Как Шон стал православным

"The smells and the bells" для американцев

0
508
Время на чтение 8 минут

О греческих фермерах и русских крестьянах

Американцы принимают Православие по разным причинам. Одни - так же, как я: они чувствуют, что в нашей религиозной традиции чего-то не хватает. Других привлекает то, что американцы иногда называют «запахи и колокола» ["the smells and the bells" - имеются в виду внешние проявления православной веры, религиозные обряды и традиции, в том числе запах ладана и звон колоколов. - Ред.]. Но зачастую и те, кого привлекли внешние атрибуты, находят в нашей Церкви истину. Некоторым кажется, что Православие - это нечто специфическое, национальное (греческое или русское), и они не сразу осознают всю его глубину. К сожалению, такие люди считают, будто для того, чтобы стать православным, нужно непременно быть греческим фермером или русским крестьянином. Вы, наверное, видели фильм «Моя большая греческая свадьба» [американский фильм, основанный на реальной истории женитьбы актера Тома Хэнкса на гречанке. - Ред.]? После того, как главный герой принял Крещение, он заявляет, что теперь он грек. На мой взгляд, вот такой подход в Америке очень распространен. Люди думают, что принять Православие - значит стать греком, или русским, или ливанцем, или украинцем, в зависимости от того, к какой юрисдикции относится данный приход. То есть для них Православие - лишь элемент национального самосознания. Зачастую православные обычаи кажутся американцам чуждыми, странными, что вызывает у некоторых из них отторжение.

Шон Эшли

У меня было иначе: я пришел в Православие после долгих поисков церкви, где мог бы жить настоящей христианской жизнью.

Поиск

Мои поиски начались, когда мы с женой Мелиссой переехали в маленький городок Норман в Оклахоме в 1996 году. Нам хотелось найти церковь, где была бы та же дружеская атмосфера, как и в нашем прежнем городке Макалистере. И в целом мы чувствовали какую-то духовную неудовлетворенность... Заходили в здешнюю пресвитерианскую церковь, несколько раз были на богослужениях у лютеран, потом на какое-то время вообще прекратили поиски. Возобновив их, стали посещать внеконфессиональную христианскую церковь - она находилась как раз напротив нашего дома. Там мы познакомились со множеством замечательных людей, атмосфера была теплой, дружеской... Но со временем ощущение новизны «выветрилось», и оказалось, что никакой христианской жизни, к которой мы стремились, в этой церкви тоже нет: ты просто приходишь на собрания по воскресеньям, участвуешь в каких-то совместных мероприятиях, но от тебя ничего не требуется, никак не меняется твоя жизнь. Просто «приходи-ка в воскресенье на вечеринку со Христом!» - это нам казалось как-то неправильно.

После одного из таких собраний у нас с женой состоялся разговор: мы пришли к выводу, что нам чего-то остро не хватает в духовной жизни. Поиски, попытки найти свою церковь возобновились.

«Православие - это Христос»

Однажды у меня под рукой оказалась бесплатная газета «Oklahoma Gazette», там я прочел объявление о встрече в церкви Святого Вознесения с бывшими священниками-протестантами, обратившимися в Православие. «Как интересно!» - подумал я. К тому же мне было известно, что наши соседи - православные. Вечером я показал объявление Мелиссе, а она ответила: «Забавно! Я обнаружила такое же приглашение, только в другой газете». И мы решили пойти.

На той встрече выступали четыре человека, в том числе отец Бэзил Макмерчери из церкви святого Ильи, в прошлом священник епископальной церкви, и Майкл Пауэрс - прихожанин нашего храма, когда-то окончивший протестантскую семинарию. Также там был отец Джеймс Руни из церкви западного обряда в Техасе.

Первым взял слово отец Джеймс. Его речь поразила меня! Он выступал без подготовки - просто вышел и сказал: «Православие - это вот что», - и указал на иконостас, прямо на изображение Христа. Он объяснял, что быть православным - значит жить жизнью Христа, быть во Христе каждый день. Это не просто то, что занимает тебя по воскресным дням, а твой образ жизни, твои мысли, поступки. Он рассказывал о тех вещах, которые есть в Православии и которых, как и мне казалось, не хватало во всех других церквях, где мы были. Его выступление меня по-настоящему потрясло: я понял, что именно такое понимание христианства искал.

