ЕВРОМАЙДАН. Политика - грязное дело? Или ответственность за собственное будущее?

Соглашение об ассоциации Украины с ЕС 
0
354
Время на чтение 9 минут
Каждый раз перед очередными парламентскими или президентскими выборами, в момент принятия важнейших решений в жизни государства, православные христиане, как и все наше общество, подвергаются волнениям, смуте, манипуляциям и вражде. И это не потому, что политика - грязное дело, а потому, что в современной политике сконцентрированы почти все человеческие интересы, проблемы, устремления, желания и мечты.

Протоиерей Дионисий Мартышин

Протоієрей Діонісій Мартишин - викладач Київської духовної академії,

професорМіжнародної кадрової академії, автор книги про соціальне вчення Церкви

Если согласиться с утверждением, что любое занятие политикой приводит только ко злу, то с таким же успехом можно сказать, что и общение между людьми - это зло. Потому что, общаясь между собой, люди могут материться, оскорблять друг друга, а в конечном итоге могут даже броситься на человека с ножом.

Любой здравомыслящий человек понимает, что такое рассуждение абсурдно. Следовательно, правильно будет сказать, что и политика - это часть человеческого бытия и от неё нельзя отмахнуться, надеть беленькие перчатки на руки и сказать, что нас эти процессы не касаются.

Православных христиан современное общество и так часто обвиняет в лицемерии, фальши и обмане. Мол, смотрите, верующие вне политики, но деньги на строительство храмов берут от политических партий и политических лидеров. Нам христиане говорят, что они не от мира сего, но власть и государство церковники поддерживают.

Сложный мир политики и сложившаяся ситуация в Украине требует прояснения отношения Церкви к миру и политическим процессам

При этом, всегда священник, богослов или мирянин, обсуждая или анализируя тему политики, рискует попасть в ряды врагов самой Церкви.

Сегодня любая публичная полемика в Церкви, к огромному сожалению, очень часто скатывается к личным выпадам и поиску виновных во всех бедах Православия. Злоба, неприятие, отторжение, негодование и буря разных эмоций обрушивается на голову богослова, рискнувшего затронуть эту тему. Целый шквал обвинений, недоумений и споров сопровождает тематику соотношения Церкви и политики.

Учитывая важность политических процессов для жизни социума, Церковь всегда подчеркивала, что сфера политического служения народу и Отечеству сопряжена с ответственностью, жертвенностью и мужеством в решении сложнейших задач человеческого бытия.

На сегодняшний день важнейшими документами социального учения Православной Церкви, в которых подробно и ясно освещено отношение Церкви к государству и политической деятельности, являются «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и «О практике заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах».

В этих документах отмечается, что современная политика немыслима без евангельских норм морали, социальной справедливости, милосердия, заботы о материальном и духовном благе народа.

Православный политик должен всегда помнить о любви Христовой и стремлении преобразить мир на основе Закона Божьего. Поэтому Церковь учит, что христианин, мирянин может принимать активное участие в работе органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в деятельности различных политических организаций.

Более того, даже существование православных политических партий Церковь воспринимает как положительное явление, которое стимулирует развитие гражданского общества, политической культуры и конкуренции, направленной на развитии нашего Отечества.

С другой стороны, Церковь, прекрасно понимая, что в условиях реального глобального мира процессы политического противостояния разделяют наше общество, поляризуют, вносят противоречия и даже раздор, критически негативно воспринимает участие священнослужителей (пастырей Церкви) в открытых политических процессах и политической борьбе.

Богословие Православной Церкви открывает христианину главную истину, которая заключается в том, что в церковном собрании, где господствует Христос, упраздняются всякие политические, идеологические, культурные и национальные разделения. Миссия священника - в проповеди Слова Божьего, служении Таинств Церкви и делах милосердия.

Согласно учению Церкви священник не вправе заниматься политикой, принимать участие в политической агитации, самому избираться в парламент, областные и районные советы. Вопреки всем политическим манипуляциям Церковь Христова ясно свидетельствует: «Недопустимо излагать личные политические взгляды с церковного амвона» (Соборный документ «О практике заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний»).

Поэтому призывы некоторых церковных иерархов и священнослужителей поддерживать определенные партии, блоки и политические объединения - это нарушение соборных вероопределений Православной Церкви.

«Священнослужители и монашествующие не имеют права заявлять о поддержке всей церковной полнотой какого­-либо государственного строя, какой-либо политической доктрины, какой-либо партии или политического лидера» (Соборный документ «О практике заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний»).

