Близится к концу осенний призыв. Всего за три месяца на срочную службу должны отправиться 150 030 новобранцев. Военные рапортуют: проблем с набором в армию нет. У призывников появилась возможность попасть в научную и спортивную роты. Престижной остается служба в Президентском полку, Таманской и Кантемировской дивизиях. А вот православные родители всеми силами стремятся пристроить сына в в/ч № 42754 инженерных войск. Почему - узнала спецкор «Культуры».
Народ давно присвоил этой части звание православной. И то, что мамы мечтают отдать сюда любимых сыновей, - чистая правда. Ведь у солдат, по сути, два наставника: военный - командир части майор Игорь Вандыш и духовный - иеромонах Варнава (Столбиков).
Православные призывники появились в Арсаках 20 лет назад - за год до того, как патриарх Алексий II и министр обороны Павел Грачев подписали первый документ о сотрудничестве Вооруженных Сил и Церкви. Теперь во многих частях есть молельные комнаты, часовни, храмы. Ведется строительство новых - в Липецком авиацентре, гарнизоне «Губа Сайда» Северного флота, на 999-й авиабазе (Кант). В этом году состоялся первый в истории официальный выпуск военных священников. Среди уже назначенных есть представители ислама и буддизма. К слову, до революции в национально-территориальных соединениях, таких как «Дикая дивизия», служили и муллы. Всего же царская армия насчитывала пять тысяч военных священников и несколько сотен капелланов. Рассуждающие о том, что религия и армия не коррелируются, просто не знают истории. В конце концов, и в Церкви, и в Вооруженных силах - служат.
Говорят, предыдущий министр обороны, равно далекий от армии и церкви, всячески тормозил восстановление института военного духовенства. Сергей Шойгу, напротив, взялся за эту тему активно. Пока священники есть только в штате крупных частей. Хотя некоторые батюшки и принимают добровольно миссию духовно окормлять в/ч, расположенные неподалеку от их храмов. На этом фоне ситуация в Арсаках, конечно, уникальная. И дело не только в 20-летнем опыте сотрудничества отца Варнавы с военными. Но и в том, что находится часть на территории... монастыря. Первое упоминание о Свято-Смоленской Зосимовой мужской пустыни относится к концу ХVII века. Военные «расквартировались» в обители в 1925-м - через два года после ее закрытия.
Духовник солдат, игумен иеромонах Варнава в штате в/ч 42754 не состоит. Он служит в Свято-Зосимовой пустыни, куда пришел послушником в 1992-м, в возрождавшуюся тогда обитель. Он же - настоятель домового воинского храма в честь благоверного князя Даниила Московского (небесного покровителя инженерных войск), устроенного на третьем этаже казармы, основатель и худрук православного солдатского хора инженерных войск «За веру и Отечество», ректор Свято-Зосимовской высшей духовно-певческой школы.
- Я приехал из обычной боевой части - а тут свой батюшка, домовый храм, личный состав такой духовный, - улыбается майор Игорь Вандыш, назначенный командиром в феврале 2013-го. - Чего греха таить, первое время по привычке изъяснялся на русском народном языке... Но постепенно научился подбирать слова. А реакция в обществе по-прежнему умилительная: «Они что там, кадилом все время машут?» или: «У вас мальчики только поют?» А эти мальчики и службу караульную несут, и с автоматом ходят сутки напролет. Личный состав небольшой - около 80 человек. А объем выполняемых задач - серьезный.
- Слава Богу, часть возрождается, - говорит батюшка Варнава, с которым мы зашли в домовый храм, где как раз заканчивался ремонт. - Смотрите, как красиво. Ребята здесь - и служители, и прихожане. Сами и иконы написали, и распятие вырезали, и плитку положили. А какой алтарь сделали!.. Еще недавно казарма находилась в запущенном состоянии, туалетные комнаты были ужасные. Теперь видите, как все светится! При том, что Министерство обороны средств практически не выделяет. Спасибо родителям «срочников» и бывшим воинам - поддерживают. Более ста человек из числа отслуживших у нас стали священниками. Немало среди «выпускников» православных офицеров, музыкантов, преподавателей, регентов. Таких частей-то больше и нет.
- А на Валааме?
- Там всего четыре человека - подразделение, куда набирают из числа послушников.
