаточно устойчивой для того, чтобы оттеснять религию и удерживать её в «слепой зоне».

Начиная где-то с 2003-2004 г. в России и соседних постсоветских странах открывается сложный период для Церкви. Ранее жизнь здесь имела другие очертания, специфические, но достаточно живые, неформальные и искренние. У Фукуямы есть термин: «тёплый тип культуры» или «тёплый тип общества». Присоединение к цивилизационному мейнстриму инициирует революцию частной сферы и переход на иные стандарты. Формальная вежливость и соблюдение процедур, социальная унификация и ранжирование характеризует формирующийся «холодный» общественный тип. Сложно было предугадать, к примеру, в наших согражданах всплеск интереса к выборам, правовым отношениям, судам, фактам коррупции, гражданскому контролю и пр. Таковы святыни и канонические основания социального фундаментализма.

В церковной жизни также главный сюжет последних лет представляет встреча «холодного» и «тёплого» типов. С одной стороны, действует запрос на формализацию ролей и ответственности, независимость личных позиций, миссионерские новшества, приходскую демократию, отчётность, отлаженность административных процессов, с другой, проявляет себя тяготение к более семейственному и родственному образу, культурно-поведенческим идеалам воцерковлённости и благочестия, к характерному для Православия самоощущению чад и духовного отцовства, послушанию, ученичеству, с чего началась церковная жизнь многих. Важным итогом пятилетия можно считать то, что в последние 1,5-2 года внутренняя атмосфера теплеет, перипетии, которые переживает Церковь в связи с провокациями и информационным давлением, взывают ко внутренней консолидации. Иерархия отдаёт предпочтение менее заформализованным методам. Образ Патриарха становится ближе и понятней церковному кругу.

Другой важный итог я бы определил как «осознание границ возможностей». Понятнее становится, чего можно и чего не следует ожидать от различных предприятий и начинаний: реформы административного аппарата, дискуссий в рамках Межсоборного присутствия, миссионерства и пр. Первоначально имели место слишком масштабные и амбициозные виды на религиозный ренессанс в обществе, разворот информационных трендов, геополитику и т. д. Организационный оптимизм, к сожалению, преобладал. Тревогу вызывали некоторые псевдомиссионерские эксперименты, увлечение «молодёжностью», антисоветская риторика, попытки ревизовать историю, проекты изменения основ церковной жизни под предлогом «возвращения к решению Собора 1917-18 гг.», намерения заимствовать средства от международных финансовых институтов и банков при чужом конфессиональном посредничестве.

С течением времени положение выравнивается. Тональность заявлений становится более сдержанной. На сегодняшний день управленческий этос исходит из достаточно консервативных представлений о служении, верности долгу, центризме, умеренности, личной скромности, взаимопонимании и примирении крайних позиций, недопущения резких смен курса, эксцессов и рискованных предприятий. Ближайшими сотрудниками Патриарха на ответственных постах в большинстве являются люди, имеющие авторитет и уважение, неравнодушные и обладающие опытом церковной жизни.

Несостоявшийся «прорыв» до сего дня составляет предмет неудовлетворения и критики некоторых. Ошибки усматривают, в частности, в излишне тесных отношениях с государством и пренебрежением позицией так называемого гражданского сектора. Я внимательно слежу за происходящим и, несмотря на это не увидел намёков на возможность прорыва, равно как и особенно тяжких упущений. Да, информационная политика может выстраиваться с большей или меньшей удачностью. Существует нехватка людей, профессионализма, опыта организации, бюджетов. Таковы проблемы количественного характера, качественно же значение имеет общая социология, которую в данный момент определяют тренды на рационализацию и эмпиризм. Церковь находится в лакуне или промежутке двух волн. «Антифилософское» и «антиисторическое» настроение общества, предпочтение личного и частного универсальному, прагматические и утилитарные установки образуют чрезвычайно мощный блокирующий комплекс не только против христианской проповеди, но и против любых инвектив, исходящих от образования, культуры, морали, требований коллективной целесообразности. Упомянутое положение будет меняться. В настоящий же момент, на пике социального оптимизма, остаётся довольствоваться скромным миссионерским результатом и держаться стратегии наименьшего ущерба от секуляризации и ассимиляции для православной общины.

