Протоієрей Діонісій Мартишин - викладач Київської духовної академії,
професорМіжнародної кадрової академії, автор книги про соціальне вчення Церкви
Если согласиться с утверждением, что любое занятие политикой приводит только ко злу, то с таким же успехом можно сказать, что и общение между людьми - это зло. Потому что, общаясь между собой, люди могут материться, оскорблять друг друга, а в конечном итоге могут даже броситься на человека с ножом.
Любой здравомыслящий человек понимает, что такое рассуждение абсурдно. Следовательно, правильно будет сказать, что и политика - это часть человеческого бытия и от неё нельзя отмахнуться, надеть беленькие перчатки на руки и сказать, что нас эти процессы не касаются.
Православных христиан современное общество и так часто обвиняет в лицемерии, фальши и обмане. Мол, смотрите, верующие вне политики, но деньги на строительство храмов берут от политических партий и политических лидеров. Нам христиане говорят, что они не от мира сего, но власть и государство церковники поддерживают.
При этом, всегда священник, богослов или мирянин, обсуждая или анализируя тему политики, рискует попасть в ряды врагов самой Церкви.
Сегодня любая публичная полемика в Церкви, к огромному сожалению, очень часто скатывается к личным выпадам и поиску виновных во всех бедах Православия. Злоба, неприятие, отторжение, негодование и буря разных эмоций обрушивается на голову богослова, рискнувшего затронуть эту тему. Целый шквал обвинений, недоумений и споров сопровождает тематику соотношения Церкви и политики.
Учитывая важность политических процессов для жизни социума, Церковь всегда подчеркивала, что сфера политического служения народу и Отечеству сопряжена с ответственностью, жертвенностью и мужеством в решении сложнейших задач человеческого бытия.
На сегодняшний день важнейшими документами социального учения Православной Церкви, в которых подробно и ясно освещено отношение Церкви к государству и политической деятельности, являются «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и «О практике заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах».
В этих документах отмечается, что современная политика немыслима без евангельских норм морали, социальной справедливости, милосердия, заботы о материальном и духовном благе народа.
Православный политик должен всегда помнить о любви Христовой и стремлении преобразить мир на основе Закона Божьего. Поэтому Церковь учит, что христианин, мирянин может принимать активное участие в работе органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также в деятельности различных политических организаций.
Более того, даже существование православных политических партий Церковь воспринимает как положительное явление, которое стимулирует развитие гражданского общества, политической культуры и конкуренции, направленной на развитии нашего Отечества.
С другой стороны, Церковь, прекрасно понимая, что в условиях реального глобального мира процессы политического противостояния разделяют наше общество, поляризуют, вносят противоречия и даже раздор, критически негативно воспринимает участие священнослужителей (пастырей Церкви) в открытых политических процессах и политической борьбе.
Богословие Православной Церкви открывает христианину главную истину, которая заключается в том, что в церковном собрании, где господствует Христос, упраздняются всякие политические, идеологические, культурные и национальные разделения. Миссия священника - в проповеди Слова Божьего, служении Таинств Церкви и делах милосердия.
Согласно учению Церкви священник не вправе заниматься политикой, принимать участие в политической агитации, самому избираться в парламент, областные и районные советы. Вопреки всем политическим манипуляциям Церковь Христова ясно свидетельствует: «Недопустимо излагать личные политические взгляды с церковного амвона» (Соборный документ «О практике заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний»).
Поэтому призывы некоторых церковных иерархов и священнослужителей поддерживать определенные партии, блоки и политические объединения - это нарушение соборных вероопределений Православной Церкви.
«Священнослужители и монашествующие не имеют права заявлять о поддержке всей церковной полнотой какого-либо государственного строя, какой-либо политической доктрины, какой-либо партии или политического лидера» (Соборный документ «О практике заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний»).
Не случайно для большинства наших современников образ Православия - это, по слову известного российского журналиста и писателя Дмитрия Быкова, что-то «среднее между геополитически озабоченным байкером и уверенно впадающей в маразм кроткой старухой, в ответ на любую государственную (или соседскую) глупость приговаривающей только, как в чеховском «На святках»: «Дай Бог здоровья»» (Быков Дмитрий. Толоконные лбы).
Не обязательно быть политологом или экспертом в области социологических исследований, чтобы понять, что украинское общество глубоко разделено. Но, несмотря на все культурные, ментальные и исторические различия украинского народа, для всей Церкви Христовой любое разделение - это боль и рана. Те, кто страстно, дерзко, но вполне искреннее, желают достойной и лучшей жизни для своих детей в цивилизованном мире, и те, кто не мыслит себя вне русской культуры, общей истории Святой Руси - все вместе, они составляют одно единое и неделимое Тело Христово - Народ Божий.
Нашему взору открывается грустная картина: народ и Украины, и России, лишенный достойной жизни, социальных гарантий, стабильности, уверенности в завтрашнем дне, вполне логично и естественно впадает в состояние отчаяния, апатии, неверия и цинизма. Общество на наших глазах, по высказыванию русского писателя Александра Проханова, превращается в «мучительные центры страдания, волокна боли, импульсы протеста и раздражения» (Проханов А. А. Время золотое: роман).