-
К вам, наверное, очередь выстраивается из желающих? На сайте монастыря
даже объявление висит: по поводу службы в войсковой части не звонить, не
писать...
- Да, мы ищем ребят не просто православных, а еще и поющих.
Поскольку служат теперь только год, времени на обучение нет. А планка
уже высокая. Поэтому предпочитаем семинаристов, студентов духовных
заведений, музучилищ, Академии имени Гнесиных. Я сам ее когда-то
окончил.
- Вот она - элитная часть. Захочешь - не попадешь.
- Да, все новобранцы приходят сюда только с благословения
своих священников. Хотя иногда родители и просят принять
невоцерковленных детей.
- Убежденных атеистов и иноверцев совсем нет?
- Практически нет. Да и как у нас могут быть убежденные
атеисты, если призыв осуществляется через военный отдел Московской
Патриархии? И, хотя идти по православному пути нас благословил Святейший
Алексий II, поначалу здесь было совсем непросто. В Арсаках служили
дагестанцы, чеченцы. Процветали дедовщина, наркомания. В такой атмосфере
оказались в 1993 году 13 призывников из духовных школ. Мне даже
приходилось ночевать в казарме - очень было неспокойно. Слава Господу,
дал нам мощное воспитательное средство - из 13 ребят четверо оказались
поющими. Хор стал развиваться.
Костяк коллектива - восемь человек. Они учатся в магистратуре Свято-Зосимовской высшей духовно-певческой школы. Но прочий состав постоянно меняется. Как говорится, срочники приходят и уходят, а хор остается. И это не самодеятельность. 19 мая нынешнего года мне довелось слушать ребят в удивительном месте - базилике San Nicola в итальянском Бари. В день памяти Святителя Николая православному солдатскому хору инженерных войск «За веру и Отечество» выпала честь петь всю праздничную службу. Для многих ребят это был звучный дембельский аккорд.
В репертуаре хора - песни военные (в том числе забытые), народные, казачьи. Конечно, духовные песнопения. Есть произведения на французском и английском, есть - итальянских композиторов ХIV-ХV веков. Записано уже 15 дисков, в том числе альбом на древнегреческом, поразивший даже афонских монахов, и «Антология старинной хоровой музыки» (на шести языках), исполнение которой специалисты по ошибке приписали хору Московской консерватории. Заграничные поездки, международные конкурсы, на которых солдатский коллектив часто выходит победителем, участие в патриарших службах, частые выступления в зале Церковных Соборов в Храме Христа Спасителя - жизнь поющих воинов, конечно, не сравнима с обычной службой. Кажется: не армия - мечта!
- Все репетиции, записи дисков, подготовка к выступлениям проходят только в личное время, перед отбоем, а иногда и после, - спускает меня на землю майор Вандыш. - И для ребят это дополнительная нагрузка.
- Служба в основном караульная, а она нелегка, - признается 24-летний Иван Дегтярев из Волгоградской области. - Спать приходится урывками, ночь разбивается на несколько этапов: четыре часа отдыхаешь - час стоишь в карауле. Бывает, кто-то отключается - приходится подталкивать: «Не спать!» Посмеемся - и дальше стоим. После караула возвращаемся в казарму - начинается спевка. А ты спать хочешь... Ничего, это закаляет. Не жалею, что попал сюда. И от церкви не ушел, и в армии послужил.
- Оружие-то хоть видели?
- Да мы постоянно с ним в карауле. Стрельбы регулярно
проходят. Часовой идет на пост с заряженным «калашниковым». И если по
уставу положено выстрелить, я должен это сделать.
- Сможете?
- Ну, Родину-то защищать нужно.
Пока материал готовился к печати, Ваня Дегтярев демобилизовался и вернулся на истфак Московской духовной академии. А вот студенту РАМ имени Гнесиных, 21-летнему Володе Петрашко из Магнитогорска, служить еще добрых полгода.
- Вообще я хотел в армию, - философски рассуждает он. - В любую. А потом узнал про эту часть. И постарался попасть сюда. Все-таки я дирижер академического хора. Пою на клиросе у батюшки в монастыре. Пошел бы в обычную армию - навыки бы растерял. А тут и стрелять, надеюсь, уже научился. И физподготовка каждое утро. Занятия на турнике. Бег. Отжимания, приседания...
- Сколько раз подтягиваетесь?
- Я? Шесть... Маловато, да... По нормативам - 15 раз надо.
