Кто против Рождества?

- Моё главное Рождество было в 2001 году, когда я со множеством других молодых священников сослужил на всенощной в Исаакиевском соборе. Вы когда-нибудь видели Исаакий, целиком заполненный молящимися? А в ту ночь так и было! Владыка Владимир сказал нам тогда: «Как радостно мне видеть столько молодых батюшек! Это Рождество - особенное для вас: начинается новое тысячелетие, вам служить в XXI веке...» Я тогда совсем молодой был, многого ещё не понимал, - но вот прошло пять лет, и меня назначили председателем приходского совета храма во имя Рождества Христова на Песках.

Так начал свой рассказ протоиерей Андрей Щербан, клирик Спасо-Преображенского собора и настоятель будущего Рождественского храма. Будущего, потому что сейчас на углу 6-й Советской улицы и Красноборского переулка нет ничего, кроме строительного котлована.

- Храм здесь был замечательный, - продолжает отец Андрей. - Поверьте: даже в Петербурге, где что ни храм, то событие, Рождественская церковь не терялась, не оставалась в тени. Я сейчас говорю даже не столько о внешнем её виде - а она была очень красива, - сколько о Рождественском приходе, о его значении в жизни столицы.

Какая она была, Рождественская церковь на Песках? Чтобы представить себе её, вспомните Свято-Троицкий собор в нашей Лавре - все отмечали сходство этих храмов. И хотя церковь предназначалась главным образом для рабочих, убрана она была весьма богато. Народ очень почитал здешние иконы: Рождества Христова, Тихвинскую, а к образу свв.Гурия, Самона и Авива народ сходился со всей России: знали люди, что через него подаётся верующим благодать супружеского счастья.

Основу прихода составлял мастеровой народ, строители - люди, как правило, небогатые, а под старость и вовсе впадающие в тяжёлую нужду. Что же приход? В середине XIX века на базе Рождественского прихода было устроено первое в России благотворительное общество. Общество содержало два приюта: один для стариков, другой для детей-сирот. На самом деле это был как бы один приют: старики и дети жили вместе и как могли заботились друг о друге. Очевидцы рассказывали: между старыми и малыми царила удивительная любовь, старики души не чаяли во «внуках», малыши охотно слушались названых бабушек-дедушек... Очевидцы утверждали, что таких тёплых семейственных отношений, как здесь, не видели нигде.

Имел приют безплатную столовую - большая редкость по тем временам, а главное - было здесь множество учебных мастерских. Сейчас, когда читаешь список профессий, которые могли получить дети здешних рабочих, просто диву даёшься: какое разнообразие! Тут и кузнецы, и стекольщики, и штукатуры, и жестянщики, и даже ювелиры... И ещё долго, даже при советской власти, рождественцы чем могли помогали неимущим, безработным, безпризорным, каких много было в 20-х годах... И лишь в 1934 году храм был взорван...

Теперь пришла пора возрождаться. Мы уже собрали почти все необходимые документы, изучили дореволюционные чертежи, планы, мы доподлинно знаем, как нужно возводить Рождественский храм... Мы хотим вернуть городу некую часть его прежней красоты, возвести, выражаясь языком зодчих, архитектурную доминанту Рождественских улиц...

И тут мы натыкаемся на яростное противодействие! Нам пытаются помешать люди, ратующие... за восстановление исторического облика Санкт-Петербурга. Их логика такова: несколько десятилетий здесь был сквер - следовательно, сквер историчен, а храм - нет. Сквер - это зелёная зона, а центр города нуждается в зелёных зонах, - храм же отнимает у петербуржцев ещё одно место для прогулок.

Что ж, позиция определена чётко, и человеку неискушённому может показаться вполне обоснованной. Но давайте рассмотрим положение повнимательнее.

Во-первых: мы не строим новое здание, мы восстанавливаем памятник архитектуры XVIII века, возвращаем городу утраченную достопримечательность.

