Интеллигенция прекращается

Государство перестало быть гарантом просвещения

Интеллигенция прекращается Фото: ИТАР-ТАСС

Мы живём, забывая спасительность традиций, стремление народа к просвещению, породившее титанические фигуры Ломоносова, Пушкина, Менделеева, Павлова, Королёва... Почему, например, сегодня в Германии 90 процентов студентов - бюджетники, во Франции - 80 процентов, в России же только 40? А будет ещё меньше, если не изменить провальной «политики» под видом движения по принятой «дорожной карте» реформы образования. И не видно положительных результатов у всей этой непрерывной суеты по имени «образовательная реформа». И оттого у нас «турбины летают, а самолёты падают».

О проблемах народного образования говорилось на круглом столе, собравшем учёных и работников народного просвещения России в Государственной Думе, а также во время представительного Конгресса работников образования, культуры, науки и техники. Олег Смолин, заместитель председателя профильного комитета Госдумы, сообщил о запланированном сокращении финансирования образования в 2014 году до 4,1 процента ВВП. Между тем известно, что образовательный бюджет страны должен составлять не менее 7 процентов, если страна хочет развиваться, а не прозябать.

В ближайшие годы грядёт сокращение преподавательского корпуса: учителей - на 90 тысяч человек, преподавателей вузов - на 100 тысяч. Рост зарплаты преподавателей планируется обеспечить за счёт недопустимого увеличения нагрузки на остающихся преподавателей. Да и это увеличение будет весьма скромным, поскольку бюрократия в сфере образования не подконтрольна коллективам. Кстати, мы постоянно слышим о необходимости быть «на мировом уровне», но зарплата учителя гимназии Германии в пять раз выше зарплаты нашего университетского профессора!

Участники круглого стола и конгресса были единодушны в определении первопричин происходящей на наших глазах деградации народного просвещения. Принятая государством концепция исходит из того, что образование - это частная услуга, вроде чистки сапог, а не миссия государства, как это считалось при царях и при генеральных секретарях.

По сути, говорит Олег Смолин, побеждает «мёртвое образование», даваемое не во имя знаний, а ради получения диплома. Модернизация России требует больших вложений в сферу просвещения, мы же видим обратное. «Интеллигенция прекращается», поскольку верхи «перестают интересоваться своим народом». По меткому замечанию, большинство Госдумы проголосовало за порочный Закон «Об образовании», «не приходя в сознание». Отказ государства от важнейшего своего дела уже привёл в 2000-е годы к ликвидации более чем 20 тысяч сельских школ.

Бывший министр образования Евгений Ткаченко раскритиковал принятый курс на внедрение в образовательную жизнь рыночных начал, что, в частности проявилось в свёртывании профессионально-технического образования. Он подчеркнул, что это удар по сиротам России и неполным семьям: «Дети без системы профессионального образования пойдут в лес, как это видим сегодня на Кавказе». Оборонка уже «ревмя ревёт» от недостатка рабочих. Советская Россия дала миру широко применяемую педагогику союзных друг с другом знаний, умений, навыков, а сегодня наша страна-новатор отказывается от своего же достояния, начиная экономить на навыках. Потому, бывает, падают наши ракеты и самолёты.

Выступившая на конгрессе депутат Оксана Дмитриева сказала, что мы являемся свидетелями самого сильного удара по образованию и культуре на протяжении последних столетий. В революцию Россия лишилась многого, но осталась научно-техническая интеллигенция, сейчас её мы теряем. Поразительно, самоубийственный удар пришёлся «в тучные 2000-е годы», когда денег хватало. Государство отказалось от важнейшей своей функции - гаранта просвещения. Посчитало, что образование - это услуга. Между тем давно известно, что никакого рыночного результата в сфере образования быть не может, эта работа на страну и её будущее. Отмена тарифной сетки оплаты труда - это катастрофа. Государство разрешило начальству образовательных учреждений определять зарплату преподавателей. Это привело к растлению руководства и расколу коллективов. Далее недопустимый рыночный подход привёл к попытке отъёма имущества Академии наук.

Говорили и об ухудшении знания русского языка в школе, что бьёт, в свою очередь, по университетскому образованию. Язык многих учебников по различным предметам - галиматья, подрывающая интерес к учению.

Но ведь без нормального знания родного языка невозможно получить образование ни по одному предмету - от литературы до математики. Вместо квалифицированного управления образованием царит менеджеризм, не понимающий, что Россия как великая держава не должна отказываться от фундаментальной науки. В правящих кругах господствуют представления, оглашаемые в стенах Высшей школы экономики. Её руководитель заявил, что высокий уровень образования - не приоритет, поэтому и Академия наук не нужна. ВШЭ не раз поминалась как источник национальной угрозы. Другой учёный прямо назвал её врагом народного образования, поскольку там считается, что нам не нужно иметь начального профессионально-технического образования, ведь можно пригласить мигрантов. Результаты такого курса очевидны по многочисленным техногенным катастрофам.

В Калининграде, как и повсеместно, высшая школа страдает от бюрократизации. Закон не предполагает реального самоуправления в университетах. Поэтому законодателю надо бы предписать всем докторам и кандидатам наук со стажем обязательное участие в работе периодически созываемых конференций, этих коллегиальных органов управления вузами, предоставив им решающий голос. Дело в том, что из-за отсутствия самоуправления возник замкнутый слой вузовской олигархии, которому нет никакого дела до качества образования и его патриотической направленности.

На крайнем западе России всё большее влияние приобретают сторонники вторичной германизации нашего края. Эти грантократы, плотно окружив руководство ряда учреждений образования и культуры, забывшие о духе народности, насаждают дух кёнигсбергщины, унижая национальные чувства русских, лишая представителей отечественной науки учеников, отстраняя их от участия в научных мероприятиях. Ими ведётся, по сути, сепаратистская пропаганда, зомбирующая молодёжь лживыми утверждениями, что в Калининграде под влиянием «гения немецкой земли» сформирована новая этническая общность со своей отдельной культурой и психикой. Поразительно, но пока власть ничего зазорного во всём этом не видит.

Конгресс призвал Федеральное Собрание и правительство пересмотреть ошибочный курс, ориентирующийся на подготовку «грамотных потребителей». Учёные, педагоги и деятели культуры исходят из того, что России требуется возврат к парадигме творчества как традиционной основе отечественного образования. Они выступили за возрождение общедоступного образования, за приоритетное его развитие вместе с культурой, наукой и инженерным делом, за радикальное увеличение их финансирования.

Конгресс посчитал необходимым пересмотреть законодательство и остановить разрушение системы бесплатного образования, пресечь курс на деградацию человеческого потенциала. На нём была образована Коалиция работников образования, культуры, науки и техники, призванная помочь гражданскому обществу в его справедливых требованиях. Главное - не опускать руки.

http://lgz.ru/article/-51-52-6444-25-12-2013/intelligentsiya-prekrashchaetsya/

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Шульгин:
К политическому портрету Николая Цуканова
Арест изменника Воробьёва требует серьезного анализа состояния региональной элиты
09.07.2019
Нерусский дух «Калининградского Собора»
О нестроениях в калининградском отделении ВРНС. Часть 2
20.11.2018
Нерусский дух «Калининградского Собора»
О нестроениях в калининградском отделении ВРНС. Часть 1
16.11.2018
Что забыл наш священник, вольно или невольно ставший германизатором?
О ложных суждениях протоиерея Георгия Урбановича и не только. Взгляд из Калининграда. Часть 3
13.05.2018
Все статьи автора