Сегодня мы видим, что многие политические силы хотели бы на основе вероучения Церкви искусственно сформулировать новую идею национализма, развитого социализма, коммунизма

Не случайно для большинства наших современников образ Православия - это, по слову известного российского журналиста и писателя Дмитрия Быкова, что-то «среднее между геополитически озабоченным байкером и уверенно впадающей в маразм кроткой старухой, в ответ на любую государственную (или соседскую) глупость приговаривающей только, как в чеховском «На святках»: «Дай Бог здоровья»» (Быков Дмитрий. Толоконные лбы).

Не обязательно быть политологом или экспертом в области социологических исследований, чтобы понять, что украинское общество глубоко разделено. Но, несмотря на все культурные, ментальные и исторические различия украинского народа, для всей Церкви Христовой любое разделение - это боль и рана. Те, кто страстно, дерзко, но вполне искреннее, желают достойной и лучшей жизни для своих детей в цивилизованном мире, и те, кто не мыслит себя вне русской культуры, общей истории Святой Руси - все вместе, они составляют одно единое и неделимое Тело Христово - Народ Божий.

Нашему взору открывается грустная картина: народ и Украины, и России, лишенный достойной жизни, социальных гарантий, стабильности, уверенности в завтрашнем дне, вполне логично и естественно впадает в состояние отчаяния, апатии, неверия и цинизма. Общество на наших глазах, по высказыванию русского писателя Александра Проханова, превращается в «мучительные центры страдания, волокна боли, импульсы протеста и раздражения» (Проханов А. А. Время золотое: роман).

И на этом фоне тотальной деградации, разрушения и хаоса отдельные лидеры разных православных братств, движений, гражданских объединений вместе с представителями власти только разводят демагогию о вопросах духовности. Например, выступая на трибунах международных конференций, они, как правило, могут вещать об особом пути Православия, Святой Руси, Русского мира, а в кулуарах вполне «гармонически» приобщаться к адептам идеологии цивилизации потребления и гегемонии доктрины «золотого миллиарда».

Стремление к подлинной демократии (власти народа), уважению личности, достатку, модернизации, достойной жизни, свободе и реализации прав человека - это и есть европейские ценности, о которых сегодня столько говорят. И не вполне корректно людей, стремящихся к этим ценностям, называть содомитами и гомосексуалистами. Равным образом и тех христиан, которые стремятся к духовному единству с Россией, тех, кто молится о единстве Церкви Христовой, нельзя называть русскими шовинистами и империалистами.

Когда христианину трудно показать реальные плоды евангельской жизни, тогда возникает огромный соблазн акцентировать свое и общественное внимание сугубо на истории и национальных традициях.

Православный христианин гордится культурными и духовными феноменами Святой Руси, аскетическими подвигами своих православных предков, воинскими подвигами своих вождей и национальных героев, но при этом в его личной и соборной настоящей жизни нет никакой духовной преемственности, пассионарности, воле к победе и собственных духовных достижений.

По мнению некоторых «политически одержимых» религиозных мыслителей, единство церковной жизни достигается не через единение в Евхаристии, а посредством революционной борьбы за национальные интересы

Фанатизм, радикальный национализм, ксенофобия, нетерпимость к инакомыслящим личностям, массовый психоз в поиске внешнего врага Церкви воспринимается определенными церковными группами либо как «священная война» за единство Русского мира, либо как «освободительная борьба» за независимую Украину.

Все это усложняется упрощенным подходом к сложным реалиям духовной жизни. Вместо изучения Священного Писания, богословия Церкви, вместо борьбы с грехом, собственной инерцией, пассивностью, апатией, леностью и равнодушием, многие интеллектуалы, церковные мыслители, священнослужители, особенно представители определенных раскольнических сил, воспринимают мир сугубо в черно-белых красках и жесткой дуалистической модели противопоставления левых и правых, демократов и коммунистов, националистов и империалистов.

Вся соборная Полнота Русской Православной Церкви свидетельствует: «Перед лицом политических разногласий, противоречий и борьбы Церковь проповедует мир и соработничество людей, придерживающихся различных политических взглядов. Она также допускает наличие различных политических убеждений среди ее епископата, клира и мирян» (Раздел V «Церковь и политика», пункт 2 // Основы социальной концепции Русской Православной Церкви ).

Не дело православных приходов и отдельно взятых православных христиан единолично и самовластно определять политический и государственный строй нашего общества. Быть ли нашему обществу коммунистическим, националистическим, монархическим, республиканским, капиталистическим, демократическим, социалистическим или каким-нибудь еще - решает все современное общество, а не отдельные гражданские, политические или религиозные группы.

«Священнослужители и монашествующие не имеют права заявлять о поддержке всей церковной полнотой какого­-либо государственного строя, какой-либо политической доктрины, какой-либо партии или политического лидера» («О практике заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний»).

