Крещение Господне: что празднует Церковь?

0
9763
Время на чтение 6 минут

В богослужебных книгах Православной Церкви под 6 января по старому стилю (19 января по новому стилю) можно прочитать название праздника - «Святое Богоявление, Крещение Господа нашего Иисуса Христа». Слово «Богоявление» является кратким выражением событий, которые произошли во время Крещения Иисуса Христа от Иоанна Крестителя на реке Иордан. В Евангелии от Матфея это описано так: Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,  - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 16-17).

Фото священника Макария ТагаеваВо время Крещения Господня происходит явление Святой Троицы, отсюда и название - Богоявление. Лучше всего это выражено в тропаре праздника Крещения: Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение (Дух в виде голубицы подтверждал Его слова непреложность). Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе.

Крещенская вода

Главной особенностью праздника Крещения Господня является Великое освящение воды, которое совершается дважды - в Крещенский сочельник 18 января и в сам день праздника 19 января. Это водоосвящение совершается по одному и тому же чину, то есть читаются одинаковые молитвы. Поэтому и вода, освященная и в Сочельник, и в сам день Крещения, называется Великой агиасмой (Великой святыней). Нередко можно встретить мнение, что если два водоосвящения, значит, и вода в эти дни тоже разная - отдельно крещенская, отдельно богоявленская. Но, как мы видим, это не так, а приведенное мнение - суеверие.

Но почему совершается два водоосвящения? Дать точный ответ сложно. Уже в VI веке в Палестине существовала традиция освящения воды в реке Иордан накануне и в сам день праздника Крещения. На Руси существовал обычай (который сохраняется и до сих пор в некоторых местах) совершать Великое водоосвящение 18 января в храме, а 19 января - вне храма, устраивая крестный ход к специально приготовленной проруби - «иордани». Освящение воды является напоминанием о совершавшемся в этот день крещении уверовавших взрослых, прошедших перед этим длительную подготовку, а также прославлением Господа Иисуса Христа, освятившего иорданские струи, приняв Крещение от Иоанна Предтечи.

Вслушаемся в слова

Как раскрывается смысл праздника Крещения Господня в богослужебных текстах? Праздник Крещения, точно так же, как и Рождество Христово, имеет Сочельник - 18 января. В этот день совершается Великая вечерня (в этом году она будет совершаться после Литургии), на которой верующие услышат стихиру: «Приклонил еси главу Предтечи (преклонил Ты голову под руку Предтечи), сокрушил еси главы змиев. Пришед в струи, просветил еси всяческая, еже славити Тя, Спасе, Просветителя душ наших». Слова сокрушил еси главы змиев - это цитата из 73‑го псалма (Пс. 73, 13). Этот псалом изображает бедствия еврейского народа, порабощенного вавилонским царем Навуходоносором. Плененный народ просит Господа об избавлении, одновременно прославляя Его за прошлые славные деяния: Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли! Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде (Пс. 73, 12-13). Расторгнутое море - это разделившееся Чермное море, а сокрушенные головы змиев - погибшее войско египтян, преследовавшее израильский народ, ведомый пророком Моисеем. Мы просим Господа избавить нас от рабства греху и диаволу, как Он избавил от египетского рабства израильский народ.

Затем читаются 13 паремий - отрывки из вехтозаветных книг. Первый из них - 1‑я глава книги Бытия, 1-13 стихи. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт. 1, 2). Это начало творения видимого мира. Крещение Господне, явление Бога­Троицы у вод Иордана - это образ нового творения, обновления мира, очищенного от власти диавола, греха и смерти. В каждой последующей паремии вода является образом благодати Божией, ведь через воду Господь подает верующим исцеление и избавляет от смерти.

Еще одна очень важная для понимания смысла праздника стихира прозвучит на всенощном бдении 18 января вечером: Одевайся светом, яко ризою, нас ради по нам бытии сподобился есть (благоволил ради нас сделаться подобным нам), во струи одевается днесь Иорданския, не Сам сих ко очищению требуя, но нам Собою устрояяй порождение (Он в сей день погружается в струи Иорданские, Сам не нуждаясь в них для очищения). О, чудесе! Без огня изваряет (переплавляет), и назидает без сокрушения (воссоздает без разрушения), и спасает в Него просвещаемыя Христос Бог и Спас душ наших. В этих словах скрыт очень важный смысл: Сын Божий становится человеком и погружается в воды Иордана. Святой пророк и Предтеча Иоанн совершал крещение приходивших к нему людей после исповедания ими своих грехов. Господь Иисус Христос безгрешен, Он не нуждается в Иоанновом крещении покаяния, но ради спасения человека, в знак принятия на Себя грехов всего мира, Господь сходит в реку, возрождая в иорданских струях потомков падшего Адама.