Нормальным хватом... Ничего, потренируюсь. Кормят нас замечательно.
Раньше солдаты готовили, сейчас - гражданские. Иногда даже пельменями
балуют.
- Прямо рай.
- Да обычная армия. Только люди православные. Но у меня здесь
борьба началась. Верующий и атеист стали соперничать во мне. В
Магнитогорске люди порой так вели себя, что отталкивали меня своим
поведением от церкви. А здесь ребята вразумляют: не забывай о Боге, и Он
тебя не забудет. В армии тяжело. Но если хочешь быть мужчиной, все
выдержишь. Тем более с такой духовной поддержкой.
- Физически здесь ребятам сложнее, но в духовном плане легче, - добавляет отец Варнава. - Некоторые говорят: у вас тепличные условия! А у нас боевая подготовка, может, серьезнее, чем в других частях. Воины охраняют ответственный объект - арсенал. Задачи у саперов и минеров не шуточные. Тактическая, специальная инженерная подготовка, обучение в лесах... Я всегда приезжаю на начало учений и в конце - на молебен, когда силы у ребят уже на исходе и надо поддержать. Мы домовый храм потому и создали в казарме - нагрузка очень серьезная, до монастыря вечером уже тяжело дойти. А тут поднялся на третий этаж - свечку поставил, помолился... Да и я вечерами с ребятами. Для спокойствия. И порядка.
- Говорят, после того как срок службы сократили до года, дедовщины не стало?
- Срок особой роли не играет. Иногда звонят родители, умоляют
перевести сына к нам, потому что «там» ужасные условия. Для других
частей мы - центр духовно-нравственного воспитания.
- Раньше в частях были замполиты, теперь - священники...
- Мы не заменили замполитов. Есть задачи, которые должны
выполнять офицеры. А моя главная обязанность как духовника части -
оказывать помощь душе воина. В учебнике по военной психологии, в главе
«Стрессы» пишут: нужно применять лекарственные средства, но они могут
повредить психике... У православных же есть испытанное духовное средство
для борьбы с бесовскими проявлениями и сверхнапряжением - исповедь. В
этом я могу помочь командиру части.
Территория части ничем не выдает духовность своих воинов: КПП, штаб части, казарма, собачий питомник, узкоколейка, пожарные машины, танк... Однако здесь даже традиции уникальные. Концерт для родителей в день присяги. Дембельский вечер. Участие в международных православных турнирах по футболу. Пение на богослужениях в монастыре. И непременно - возвращение: венчаться, крестить детей. И просто пообщаться с игуменом Варнавой. Как с родным отцом.
- Отделить батюшку от воинства уже нельзя, - рассуждает командир части Игорь Вандыш. - Проблемы у нас одни. Житейские ситуации-то повторяются. Смотрю, парень ходит как в воду опущенный. Оказывается, девушка попала в больницу. А у него любовь, все дела... Ну, отправил в увольнение. В конце службы он подошел - улыбается: товарищ майор, девочка выписалась, все хорошо. А когда не знал, что делать, и с батюшкой советовался. У меня есть психологическая подготовка. Но не каждому командиру и психологу воин откроет душу. И вот тут на помощь приходит батюшка.
- Уж больно благолепная картина получается... Вы что, даже не наказываете солдат?
- Почему? Если задача по объективным причинам не выполнена,
может быть выговор, строгий выговор, лишение увольнения. За курение не
наказываем. А серьезных дисциплинарных поступков ребята не совершают.
Начинается стодневка (100 дней до приказа) - идем пресекать на корню...
Младшие и старшие есть везде. Зная, что утром один может заставить
другого заправить койку, захожу в казарму: свою заправляет? Все в
порядке. У нас служат и 18-, и 26-летние, и холостые, и женатые. Мужской
коллектив. Каждый хочет доказать, что он лучше, сильнее. Это нормально.
Мужчины всегда будут меряться... Но если кого-то опускают головой в
унитаз, как показывает ТВ, оскорбляют, унижают, - это преступление, за
которое надо жестоко наказывать. Судить и сажать надолго. А вот когда
есть контроль, то и попыток не будет. Болезнь всегда лучше предупредить.
Татьяна УЛАНОВА, п. Арсаки, Владимирская область
http://portal-kultura.ru/articles/country/21864-za-veru-i-otechestvo/