Русская Православная Церковь, учитывая печальный опыт Синодальной эпохи, безбожных гонений в XX веке, внесла в «Основы социальной концепции» следующее положение: «Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах». И далее: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении» ( Раздел III «Церковь и государство», пункт 5 // Основы социальной концепции Русской Православной Церкви).

Таким образом, каждый раз, принимая участие в выборах, «революциях» на Майданах, христиане должны смотреть не только рекламные ролики политических лидеров, но и осмысливать происходящее через призму Закона Божьего, личной совести

Церковь Божия всегда выступает против диктатуры, насилия, зла, обмана и лжи, подобно тому, как Спаситель мира выступал против власти книжников, фарисеев и любых конформистов в вопросах сохранения нравственной чистоты.

Апостолы Христовы приносят в мир ощущение новизны бытия, обновления духа, ликование сердца, творческое вдохновение и неземную радость жизни. Живая вера, готовность жить со Христом вопреки консерватизму иудаизма, римской политике, моральным устоям языческого общества двигали апостолами на пути церковной миссии провозглашения Евангелия всему миру.

В неразрешимый духовный конфликт между буквой закона и свободой духа православное богословие внесло новые аспекты понимания проблемы. Богословие образа и подобия Божия в человеке, устраняющее всякое национальное, политическое и культурное противоречие, преодолевает национализм иудаизма и римский индивидуализм.

Для Церкви Христовой вопросы политической идеологии, национальной идеи, экономического процветания, культурной унификации являются второстепенными в сопоставлении с учением Христа, Его любовью, властью и милосердием.

Как бы православный человек не вовлекался в процессы политической борьбы, как бы он не переживал о судьбах своей Родины, но когда он приходит в храм, он должен оставить политические лозунги, плакаты, ленточки и политические знамена за церковной оградой. Переступая порог храма, христианин должен радоваться тому, что, несмотря на все границы и преграды в истории человечества у Чаши Христовой - мы все едины, люди всех национальностей, разных политических взглядов, убеждений и культурных устремлений.

Злоба, подозрительность, ненависть и проклятие - это проповедь от лукавого. Важнейшей характеристикой подлинного христианского бытия является духовная радость и славословие Творца.

Более того, именно обязательность наличия духовной радости, ликования сердца характеризуют настоящую духовную жизнь. Непременность радости и благодарения должны составлять основу миросозерцания христианина. Только такое состояние способно спасти христианина от экзистенциального одиночества, пустоты и отчаяния, царствующего в мире греха и распада.

http://orthodoxy.org.ua/data/evromaydan-politika-gryaznoe-delo-ili-otvetstvennost-za-sobstvennoe-budushchee.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Дионисий Мартышин
«Нас объединяет не политика со своими противоречиями, а Христос Спаситель мира»
Протоиерей Дионисий Мартышин о прошедших Славянских чтениях «Истоки нашей истории: 900 лет "Повести временных лет" прп. Нестора Летописца»
14.11.2013
Первенствующий член Священного Синода УПЦ МП
Протоиерей Дионисий Мартышин о дискуссии вокруг обращения митрополита Одесского и Измаильского Агафангела
24.11.2011
Протоиерей Дионисий Мартышин: Через этот праздник раскрываются наши богатейшие традиции
Киевский священник объяснил духовный смысл празднования Старого нового года
13.01.2011
Протоиерей Дионисий Мартышин: С приходом Януковича коренным образом изменилась ситуация во внутрицерковной жизни
По словам известного священника, важнейшее направление политики нынешнего президента Украины – сохранение канонического единства Церкви
26.08.2010
Все статьи Протоиерей Дионисий Мартышин
Соглашение об ассоциации Украины с ЕС
Корсунь-Шевченковский: от Котла до Погрома
Освободительный поход Русской армии по маршруту великого полководца Ивана Конева неизбежен
26.03.2024
Кино про рохлю Лёвочкина и коня бледного
О новом сериале, художественном вымысле и человеческой памяти
20.03.2024
«Фонд противостоит разрушающим сознание граждан деструктивным процессам»
К 35-летию Международного Фонда славянской письменности и культуры
16.03.2024
«Мы находились в поле народного подвига, который совершали сами, как могли»
Опубликовано обращение к Президенту РФ В.В. Путину о необходимости инициирования подготовки и внесения в Госдуму проекта Федерального закона «О реабилитации участников Русской Весны»
16.03.2024
«Погибая, они мечтают, что, добивая их, Россия надорвётся и сама умрёт»
Украинцы не выживают, они умирают, но им важно, что чем дольше они умирают, тем хуже русским
12.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от E.O.
25.04.2024 12:39
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
25.04.2024 11:35
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 10:20
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.04.2024 07:41