Кто против Рождества?

0
246
Время на чтение 5 минут

- Моё главное Рождество было в 2001 году, когда я со множеством других молодых священников сослужил на всенощной в Исаакиевском соборе. Вы когда-нибудь видели Исаакий, целиком заполненный молящимися? А в ту ночь так и было! Владыка Владимир сказал нам тогда: «Как радостно мне видеть столько молодых батюшек! Это Рождество - особенное для вас: начинается новое тысячелетие, вам служить в XXI веке...» Я тогда совсем молодой был, многого ещё не понимал, - но вот прошло пять лет, и меня назначили председателем приходского совета храма во имя Рождества Христова на Песках.

Так начал свой рассказ протоиерей Андрей Щербан, клирик Спасо-Преображенского собора и настоятель будущего Рождественского храма. Будущего, потому что сейчас на углу 6-й Советской улицы и Красноборского переулка нет ничего, кроме строительного котлована.

- Храм здесь был замечательный, - продолжает отец Андрей. - Поверьте: даже в Петербурге, где что ни храм, то событие, Рождественская церковь не терялась, не оставалась в тени. Я сейчас говорю даже не столько о внешнем её виде - а она была очень красива, - сколько о Рождественском приходе, о его значении в жизни столицы.

Какая она была, Рождественская церковь на Песках? Чтобы представить себе её, вспомните Свято-Троицкий собор в нашей Лавре - все отмечали сходство этих храмов. И хотя церковь предназначалась главным образом для рабочих, убрана она была весьма богато. Народ очень почитал здешние иконы: Рождества Христова, Тихвинскую, а к образу свв.Гурия, Самона и Авива народ сходился со всей России: знали люди, что через него подаётся верующим благодать супружеского счастья.

Основу прихода составлял мастеровой народ, строители - люди, как правило, небогатые, а под старость и вовсе впадающие в тяжёлую нужду. Что же приход? В середине XIX века на базе Рождественского прихода было устроено первое в России благотворительное общество. Общество содержало два приюта: один для стариков, другой для детей-сирот. На самом деле это был как бы один приют: старики и дети жили вместе и как могли заботились друг о друге. Очевидцы рассказывали: между старыми и малыми царила удивительная любовь, старики души не чаяли во «внуках», малыши охотно слушались названых бабушек-дедушек... Очевидцы утверждали, что таких тёплых семейственных отношений, как здесь, не видели нигде.

Имел приют безплатную столовую - большая редкость по тем временам, а главное - было здесь множество учебных мастерских. Сейчас, когда читаешь список профессий, которые могли получить дети здешних рабочих, просто диву даёшься: какое разнообразие! Тут и кузнецы, и стекольщики, и штукатуры, и жестянщики, и даже ювелиры... И ещё долго, даже при советской власти, рождественцы чем могли помогали неимущим, безработным, безпризорным, каких много было в 20-х годах... И лишь в 1934 году храм был взорван...

Теперь пришла пора возрождаться. Мы уже собрали почти все необходимые документы, изучили дореволюционные чертежи, планы, мы доподлинно знаем, как нужно возводить Рождественский храм... Мы хотим вернуть городу некую часть его прежней красоты, возвести, выражаясь языком зодчих, архитектурную доминанту Рождественских улиц...

И тут мы натыкаемся на яростное противодействие! Нам пытаются помешать люди, ратующие... за восстановление исторического облика Санкт-Петербурга. Их логика такова: несколько десятилетий здесь был сквер - следовательно, сквер историчен, а храм - нет. Сквер - это зелёная зона, а центр города нуждается в зелёных зонах, - храм же отнимает у петербуржцев ещё одно место для прогулок.

Что ж, позиция определена чётко, и человеку неискушённому может показаться вполне обоснованной. Но давайте рассмотрим положение повнимательнее.

Во-первых: мы не строим новое здание, мы восстанавливаем памятник архитектуры XVIII века, возвращаем городу утраченную достопримечательность.