Во-вторых: когда это бывало на Руси, чтобы храм нарушал экологическую обстановку? Любая церковь стремилась превратить пространство за своей оградой в более или менее обширный сад. Православный храм и живая зелень связаны неразрывно, мистически: веточки вербы на Вход Господень в Иерусалим, берёзки на Троицу, ели на Рождество - всё это символы вечно возрождающейся жизни, знак благодати Божией... Что же касается именно Рождественского храма на Песках, то он всегда был окружён обширным сквером. Можете посмотреть на старые фотографии: там из-за деревьев и церкви-то не видно, лишь купол да колокольни выглядывают из зелени. Разумеется, вокруг восстановленного храма также будет разбит сквер, поставлены скамейки, и люди смогут отдыхать в тени деревьев и под сенью благодати Божией.

Как же так? Выходит, против строительства храма выступают люди или совершенно безграмотные, или имеющие цели, далёкие от тех, о которых говорится во всеуслышание. Наблюдая за ширящимся движением против храмов, я не могу не связать его с нынешними выступлениями против Православия вообще. Всем известно, что гонения на Церковь сейчас хоть исподволь, но растут и принимают всё новые, всё более изощрённые формы. Взгляните внимательней на наших противников. Они подают свою деятельность как «народный протест», как стихийную борьбу горожан с «захватчиками» территории. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что на митингах в разных районах выступают одни и те же люди, всякий раз выдающие себя за местных жителей. Так было и на проспекте Косыгина, и на Долгом озере... Думаю я, что за всеми этими «стихийными протестами» стоит единый направляющий центр, который организует, не особенно заботясь о разумности доводов, - лишь бы хоть как-то изобразить - «народное возмущение». Хочу спросить: каким образом строительство храма может помешать долгоозёрным жителям, где зелени больше, чем где-либо ещё в городе, где бульвары широки и длинны? Уж там-то можно устраивать сквер за сквером, парк за парком, и храмы никому не помешают. Неужели там пожалеют пару сотен квадратных метров для новой церкви? Однако противники храмов и там старательно организуют «движение протеста».

Конечно, Центральный район, Советские улицы - это не Долгое озеро, зелени здесь меньше. Но всё же она имеется: есть несколько скверов, поблизости лежит Овсянниковский сквер, Некрасовский сквер, Таврический сад, есть зелёный пятачок на углу ул. Моисеенко и Суворовского... В конце концов, и вокруг нашего храма планируются зелёные посадки. Меня удивляет казуистика наших противников, которые говорят: «Мы не против храма - мы за сквер, за зелень». Но это обычная демагогия, с помощью которой людей пытаются сбить с толку.

Говорят о том, что колокольный звон будет мешать людям. Но разве вы не знаете, что существуют определённые нормативы по шумам? Согласно им колокола в городе не должны превышать установленного уровня. И поэтому набор колоколов у нас будет приведён в соответствие с нормативами по уровню шума, допустимого в этой местности.

Говорят, что в Центральном районе и без новых храмов есть где молиться; какая-то газета даже насчитала почему-то 28 церквей и часовен. Не знаю, откуда взялась эта цифра: у меня, как я ни считал, выходило меньше. Но ведь речь идёт не просто о некой «молельне», а о славном, красивом петербургском храме, исторической реликвии, так много говорящей сердцу всех, любящих историю нашего города. Рождественский храм много лет был духовным центром петербургского благотворительства, под его сенью обретали покой и счастье тысячи немощных, нуждающихся, престарелых горожан. Тысячи мальчишек и девчонок, среди которых наверняка есть предки современных петербуржцев, вышли отсюда на честный трудовой жизненный путь. Как измерить пользу, принесённую стране Рождественским приходом? А сейчас храма нет - и словно бы не было... И никто будто бы не желает его возвращения!.. По-моему, это обычная неблагодарность - качество не слишком привлекательное.

Рождественский храм непременно будет восстановлен, и я верю, что вместе с ним восстановится и Рождественская слобода со всеми её славными традициями.

Алексей БАКУЛИН

http://pravpiter.ru/

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Алексей Бакулин:
Все статьи автора
Последние комментарии
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Жириновский и Кремль: вечные партнеры
Новый комментарий от Ортодоксос
13.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Русский Иван
10.12.2019
Сергей Чапнин как «церковный контрреформатор»
Новый комментарий от Капитон
17.09.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Советский недобиток
12.12.2019