В конце вечера организаторы сообщили, что скоро начнутся шестинедельные занятия для желающих познакомиться с Православием, и мы решили на них записаться. Уже после третьего или четвертого урока мы с Мелиссой поняли, что хотим принять эту веру...

Знакомство с Православием я до сих пор вспоминаю с большой теплотой: в первый раз читать акафист Богородице с отцом Константином Насром, моим крестным (хотя мы были приняты в Православие через миропомазание, я называю его, моего наставника, крестным), повторять эти прекрасные слова, воспринимать те понятия, которые западная часть религиозного мира отвергла - все это было захватывающе... Кстати, большинство наших со-курсников по учебе тоже приняли Православие.

Крестный

Отец Константин хотел, чтоб я не просто изучал богословие, Библию, но чтобы эти знания становились частью меня. Когда мы беседуем о вещах духовных, то можем углубиться в тонкости вероучения, но при этом он никогда не оставляет меня один на один с моими вопросами и сомнениями. Это похоже на то, как отец учит ребенка кататься на велосипеде: сначала крестный «придерживает велосипед за сидение», но как только я дойду до определенного уровня - отпускает. И если я падаю - что бывало не раз - он меня поднимет на ноги, скажем так, снова «сажает на велосипед», и мы опять «едем». В конце концов, у меня, можно сказать, даже получается «объехать весь квартал»!

Что изменилось?

Православие помогло мне установить настоящие, личные отношения с Богом, со Христом. Я начал ценить отцов Церкви, о которых раньше мне было почти ничего неизвестно. Вы знаете, у нас в Штатах есть одна странность: мы почему-то не любим историю, просто игнорируем ее. Например, в школе мы изучали историю Америки до Второй мировой войны, а потом как-то пропустили Корею и Вьетнам и - сразу оказались в современности! Остался большой пробел в знаниях. То же самое происходит и с богословием: вот Христос родился, вот Он распят... - а теперь мы методисты! Нет никаких отцов Церкви, никакого Предания, Соборов, никакой жизни Церкви - сплошные белые пятна. Поэтому так захватывающе было узнавать о развитии религиозной, христианской мысли! Я обожаю читать творения отцов Церкви и тех, кто изучал их книги.

Кроме того, я иначе стал относиться к священству и монашеству. В западной традиции в порядке вещей приравнивать священнические обязанности к работе. Но в православной церкви священнослужитель - посредник между тобой и Христом, тот, в присутствии кого ты исповедуешься, открываешь свои грехи Богу. И конечно, традиция монашества в Православии - это нечто особенное. Представить только: на протяжении веков появлялись такие люди, которые оставили все, чтобы посвятить себя без остатка Господу... В каком-то смысле их молитвами, их трудами меняются и мои личные отношения с Богом.

Благодаря вере я стал намного внимательнее к людям. Не в том смысле, что раньше мне были безразличны окружающие, просто теперь я переживаю за них намного больше, думаю о них, беспокоюсь об их душах. Я молюсь о тех своих друзьях, которые далеки от Бога, надеясь, что они когда-нибудь обретут веру, и Господь явит им Свою щедрость.

Изменилось и мое мироощущение: я стал более оптимистичным. Наш настоятель отец Джастин шутит на этот счет, что теперь я чаще вижу стакан наполовину полным, чем наполовину пустым. Утренние молитвы каждый раз напоминают мне, что все события и обстоятельства моей жизни посылает Господь. Так что я стараюсь во всем увидеть что-то хорошее, получить какой-то урок. Я надеюсь, что во мне возрастает и любовь, во всяком случае, я стараюсь прощать обиды, меньше осуждать людей, чтобы, в конце концов, научиться любить ближнего. И ключевое слово здесь именно «стараюсь», потому что зачастую на исповедь я приношу и свое осуждение, и неумение прощать.

Богослужения на складе

Поначалу мы столкнулись с чисто бытовыми проблемами, которых никак не ожидали: вместо уютного помещения для богослужений в нашем распоряжении был... бывший склад.