Еще более ярко звучат слова другой стихиры: Крещается Хрис­тос и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир и зрит разводящаяся Небеса, яже Адам завори себе и сущим с ним (которые Адам затворил себе и потомкам своим), и Дух свидетельствует Божество, Подобному бо предтичет (и Дух свидетельствует о Его Божестве, ибо к Равному Себе приходит Он) и глас от Небесе: оттуду бо свидетельствуемый, Спас душ наших. Погружаясь в воды Иордана, Христос полагает начало разрушению власти греха. Грех отныне не властен разделить Творца и творение, потому что Сам Творец возводит потомков Адама к спасению.

Самое важное

Самая важная часть всенощного бдения - канон. На крещенской всенощной читаются два канона, написанные церковными песнописцами Космой монахом и преподобным Иоанном Дамаскиным. Это сложные тексты, но понять их очень важно. Основные темы канона - новое рождение, избавление от власти диавола и греха, просвещение человека Божественным светом. Приведем некоторые фрагменты обоих канонов (для наглядности пронумеруем цитируемые тексты, чтобы читателю было легче ориентироваться и при желании ознакомиться с текстами канонов более подробно):

Адама истлевшаго (погибшего) обновляет струями Иорданскими и змиев главы гнездящихся сокрушает Царь веков, Господь (Канон 1, песнь 1, тропарь 1); Скверну омываяй человеков, сим очищся во Иордане, имже, восхотев, уподобися, еже бе пребыв, сущия во тьме просвещаяй Господь, яко прославися (Канон 1, песнь 1 тропарь 3; рус. перевод: Господь, смывающий нечистоту людей, приняв очищение во Иордане ради тех, которым Он пожелал уподобиться, оставшись тем, чем был, просвещает находящихся во мраке, ибо Он прославился); Утру явльшуся человеком светоносну ныне из пустыни, к водам Иорданским преклонил еси, Царю солнца, Твою выю, лика мрачна родоначальника исхитити, скверны же всякия очистити тварь (Канон 2, песнь 1, тропарь 1; рус. перевод: Ныне человеку явилось светоносное утро от пустыни у струй Иордана: Ты, Царь солнца, склонил Свою шею, чтобы восхитить родоначальника нашего из мрачной страны и от всякой скверны очистить творение); Умерщвление первее насадивый твари, зверя злодейственнаго воображься в естество, омрачается плотским пришествие: утру явльшуся, приразився Владыце сокрушити свою враждебную главу (Канон 2, песнь 3, тропарь 1; рус. перевод: Тот, кто изначально насадил смертность в творении, представ в виде зловредного гада, помрачается пришествием во плоти Владыки, столкнувшись с Ним, как с рассветом, явившимся сокрушить его враждебнейшую главу); Делатель и Зиждитель, посреде стояй, яко Един всех сердца испытует, чистительную же лопату рукою прием, всемирное гумно всемудре разлучает, неплодие паля, благоплодным вечный живот дарует (Канон 1, песнь 5, тропарь 2; рус. перевод: Земледелец и Создатель, став посреди, как один из всех, вникает в сердца, и взяв в руки веятельную лопату для очищения, премудро разделение производит на всемирном гумне (гумно - огороженный участок для хранения и обработки зерен хлеба), бесплодность сжигая, а плодоносным жизнь вечную даруя); веемы, первее всепагубный потоп милостивно тя всех во тлю привести, о, тревеликая сотворяя и странная! Ныне же потопльша, Христе, грех за благосердие и человеческое спасение (Канон 2, песнь 7, тропарь 3; рус. перевод: Знаем, что Ты прежде потоп всегубительный плачевным образом навел к истреблению всех, о Совершающий величайшее и дивное; ныне же, Христе, Ты грех потопил по милосердию ради спасения смертных); Помазуеши, совершая человеческое существо, Царю Безначальне, Духа общением, струями чистыми отмыв и тьмы крепость же посрамль возвышенную, ныне в безпрестаннем воздати житии (Канон 2, песнь 9, тропарь 2; рус. перевод: Ты помазуешь Духа общением смертное естество, возводя к совершенству, струями чистыми очистив его, Царь безначальный, и, восторжествовав над надменною силою тьмы, ныне воздаешь ему нескончаемой жизнью).

Господь - это Свет, просвещающий человека, выводящий его из тьмы греха. Воды Иордана становятся символом жизни, ведь именно здесь начинается жизнь обновленного Богом творения.

Нельзя забывать...

...о том, что у каждого праздника, связанного с событиями земной жизни Господа, есть общая основа - все это части одного крестного пути. После Крещения Господь отправится в пустыню, чтобы подготовиться к проповеди, где его искушает диавол (см.: Мф. 4, 1-11). Гос­подь побеждает там, где человек терпит поражение. Остается только приобщиться к этой победе.

Газета "Православная вера" №1 (501)


http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2014-kreshenie-gospodne
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Василий Куценко
Все статьи Священник Василий Куценко
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
19.04.2024 13:57
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 13:33
Ватикан и Фанар готовят страшнейшую диверсию
Новый комментарий от Алекс
19.04.2024 13:30
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 13:28
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 13:15
Неизвестное об известном
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 12:54