Отец Григорий Куценко, настоятеля храма Михаила Архистратига © / РИА Новости
«Раны на теле храма мы залатали. Раны на сердцах прихожан не затянуть...» - говорит отец Григорий Куценко, настоятель единственного в городе Грозном православного храма.
Золотыми луковками и красной крышей высится - под покровом небоскрёбов на вылизанном проспекте Путина - храм Михаила Архистратига, построенный ещё в XX в. казаками и офицерами-чеченцами и дотла разрушенный за две военные кампании наших дней. Восстановили его «до неузнаваемости». Нашлись деньги не только на реставрацию, но и на трапезную, лекторий, детскую площадку и библиотеку. Чтобы не хуже, чем у людей...
Раны на сердце
«Власти помогают», - говорит отец Григорий, в 2009 г. получивший
наследство от троих батюшек-настоятелей, которые один за другим
пострадали за веру и службу в храме Михаила Архистратига. Иерей Анатолий (Чистоусов)
в январе 1996 г. был похищен боевиками, хотя священноначалие и
предлагало ему покинуть свой пост. Его расстреляли. В январе 1997 г. был
похищен иеромонах Евфимий (Беломестный). Освобождён в ходе
спецоперации. В июне 1999 г. похитили иеромонаха Захария (Ямпольского).
Его судьба неизвестна до сих пор. Нынешний отец-настоятель хоть и боялся
ехать к новому месту из своего Ставрополья с беременной матушкой, но
думал о том, что «хотелось подражать былым настоятелям и быть верным
Христу до самой кончины». До кончины далеко - зато на чеченской земле у
батюшки родились уже 2 сына и третий не за горами. В маршрутках его
возят бесплатно - уважают: «Ты наш грозненский православный мулла!»
Здесь русских не убивают
Иван Полынин, «АиФ»: В 80-е гг. в храме на воскресной службе насчитывалось до 800 человек...
Григорий Куценко: Сейчас приход - это 100-200 человек из полуторатысячного русского населения Грозного. В праздники за стол в трапезной садится до 40 прихожан. В основном это пенсионеры, те, кому некуда ехать или уже нет желания уезжать, потому что им хочется умереть там, где они родились. У кого-то очень плохие условия жизни, у кого-то - средние, так же как и в любом регионе России. Одна бабушка пришла, говорит: у неё воды даже нет, канализация не работает. Но здесь очень остро ощущается контраст: чеченцы - честь и хвала их взаимовыручке, родственным отношениям, желанию не дать человеку погибнуть, остаться в одиночестве - и русские. У нас, к сожалению, ввиду того что в течение 70 лет христианство активно искореняли, опыта общинной жизни, взаимной поддержки нет.
- Чувствуете ли вы себя с семьёй на новом месте службы как в России? Или Чечня - это отдельный мир со своими законами?
- Мы живём не в раю, как рисуют некоторые люди жизнь в Грозном. Конечно, это неправда. Есть и мусульмане, которые живут плохо, и такие же православные. Но мы не должны усугублять своего положения, говорить о том, что здесь ад, где русских режут и убивают, - это тоже было бы страшной неправдой. Здесь идёт обыкновенная жизнь, спокойно можно выйти на улицу вечером, погулять по парку, пройтись по городу, пойти на рынок. Где-то, может быть, даже в Питере, и более небезопасно в это время гулять по городу, потому что попросят 50 рублей на бутылку и стукнут по голове.
- То есть вы надеетесь на то, что русские не побоятся возвращаться в Чечню?
- Такие программы существуют. Но, чтобы у самих людей зародилась хотя бы мысль о возвращении, необходим какой-то центр. И полноценный храмовый комплекс, создание которого сейчас (моя основная забота и чаяние: гостиница, спортзал, садик, воскресная школа) позволило бы консолидироваться как местным жителям, так и тем, кто будет приезжать, спокойно интегрироваться как в светскую, обыкновенную жизнь, так и в духовную. Всё-таки я рассчитываю на то, что люди сюда будут приезжать не для того, чтобы принять ислам... Ведь, как говорил Достоевский, русский человек без православия - это дрянь.