Во-вторых: когда это бывало на Руси, чтобы храм нарушал экологическую обстановку? Любая церковь стремилась превратить пространство за своей оградой в более или менее обширный сад. Православный храм и живая зелень связаны неразрывно, мистически: веточки вербы на Вход Господень в Иерусалим, берёзки на Троицу, ели на Рождество - всё это символы вечно возрождающейся жизни, знак благодати Божией... Что же касается именно Рождественского храма на Песках, то он всегда был окружён обширным сквером. Можете посмотреть на старые фотографии: там из-за деревьев и церкви-то не видно, лишь купол да колокольни выглядывают из зелени. Разумеется, вокруг восстановленного храма также будет разбит сквер, поставлены скамейки, и люди смогут отдыхать в тени деревьев и под сенью благодати Божией.

Как же так? Выходит, против строительства храма выступают люди или совершенно безграмотные, или имеющие цели, далёкие от тех, о которых говорится во всеуслышание. Наблюдая за ширящимся движением против храмов, я не могу не связать его с нынешними выступлениями против Православия вообще. Всем известно, что гонения на Церковь сейчас хоть исподволь, но растут и принимают всё новые, всё более изощрённые формы. Взгляните внимательней на наших противников. Они подают свою деятельность как «народный протест», как стихийную борьбу горожан с «захватчиками» территории. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что на митингах в разных районах выступают одни и те же люди, всякий раз выдающие себя за местных жителей. Так было и на проспекте Косыгина, и на Долгом озере... Думаю я, что за всеми этими «стихийными протестами» стоит единый направляющий центр, который организует, не особенно заботясь о разумности доводов, - лишь бы хоть как-то изобразить - «народное возмущение». Хочу спросить: каким образом строительство храма может помешать долгоозёрным жителям, где зелени больше, чем где-либо ещё в городе, где бульвары широки и длинны? Уж там-то можно устраивать сквер за сквером, парк за парком, и храмы никому не помешают. Неужели там пожалеют пару сотен квадратных метров для новой церкви? Однако противники храмов и там старательно организуют «движение протеста».

Конечно, Центральный район, Советские улицы - это не Долгое озеро, зелени здесь меньше. Но всё же она имеется: есть несколько скверов, поблизости лежит Овсянниковский сквер, Некрасовский сквер, Таврический сад, есть зелёный пятачок на углу ул. Моисеенко и Суворовского... В конце концов, и вокруг нашего храма планируются зелёные посадки. Меня удивляет казуистика наших противников, которые говорят: «Мы не против храма - мы за сквер, за зелень». Но это обычная демагогия, с помощью которой людей пытаются сбить с толку.

Говорят о том, что колокольный звон будет мешать людям. Но разве вы не знаете, что существуют определённые нормативы по шумам? Согласно им колокола в городе не должны превышать установленного уровня. И поэтому набор колоколов у нас будет приведён в соответствие с нормативами по уровню шума, допустимого в этой местности.

Говорят, что в Центральном районе и без новых храмов есть где молиться; какая-то газета даже насчитала почему-то 28 церквей и часовен. Не знаю, откуда взялась эта цифра: у меня, как я ни считал, выходило меньше. Но ведь речь идёт не просто о некой «молельне», а о славном, красивом петербургском храме, исторической реликвии, так много говорящей сердцу всех, любящих историю нашего города. Рождественский храм много лет был духовным центром петербургского благотворительства, под его сенью обретали покой и счастье тысячи немощных, нуждающихся, престарелых горожан. Тысячи мальчишек и девчонок, среди которых наверняка есть предки современных петербуржцев, вышли отсюда на честный трудовой жизненный путь. Как измерить пользу, принесённую стране Рождественским приходом? А сейчас храма нет - и словно бы не было... И никто будто бы не желает его возвращения!.. По-моему, это обычная неблагодарность - качество не слишком привлекательное.

Рождественский храм непременно будет восстановлен, и я верю, что вместе с ним восстановится и Рождественская слобода со всеми её славными традициями.

Алексей БАКУЛИН

http://pravpiter.ru/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Бакулин
Все статьи Алексей Бакулин
Последние комментарии
«Победить нашу страну извне невозможно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:22
На картошку!
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:07
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.04.2024 07:46
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 07:28
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Игорь Бондарев
20.04.2024 07:22