Сказание о неисчезнувшем граде Калязине

Новости Москвы 
0
234
Время на чтение 7 минут
Сказание о неисчезнувшем граде Калязине

Троицкий соборный храм Издревле многим были на Руси монастыри. Они и очаги духовности, и центры просвещения, и столпы благотворительности, и важные оборонительные твердыни. А ещё ведь монастыри строили города. Не сами, конечно, но нередко бывало так: стоит себе небольшой монастырёк, а через сто-двести лет глядишь - уж раскинулся вокруг него средних размеров город. Самый, должно быть, известный пример - Кириллов, что вырос вокруг обители святого Кирилла Белозерского. Но так далеко за примерами мы ходить не будем, отправимся за двести вёрст от Москвы - в тихий уездный Калязин.

Волга была естественным рубежом между Тверью и её восточными соседями - Ростовом, Суздалем, Ярославлем, потом и Москвой, но кому было дело до рубежей в беспокойную эпоху княжеских усобиц? Граница двигалась туда-сюда, её постоянно укрепляли со всех сторон. Где-то в этих краях была древняя крепость Святославле Поле, но где именно - кто ж теперь ведает? Был, южнее, в устье Нерли, старый Скнятин, да вышел весь - не смог восстановиться после разорения Смуты, а остатки городища потонули при разливе водохранилища.

А где сейчас город Калязин, в болотистом устье Жабни, - там не было ничего. Топь и лес. Зверь да птица, да в Волге рыба. И кто знает, может быть, так оставалось бы и поныне, если бы в XV веке не забрёл бы в эти глухие края святой подвижник - монах Клобукова монастыря, что в городе Кашин.

Будущий калязинский святой родился в 1400 году в селе Кожино, в набожной боярской семье.

В середине 1430-х Макарий отправился искать свою пустыню и обрёл её в паре десятков вёрст от Кашина. Вскоре к нему присоединились ещё несколько клобуковских старцев. Да вот беда, «пустыня», как оказалось, имела хозяина. Боярин Иван Коляга был очень недоволен тем, что на его земле поселились монахи, и задумал, ни много ни мало, убить Макария. Но, не успев перейти от помышления к делу, почти сразу же Коляга тяжело заболел. Боярин решил лично попросить прощения у преподобного старца, а у того ответ один: «Бог простит!» От недуга боярин избавился, и, говорят, сам поселился потом в Макарьевом монастыре, а земли свои отдал обители. Макарий тут же назвал её Калязинской в честь Коляги. Правда, долго не соглашался стать настоятелем. А когда всё же уступил просьбам товарищей, то трудился наряду со всеми.

Одежду Макарий носил столь бедную, что иногда злые языки называли его «калязинским мужиком». Зато этот «мужик» исцелял немощных и бесноватых, наставлял грешников на путь истинный. Рассказывают, что однажды разбойники украли монастырских волов. Но далеко уйти со скотиной не смогли - внезапно ослепли, плутали-плутали, да и вышли обратно к воротам монастыря, где их встретил сам настоятель. Макарий вернул ворам зрение в обмен на обещание не зариться на чужое.Умер Макарий в 1483 году. Его похоронили в деревянной церкви, которую он сам и построил.

В будущем в Калязинскую обитель за помощью и благословлением обращались все - и простолюдины, и царственные особы. Кто только ни побывал в Макарьевом монастыре - и Афанасий Никитин, и Иван Грозный, и Борис Годунов, и Романовы, и патриарх Никон молился в этих стенах, когда в стране бушевало моровое поветрие. Именно вокруг монастыря сначала как слобода и возник Калязин - в будущем уездный город Российской империи.

