«По-модному»
Мало кто из нас свободен от веяний моды в её широком понимании. Не будет лишним вспомнить, что слово «мода» происходит от латинского modus и переводится дословно как «мера, образ, способ, правило, предписание». Известно, что модной бывает не только одежда, запахи, машины, книги. Модным или немодным может быть взгляд на жизнь, отношения между людьми, мировоззрение. Всё это укладывается в короткое словосочетание, понятное даже тем, кто не учил английского: life style - стиль жизни.
Внемля пропаганде СМИ, наш современник вынужден гнаться за модой, за определённым стилем жизни, преследуемый страхом выпасть из общего потока, оказаться «за бортом» общества. (К слову сказать, психологи считают, что желание подражать кому-либо или чему-либо является формой биологической защиты, способом выживания.)
Видимо, так было во все времена. Но наш скоростной технологичный век в этом смысле особенный. Мода на стиль жизни стала явлением массовым и сегодня давит на нас как никогда прежде. Можно вспоминать разные эпохи, скажем, ХІХ век с его депрессивным трендом - гётевского Вертера, байроновских героев, всю эту плеяду «юношей бледных со взором горящим» - но не будем забывать, как отличались темпы жизни в ту эпоху. Для того чтоб идея облетела цивилизованные пространства земного шара, требовалось немало времени. В условиях отсутствия телевидения и Интернета масштабы распространения этих самых мод были куда скромнее.
Что-то похожее на юношескую депрессию ХІХ века просквозило не так давно в современных молодёжных субкультурах вроде эмо. Сколько родителей лили слёзы, когда их чадо красило волосы в чёрно-розовый цвет. Парни и девушки, центром жизни которых были эмоции депрессивного характера, пугали своими суицидальными попытками, которые нередко заканчивались трагически. Однако мода на декаданс как на стиль жизни в наше время надолго не прижилась, не получила широкого распространения. От современного человечества, кажется, ждут чего-то другого. Мы всё чаще говорим о цивилизации потребления с её особенной философией. Такому обществу и тем, кто диктует «законы бытия» и моду, чёрно-розовые подростки не были особо выгодны. В потребительской системе ценностей на первый план выходит человек другой формации: прекрасный, сильный полубог. Веку вещизма, когда для человека становится самым главным иметь, а не быть, нужен подходящий герой: успешный, неутомимый, окружённый только лучшим. Потому мода на успешность - вполне закономерное рыночное явление.
Герой нашего времени
Стоит проанализировать последние фильмы, вышедшие на большой экран. Помимо приключенческих фильмов, боевиков и фэнтези, есть довольно длинный ряд картин, которые можно отнести в отдельную категорию. Это фильмы о простых парнях и девушках, чьи милые привычки и привлекательные черты характера делают их близкими и узнаваемыми для нас. Зритель легко отождествляет себя с ними. Герой молод, хорош собой, умён, перспективен (слово «перспективен» в фильме вы услышите не раз и не два - это одна из важнейших характеристик при приёме на работу, для создания семьи и просто для жизни). Он талантлив, хотя это слово как раз употребляется крайне редко, чаще звучит, что он креативен. Вокруг него множество женщин. Он любит вкусно поесть и выпить хороший коньяк, он смакует сигары и смакует саму жизнь. Он всегда весел - ведь жизнь коротка и нет в ней места грусти. Любые проблемы можно решить, а те, что невозможно, - на них следует махнуть рукой: «Нет в жизни вещи, которая стоит моих переживаний». Приходя на работу, он успевает пошутить с коллегами, пофлиртовать с девушками, позлословить начальника за глаза и мило улыбнуться ему при встрече. Шутка готова в любую минуту слететь с языка, в голове - фонтан идей и предложений. Он умеет веселиться и не скучать. Он всегда чем-то занят, куда-то спешит, с кем-то общается, у него проекты, звонки, письма, планы, романы... Он всегда готов к отношениям, а его женщин совсем не смущает тот факт, что они для него не единственные (вообще, женские образы создаются по такой же логике, в той же системе координат). Работают эти герои нашего времени менеджерами, рекламщиками, журналистами, дизайнерами и прочими людьми «творческих» профессий. Постоянной сменой действий и событий нам внушается мысль, что эти парни и девушки активно живут. Хотя на самом деле, если разобраться, они лишь неутомимо суетятся.