История нашей церкви - церкви Святого Вознесения в Нормане - началась незадолго до моего в ней появления. В этом районе жила большая группа прихожан церкви святого Ильи в Оклахома-Сити, и время от времени они организовывали в городе богослужения: сначала у кого-то дома, потом - в католической церкви святого Томаса Мура на территории университетского кампуса. И, в конце концов, в 2000 году арендовали бывший склад в центре Нормана, который и стал нашим первым храмом.

Сначала у нас даже не было своего иконостаса, пришлось одолжить его в церкви святого Ильи. Этот иконостас представлял собой четыре отдельные панели, он был неустойчив и постоянно качался! Через год наш прихожанин Лэрри Джефферсон соорудил устойчивый иконостас, мы вместе собрали его и поставили перед алтарем. Но проблемы этим не исчерпывались: сама церковь была очень маленькой, тесной. Туда могли поместиться одновременно максимум шестьдесят человек. На Рождество и Пасху этого, конечно, было недостаточно. На нашу вторую Пасху людям пришлось слушать службу, стоя у входа в церковь. Пространство алтаря тоже было очень небольшим, батюшка и алтарники с трудом там передвигались. Кроме того, в здании бывшего склада были проблемы с отоплением и вентиляцией.

К счастью, за последние годы все изменилось. 14 августа 2010 года открыло свои двери новое здание нашего храма. Из-за византийского стиля архитектуры он выглядит действительно уникально для окрестностей Нормана! Но еще более радует тот факт, что наш приход постоянно растет - сейчас он насчитывает около 120 человек.

Новое здание церкви Святого Вознесения в Нормане

Иконостас в новом здании

Воскресенье: футбол или церковь?

Я не знаю, что ждет нашу страну в будущем... Я приезжаю в храм в воскресенье рано утром, поскольку исполняю обязанности алтарника. И вижу, как подростки в 7.30 утра в воскресенье играют в футбол! То есть уже и традиция ходить в церковь воскресным утром отмирает.

Вообще в нашем обществе так устроено, что ты работаешь с 8 до 17, потом, возможно, ужинаешь с семьей с 18 до 19, потом чем-то еще занимаешься и, наконец, идешь спать. Встаешь на следующее утро - и все повторяется. А на церковь остается только воскресенье. Но и такой порядок вещей уже потихоньку меняется. Люди оттесняют религию на задний план, всеми силами стараются вытеснить Бога из своей жизни, предпочитая вместо церкви воскресным утром гонять мяч. Очевидно, в ближайшие годы религиозная жизнь в Америке не улучшится.

И, к сожалению, приходится признать, что большинство американских христиан любит, чтоб все было легко, комфортно. Им нравится ходить в церковь по воскресеньям, ну и, может быть, еще в один из дней на неделе - и на этом все. А Православие - это то, что наполняет твою жизнь каждый день. Есть утренние и вечерние молитвы, есть многодневные посты, есть длинные службы, например, во время Страстной недели. Это непросто, это тяжело, но так и должно быть! Вера - это не приятное хобби по воскресеньям. Это вся жизнь! Я надеюсь, что все больше людей в моей стране будут приходить к этому пониманию.

Wichita Mountains (горы Вичита) - самая высокая точка Оклахомы. Фото Дарьи Прохоровой

Оклахомский пейзаж. Вид с Wichita Mountains. Фото Дарьи Прохоровой

Записала и перевела с английского языка Дарья Прохорова. Фото храма - из архива церкви Святого Вознесения.
Автор: ЭШЛИ Шон

http://www.foma.ru/kak-shon-stal-pravoslavnyim.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дарья Прохорова
Евангельский маршрут
Что стоит увидеть на Святой Земле
24.04.2014
О вере с «грузинским акцентом»
Что радует сердца грузин в России и на Родине?
25.02.2014
«Православный фильтр» для американцев
Священник Григорий Джойс о вере и верующих в США
11.02.2014
Читать Евангелие и «жить здорово»
Интервью с протоиереем Димитрием Смирновым
04.12.2013
Епископ в шахте
Молебен под землей
28.11.2013
Все статьи Дарья Прохорова
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 05:51
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07