20-2-48.jpg
Колокольня Никольского собора

...А в 1609 году на месте будущего города Калязина решалась судьба Отечества. Вокруг Москвы тогда хозяйничали банды Тушинского вора - Лжедмитрия II и его польских «спонсоров». Пан Сапега осаждал Троице-Сергиев монастырь. А из Новгорода Великого с боями шло войско освободителей во главе с князем Михаилом Васильевичем Скопиным-Шуйским. 33-летний полководец стал лагерем у Макарьева монастыря. Сюда к нему несколько недель стекалось ополчение из Тверских, Ярославских, Костромских, Заволжских земель. Когда собралось около 15 тысяч, Сапега под стенами обители святого Сергия уже не мог дольше игнорировать угрозу. Польский военачальник решил нанести превентивный удар, чего, надо полагать, Скопин-Шуйский только и ждал. По крайней мере блестящий манёвр мнимого бегства явно был домашней заготовкой. Встретив неприятеля на топком берегу Жабни, русские сделали вид, что запаниковали и бросились в сторону болот. Увлёкшиеся преследованием «тушинцы» пропустили момент, когда бегущие расступились в стороны - и первые ряды преследователей, подпираемые задними, на полном ходу влетели в трясину. Нашим осталось только вновь сомкнуть строй, вгвоздить врагов в топи и добивать.

Но это был лишь передовой отряд: вскоре подошло основное войско - литовцы и казаки. Тут Скопин-Шуйский велел своим войскам отсиживаться в остроге, на провокации противника не поддаваться и вылазок не проводить. Несколько часов конники Сапеги скакали вокруг калязинских укреплений, прощупывая оборону и тщетно пытаясь отыскать уязвимые точки. Ближе к вечеру измотанный неприятель собрался было становиться на ночлег; и вот тут-то Скопин-Шуйский и ударил, причём сразу всеми силами. Уставших врагов теснили до самых обозов, после чего «тушинцы» не выдержали и побежали. Русский полководец, впрочем, хорошо знал, чем может обернуться неосторожное преследование - гнал противника до темноты, к ночи же приказал возвращаться.

Увы, победителя в Москве встретили чёрной неблагодарностью. В 1610 году Михаил Васильевич умер столь внезапно и при столь неприглядных обстоятельствах - выпив чарку вина на пиру, - что в народе тут же заговорили: спасителя Первопрестольной отравил его царственный родственник (седьмая вода на киселе - четвероюродный дядя) Василий Шуйский.

Калязин же до поры до времени как был слободой, так ею и оставался. Точнее, были сразу три слободы: Никольская, Троицкая и Рождественская, разбросанные по разные стороны перекрёстка рек. Росли они вокруг своего монастыря, богатели, два раза в год проходили ярмарки, и в конце концов в 1775-м все три объединились в уездный город Калязин. Тогда матушка Екатерина в очередной раз по-своему административные границы России перекраивала. Ну а где уездный город - там, само собой, и начальство какое-никакое, и местечки тёплые, и деньжонки крутятся...

А ещё здешние места полюбились купцам. У этих за ценой дело не стояло - один за другим возводились в Калязине добротные и недешёвые каменные дома, коих в городе к началу ХХ века насчитывалось более двухсот! И вообще здешние предприниматели были оборотистее и в торговле удачливее, чем их коллеги-конкуренты из Кимр, Кашина и даже самого Углича!

Лицом города была шикарная Волжская набережная, сплошь в богатой застройке и с представительным, издалека видным соборным комплексом. В общем, Калязин процветал. Обзавёлся ремёслами - старинным аналогом промышленности: кузнецами, корабелами, кружевницами. Рукоделие последних очень ценилось у тех, кому вологодская роскошь была не по карману. С местными традициями коклюшечного кружева по сей день можно познакомиться в районном Доме ремёсел. А вот с улочками города, с его старинными памятниками, с древним Макарьевым монастырём познакомиться можно, увы, только на старинных фотографиях...