С телеэкранов образ современного человека шагает смело в массы. Социальные сети полны разных высказываний «успешных» людей о том, как прекрасна жизнь и что необходимо делать, чтобы быть счастливым. Отсутствие критического мышления многих заставляет верить, не задумываясь над тем, что под словом «счастье» в действительности скрываются богатство, популярность и успех. А бесконечные истории о карьере с нуля напоминают анекдотический рассказ старого миллионера о том, как он разбогател: купил одно яблоко, продал дороже, купил два, потом десять, потом сто, стал покупать сотни килограммов... А потом получил наследство от тёти. Но мы, доверчивые пользователи Интернета, так хотим верить красивым историям.
Взаймы у будущего
Казалось бы, что плохого в этом образе? Ведь человек откинул прочь депрессии, мысли о смерти и, наконец, занялся построением своей жизни. Вот только слишком уж явно просвечивают в нашем «герое» знакомые симптомы из психиатрического справочника. Повышенное настроение, возбуждение, двигательная и речевая активность, удовлетворение базовых потребностей... Классические характеристики маниакального синдрома!
Сейчас быть в хорошем, приподнятом настроении модно, как никогда. Это - часть того самого life style успешного человека. «Активная жизнь» нам предлагается повсюду. Банально повторять, но везде звучит: «Живи на полную!», «Жизнь одна!», «Не тормози!», «Ты достоин лучшего!» - и тому подобное.
Примечательно, что в этой упаковке продаётся узкий, однобокий взгляд на жизнь. Это жизнь, в которой мало говорят о смерти, болезнях, одиночестве, терзаниях поиска и муках совести. Жизнь, в которой, по большому счёту, вообще мало говорят, а всё больше коммуницируют и шутят. Нам предлагают стать обществом людей, рождённых для того, чтобы «активно» прожить жизнь - играя, флиртуя, достигая. Такое отношение к жизни порождает соответствующее поведение: двигательную расторможенность, жажду общения, повышенную возбудимость, быстроту реакций мышления. Также неизбежно обострение инстинктов: усиленный аппетит, готовность к сексуальному контакту, повышение функций самозащиты (неожиданные выпады агрессии, когда появляется реальная или мнимая опасность).
Жизнь маниакально-успешного человека дорого обходится психическому и физическому здоровью. Для того чтобы постоянно быть «на волне», необходимо где-то черпать силы. Нередко они берутся авансом, «взаймы у будущего», что в своё время неизбежно приведёт к душевному и физическому истощению. Психологам известно такое понятие, как пассивный суицид: человек, чувствуя опустошение и не зная, каким образом и где брать силы, запускает механизмы, ведущие к смерти. Статистика говорит об огромном скачке различных психосоматических и аутоиммунных заболеваний, необъяснимых дорожно-транспортных происшествий, злоупотреблений и излишеств, подрывающих здоровье и приводящих к трагическим последствиям.
Опасность в том, что нарочито активная позиция в жизни невротизирует человека, который вынужден блокировать свои истинные переживания. «Делая себя сами», мы на самом деле всё дальше уходим от себя. При видимом сильном характере маниакально-успешный человек страдает от расслабленной воли: вся она целиком сосредоточена только на достижении собственной цели. Активизируется система психологической защиты: человек не способен глубоко переживать что-либо, психика начинает вытеснять, подавлять, отрицать. Ты не можешь позволить себе слабость быть обычным парнем с присущими ему сменой настроения, печалями, страданиями - и психика прячет все эти естественные явления «подальше», по принципу: «если я тебя не вижу, значит, тебя нет». Как говорил Лукреций, «Зачем думать о смерти? Где есть я, там нет смерти, где есть смерть - нет меня. Смерть - ничто». При виде болезни или инвалидности «успешный» человек спрячется за мысль «со мной такого произойти не может!» - и, ни минуты не раздумывая, займёт голову чем-то другим. Но страхи и тревоги - неизбежные последствия первородного греха - невозможно спрятать в карман по собственному желанию. Бороться с ними можно только одним способом - стремлением соединиться с Источником жизни - Богом. Самовольно «отменяя» естественные для человека переживания, мы попросту переводим их в скрытую хроническую форму, и тогда не стоит удивляться, когда после они прорвутся наружу в ужасающих размерах и с непоправимыми последствиями. Об этом задумываться не принято: наш успешный современник способен «покорять народы», но себя он не может не только покорить, а и познать.