И на этом фоне тотальной деградации, разрушения и хаоса отдельные лидеры разных православных братств, движений, гражданских объединений вместе с представителями власти только разводят демагогию о вопросах духовности. Например, выступая на трибунах международных конференций, они, как правило, могут вещать об особом пути Православия, Святой Руси, Русского мира, а в кулуарах вполне «гармонически» приобщаться к адептам идеологии цивилизации потребления и гегемонии доктрины «золотого миллиарда».
Стремление к подлинной демократии (власти народа), уважению личности, достатку, модернизации, достойной жизни, свободе и реализации прав человека - это и есть европейские ценности, о которых сегодня столько говорят. И не вполне корректно людей, стремящихся к этим ценностям, называть содомитами и гомосексуалистами. Равным образом и тех христиан, которые стремятся к духовному единству с Россией, тех, кто молится о единстве Церкви Христовой, нельзя называть русскими шовинистами и империалистами.
Когда христианину трудно показать реальные плоды евангельской жизни, тогда возникает огромный соблазн акцентировать свое и общественное внимание сугубо на истории и национальных традициях.
Православный христианин гордится культурными и духовными феноменами Святой Руси, аскетическими подвигами своих православных предков, воинскими подвигами своих вождей и национальных героев, но при этом в его личной и соборной настоящей жизни нет никакой духовной преемственности, пассионарности, воле к победе и собственных духовных достижений.
Фанатизм, радикальный национализм, ксенофобия, нетерпимость к инакомыслящим личностям, массовый психоз в поиске внешнего врага Церкви воспринимается определенными церковными группами либо как «священная война» за единство Русского мира, либо как «освободительная борьба» за независимую Украину.
Все это усложняется упрощенным подходом к сложным реалиям духовной жизни. Вместо изучения Священного Писания, богословия Церкви, вместо борьбы с грехом, собственной инерцией, пассивностью, апатией, леностью и равнодушием, многие интеллектуалы, церковные мыслители, священнослужители, особенно представители определенных раскольнических сил, воспринимают мир сугубо в черно-белых красках и жесткой дуалистической модели противопоставления левых и правых, демократов и коммунистов, националистов и империалистов.
Вся соборная Полнота Русской Православной Церкви свидетельствует: «Перед лицом политических разногласий, противоречий и борьбы Церковь проповедует мир и соработничество людей, придерживающихся различных политических взглядов. Она также допускает наличие различных политических убеждений среди ее епископата, клира и мирян» (Раздел V «Церковь и политика», пункт 2 // Основы социальной концепции Русской Православной Церкви ).
Не дело православных приходов и отдельно взятых православных христиан единолично и самовластно определять политический и государственный строй нашего общества. Быть ли нашему обществу коммунистическим, националистическим, монархическим, республиканским, капиталистическим, демократическим, социалистическим или каким-нибудь еще - решает все современное общество, а не отдельные гражданские, политические или религиозные группы.
«Священнослужители и монашествующие не имеют права заявлять о поддержке всей церковной полнотой какого-либо государственного строя, какой-либо политической доктрины, какой-либо партии или политического лидера» («О практике заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний»).
Русская Православная Церковь, учитывая печальный опыт Синодальной эпохи, безбожных гонений в XX веке, внесла в «Основы социальной концепции» следующее положение: «Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах». И далее: «Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении» ( Раздел III «Церковь и государство», пункт 5 // Основы социальной концепции Русской Православной Церкви).
Церковь Божия всегда выступает против диктатуры, насилия, зла, обмана и лжи, подобно тому, как Спаситель мира выступал против власти книжников, фарисеев и любых конформистов в вопросах сохранения нравственной чистоты.
Апостолы Христовы приносят в мир ощущение новизны бытия, обновления духа, ликование сердца, творческое вдохновение и неземную радость жизни. Живая вера, готовность жить со Христом вопреки консерватизму иудаизма, римской политике, моральным устоям языческого общества двигали апостолами на пути церковной миссии провозглашения Евангелия всему миру.
В неразрешимый духовный конфликт между буквой закона и свободой духа православное богословие внесло новые аспекты понимания проблемы. Богословие образа и подобия Божия в человеке, устраняющее всякое национальное, политическое и культурное противоречие, преодолевает национализм иудаизма и римский индивидуализм.
Для Церкви Христовой вопросы политической идеологии, национальной идеи, экономического процветания, культурной унификации являются второстепенными в сопоставлении с учением Христа, Его любовью, властью и милосердием.
Как бы православный человек не вовлекался в процессы политической борьбы, как бы он не переживал о судьбах своей Родины, но когда он приходит в храм, он должен оставить политические лозунги, плакаты, ленточки и политические знамена за церковной оградой. Переступая порог храма, христианин должен радоваться тому, что, несмотря на все границы и преграды в истории человечества у Чаши Христовой - мы все едины, люди всех национальностей, разных политических взглядов, убеждений и культурных устремлений.
Злоба, подозрительность, ненависть и проклятие - это проповедь от лукавого. Важнейшей характеристикой подлинного христианского бытия является духовная радость и славословие Творца.
Более того, именно обязательность наличия духовной радости, ликования сердца характеризуют настоящую духовную жизнь. Непременность радости и благодарения должны составлять основу миросозерцания христианина. Только такое состояние способно спасти христианина от экзистенциального одиночества, пустоты и отчаяния, царствующего в мире греха и распада.
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».
Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html