Что касается «гражданского общества», люди и объединения, на сегодняшний день выступающие от его имени, пользуются репутацией либералов и имеют довольно своеобразный интерес к Церкви. Это каменистая почва, и особенных успехов в миссионерском наступлении на данном фронте ожидать сложно.

Теперь о тех шагах, которые необходимо сделать Церкви в ближайшие годы. Задача-минимум - не утрачивать того ценного, что было и присутствует в церковной жизни. Необходимо иметь уверенность в том, что наше понимание веры тождественно воспринятому от наставников, а не меняется произвольно, под действием различных сторонних факторов и влияний. Конечно, следует позаботиться, чтобы наше почитание Божией Матери, святых угодников Божиих не уменьшалось. Сегодня имеется определённая тенденция к упрощению.

Необходимо напоминать о важности молитв за усопших. Насколько я знаю из бесед с настоятелями, приходскими священниками, люди реже поминают своих почивших предков, молятся в храмах в Родительские субботы и на панихидах.

Нелишне также задуматься и об источниках той энергии, которая привела в Церковь и подвигла на служение многих наших клириков, монашествующих, причетников. Приток в монастыри, количество рукоположений сокращается. Пока это не слишком заметно, но в перспективе создаст проблемы. Идеал церковнослужения и побуждение к нему не могут питаться от чего-то иного, как от энергии христианского подвига. Ни интеллектуализм, ни сентиментальность и прекраснодушие, ни креатив и самореализация не дадут надёжной мотивации к служению. Аскетическая установка в православной среде является залогом воспроизводства.

Есть в Церкви те, кто находится в особенной нужде и требует общецерковной заботы. Кроме малоимущих и инвалидов, которым в последнее время уделяется всё больше внимания, это монашеские общины, многодетные семьи и церковные приходы в глубинке. На мой взгляд, целесообразно составить программу благоустройства монашеской жизни, возможно, с привлечением предложений и прямым участием греческих духовников. Молодые родители, помимо материальных затруднений, часто испытывают дефицит домашних помощников и трудности с обучением детей. Необходимо сформировать церковное мнение в пользу поддержки церковных семей нянями и репетиторами, в противном случае мы потеряем высокую рождаемость у православных. Наконец, городу пора осознать свою ответственность за сельские храмы. Диспропорция в двух частях Русской Православной Церкви, между «Церковью городов» и «Церковью села», огромна. Помимо миссионерских командировок, необходимо наладить работу служб, принимающих сигналы SOS из глубинки, способных временно восполнять острые потребности в клире, певчих, других добровольных приходских помощниках.

Наконец, я предложил бы подумать над тем, как сделать, чтобы власть, финансы, административные процессы в Церкви не привлекали бы такого усиленного внимания. Бурление эмоций и споры последнего времени происходят, очевидно, из-за того, что церковным кругом усвоен ложный, взятый от мира стереотип: всё самое актуальное и интересное относится к сфере управления и политики. Для Церкви это не так. Литургия, молитва, духовное наставление, преодоление ветхого и созидание нового человека во Христе являются для христианина «горячими темами».

Желаю Его Святейшеству, Патриарху Кириллу многая лета и укрепления Божия в ответственном служении.


www.foma.ru/andrej-rogozyanskij-v-czerkvi-vazhno-soxranit-ustanovku-na-asketizm.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Рогозянский
Духовное завещание отца Василия Ермакова
3 февраля - 17 лет со дня преставления прославленного петербургского пастыря
03.02.2024
Стоящий на границе двух заветов
7 июля - Рождество св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
07.07.2023
Космос Святого Георгия
Память 6 мая
05.05.2023
Все статьи Андрей Рогозянский
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.03.2024 21:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
28.03.2024 19:34
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30