Любая мода пытается сделать нас управляемыми за счёт правил, которые она диктует. В данной ситуации мы говорим о пренебрежении своей уникальностью - в угоду маниакальности. Ведь у всех нас разные характеры, темпераменты, способности, интересы, физические данные. Одним людям свойственно больше улыбаться, другим - быть более задумчивыми. У кого-то общение складывается естественно, легко и непринуждённо, другим необходимо время, чтобы войти в коллектив, для третьих общество и вовсе обременительно. Кому-то нужно больше отдыхать, кому-то хватает пяти часов сна в сутки. Кто-то привык созерцать, а кто-то - двигаться. Желая быть «успешными», мы запрещаем себе самое естественное: усталость, грусть, ностальгию, тоску, болезни, переживания за других. «Маниакальная» мода приучает нас мыслить нездорово категорично: кто не успешен - тот лузер, кто беден - тот глуп, кто не креативен - тот бездарен и так далее. Из жизни уходят полутона, мы становимся более поверхностными. Всё меньше ищем глубинные смыслы, всё сильнее наша потребность окружать себя атрибутами успеха. Безоглядное следование моде ломает нас и уводит от личностного и духовного развития, делая управляемыми и посредственными людьми, каждый из которых мнит себя исключительным.
Весело-превесело?
Вместо выводов и морали в конце басни - два рассказа о воскресном дне. Недавно одна знакомая поведала, как с мужем и восьмилетним сыном они посетили большой торгово-развлекательный центр. Специально для детей там работают аниматоры - молодые люди в ярких костюмах героев известных мультфильмов. Ребёнок участвует в шоу-программе, родители тут же сидят за столиком кафе. Громко играет музыка, ведущие ещё громче говорят в микрофон, зазывая посетителей. Суть шоу трудно свести в какую-то смысловую единицу. Загадки, игры, ответы на вопросы, какие-то призы, танцы, песни, стихи. Беспрерывная музыка, смех, аплодисменты. После часа этого действа, как говорит моя знакомая, их поход в торговый центр спешно закончился. По её словам, сына словно подменили, он стал расторможенный, неуправляемый, агрессивный. Пришлось даже прибегнуть к наказанию, чтобы его остудить.
Эта же мама делилась впечатлениями от другого выходного дня. Однажды они компанией молодых родителей с детьми гуляли по Пейзажной аллее в Киеве. Там увидели молодую женщину, которая сидела на бордюре спиной к прохожим и что-то мастерила. На газете тут же возле неё были разложены «чудики» - куклы, которых она делала своим руками из полимерной глины, бусинок и ярких тканей. Все они были с необыкновенно добрыми лицами, и у каждого был свой характер и имя. Когда женщину спросили, сколько стоит кукла, она ответила: «за стишок». Дети стали рассказывать стихи из школьной программы. Когда они выбрали каждый по «чудику», уходить от «мамы чудиков» никто не хотел. После этой встречи моя знакомая говорила с сыном о том, как хорошо, что в мире есть люди, готовые дарить радость.
Мастерица кукол известна и мне. У неё не так уж много «клиентов», но каждый, кто останавливается возле неё, получает порцию радости, тепла - что-то очень важное для души.
Почему я вспоминаю здесь о ней? По меркам нашей маниакальной эпохи она немодна, неперспективна, неинтересна. Но, кажется, она выбирает какие-то другие критерии. Выбирать приходится и нам - каждый день отвечая на банальное «иметь или быть?». То ли выбирать безудержное веселье, проявлять любые эмоции, позволяя себя веселить и развлекать. То ли искать истинной радости, которую можно испытать лишь подарив радость другому.