В 1939 году в город пришла беда, и имя ей было Угличское водохранилище. При сооружении гидроузла водяной Молох поглотил чуть ли не полгорода. Более пятисот домов из 1300 попали в зону затопления! Причём если деревянные ещё можно было разобрать и перенести выше по склону берега, то с каменными что было делать? Разбирали до фундамента, кирпичный бой, какой можно, шёл на бут, а остальное грудами строительного мусора уходило в разлившуюся Волгу. Самая красивая часть города погибла.

Снесли и Макарьев монастырь, но река не забрала его руины, обтекла, словно высмеивая попытки вырвать клещами милости у природы: так и появился на карте современного Калязина новый топоним - Монастырские острова. А самой обители уж нет. Снесли соборный комплекс... да не весь. То ли динамита не хватило, то ли времени, то ли среди местных архитекторов нашёлся человек, вставший на защиту памятника, да только получилось так, как получилось. А вышло настоящее калязинское чудо. Неожиданное, полное печальной и светлой красоты.

Улица спускается к Волге и... без всякого предупреждения ныряет в неё. Запросто так: вот тут ещё булыжная мостовая, а вот здесь уже волна. Улица, ведущая под воду. Это могло бы выглядеть очень мрачно, случись оно где-нибудь ещё: в Пучеже ли, в Весьегонске, на останках исчезнувшей Корчёвы... Но Калязин не мрачен. Ведь там, в волжских водах, в каких-то двух сотнях метров от берега, дерзко блестит в солнечных лучах неутонувший символ города.

Уже только ради этого маленький 13-тысячник, распластавшийся по берегам Волги, Жабни и Пуды, словно вцепившийся в землю, спасаясь от водохранилища, - только ради этого Калязин должно было причислить к Золотому кольцу, к жемчужинам России, уже за этим сюда стоит ехать. Эта колокольня - она ведь такая русская: её вроде топят, а она не тонет.

У самой кромки воды несут своё «дежурство» местные лодочники. Они охотно (за денежку, конечно) устраивают небольшие экскурсии вокруг колокольни.

Совсем рядом проходят большие туристические суда и баржи, бесцеремонно толкают лёгкую моторку кильватерной струёй - значит, глубина солидная, и не покидает мысль: ведь плывёшь над центром города, над фундаментами больших каменных домов селившихся поближе к Волге состоятельных горожан.

Оглядываешься на берег: нет, уже не то, что на старых снимках. Конечно, некоторые здания у самой воды сохранили свой исторический вид, не дают забыть, что город-таки старинный.

Покажут вам и Монастырские острова - символ того, что природу перехитрить невозможно. Волга не пожелала топить святую землю, а потом и жители стали укреплять берег, даже построили на островке покаянную часовню на месте разрушенной обители. На восстановление Макарьева монастыря денег уже, конечно, нет.

Между тем лодка причаливает к островку с Калязинской колокольней. Редкая возможность побродить в задумчивой тишине вокруг неё, зайти внутрь: кто-то отогнул нижний угол железной двери, закрывающей вход... Внутри не мусорно, в маленьких нишах стоят несколько икон - помолиться... Невольно прислушиваешься - не нарушит ли тишину, кроме птичьих голосов, колокольный звон: в этих местах верят, что, когда снимали колокола, один, самый большой, упал, проломив перекрытия, в затопленный подвал, да так в нём и остался, заваленный насыпным полом. И до сих пор накануне великих бед звонит утонувший колокол со дна реки. Перед войной, говорят, до утра звонил... С того берега настороженно выглядывает «Калязинское ухо» - так местные прозвали большую тарелку радиоастрономической обсерватории. Словно не только в космос устремлено, а ещё и украдкой за колоколом подслушивает - что, как ударит?

http://www.lgz.ru/article/-48-6441-04-12-2013/skazanie-o-neischeznuvshem-grade-kalyazine/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Емельянова
Отец-основатель
Два монастыря преподобного Ферапонта
09.02.2014
Все статьи Наталья Емельянова
Григорий Емельянов
Отец-основатель
Два монастыря преподобного Ферапонта
09.02.2014
Все статьи Григорий Емельянов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06