РПЦ просит Глеба Грозовского вернуться на Родину и не прятаться от уголовного преследования. Горсуд Петербурга отказал адвокатам в жалобе на заочный арест священника. Ситуация не изменилась, и если Грозовский, объявленный в международный розыск по обвинению в растлении детей, вернётся в Россию из Израиля, он будет препровождён в СИЗО. Адвокат, вернувшийся с земли обетованной с показаниями своего клиента, не называет дату приезда Глеба Грозовского.
Священник Глеб Грозовский - настоятель церкви Иоанна Воина в посёлке Верево и духовник "Зенита", создатель воскресных школ, организатор православных детских лагерей, духовный наставник сиротских приютов - обвиняется, напомним, в сексуальном насилии над девочками от 9 до 14 лет, которых он, по версии следствия, растлевал в тех самых православных лагерях.
Заявление в полицию с именем отца Глеба Грозовского подала одна из семей, отдыхавших в православном лагере в посёлке Камари на греческом острове Кос. Родители 12-летней девочки заявили, что их дочь подверглась насилию со стороны священника в июне 2013 года. До августа, по словам родителей, они ничего не знали. В августе повели дочь к гинекологу (с какой целью - неизвестно). И доктор сообщила, что у девочки проблема. Родители начали задавать дочери вопросы. Ребёнок признался, что в июне, когда она отдыхала в православном лагере на острове Кос в Греции, однажды вечером, сразу после отбоя, к ним с соседкой в комнату пришёл мужчина.
- Кто?
- Священник Глеб Грозовский, - ответила девочка.
Полиция отправилась к её бывшей соседке по номеру, и та подтвердила рассказ подруги. Следствие возбудило уголовное дело.
В поле зрения
Сам Глеб Грозовский обвинения в свой адрес отвергает. Поскольку он остаётся в Израиле, один из его адвокатов, Артём Баконин, попросил своего доверителя изложить позицию письменно.
"Ни о каких сексуальных извращениях, подглядываниях, приставаниях никогда, нигде не может быть речи, - написал Грозовский собственноручно. - Это чуждо и противоестественно мне и моей православной вере".
Грозовский подробнейшим образом рассказал, как проводил время в лагере. "В мои обязанности входили обязательные ежедневные беседы с детьми, вечерняя молитва на пять минут сразу после беседы, которая всегда начиналась в 20.00, а заканчивалась в 20.50... В 21.15 я со своей семьёй возвращался в гостиницу... В основном с детьми я виделся в паломнических поездках, на завтраке, обеде, ужине, на беседе в присутствии вожатых и совместной молитве. Всё остальное время я проводил со своей семьёй".
Он описал и сам лагерь: завтраки, экскурсии, обеды, купание в море, молитвы. И ни минуты, по его словам, он не оставался один. "Каждый день и ежеминутно со мной рядом были моя жена, мои дети, и я всегда находился в поле зрения вожатых".
"Фонтанка" поинтересовалась у вожатых, действительно ли батюшка всегда был "в поле зрения". Они утверждают: за священником они, конечно, не следили, зато дети, уверены они, из их "поля зрения" не выпадали.
- Мы с ещё одной вожатой раньше работали в интернате, у нас большой опыт работы с детьми, в том числе разновозрастными, - уверяет одна из них. - И мы следили за детьми очень.
Наверное, так сказали бы любые вожатые в любом лагере. Поэтому мы попросили нашу собеседницу рассказать, как проходили первые часы после отбоя - те самые, когда, по словам родителей, священник зашёл в комнату к их дочери.
- У нас было два страшных момента: море и отбой, - рассказывает вожатая. - В это время мы за детьми особенно следили. После отбоя младшие затихали быстро. А мы сидели перед входом в беседочке и ждали, пока угомонятся старшие. Мы видели, как включается свет в ванной у детей, как гаснет свет в комнатах.
Отбой у детей был в 22 часа. Взрослые, утверждает вожатая, дежурили под их окнами до двух часов ночи. Конструкция дома, где они жили, такова, что в нём нельзя было запереть один общий вход. Поэтому вожатые ещё и проверяли, чтоб дети после отбоя заперлись в комнатах изнутри.
- Это не гостиница в привычном смысле, там забора нет как такового, - объясняет вожатая. - С одной стороны дома - отдельные входы в каждую комнату. С другой стороны - балконы. Девочки, о которых идёт речь, жили на втором этаже, с балкона к ним залезть было невозможно. А за входными дверями в комнаты мы следили. Время от времени мы заходили с другой стороны дома, чтобы убедиться, что на балконах никто не сидит. Потом мы проходили тихонечко, дёргали двери, если не закрыты - говорили: в чём дело, быстрее закрывайтесь.
Как уже писала "Фонтанка", в доме, где жила большая часть лагеря, не хватило комнат для всех, и 8 детей и трое взрослых, в том числе отец Глеб с семьёй, поселились в гостинице по соседству. И каждый вечер после ужина, молитв и ежедневных "бесед с батюшкой" они возвращались к себе. Иногда - ещё до отбоя, иногда - вскоре после него.
- Если отец Глеб уходил сразу после бесед, то шёл вместе со своей женой, - вспоминает вожатая. - И ещё 8 детей с ними уходило: его четверо и ещё четверо, которые жили в той гостинице. Но бывало, что его жена и дети уходили раньше, а он и ещё один вожатый из той гостиницы оставались попить с нами чаю и обсудить завтрашний день. Потом мы их немного провожали.
Общая дверь
При всём внимании взрослых к детям, один странный инцидент в лагере всё-таки произошёл. Может быть, где-то рядом нужно искать ключ к тому, что случилось с пострадавшими девочками.
- Выяснилось, что между номером, в котором жили те две девочки, и соседним была общая дверь, - рассказывает вожатая. - Мы приехали ночью. Те, кому не досталось комнат в нашем доме, отправились в соседнюю гостиницу. А мы распределили детей по комнатам у себя. Утром, - продолжает она, - детей пошли будить.
- А двух девчонок, тех самых, было недобудиться, - вспоминает вожатая. - Мы колотили, колотили в дверь - без толку. А тут мальчишки в соседней комнате нам говорят: пройдите через нашу. Мы аж обалдели: это как?! Они и показали нам эту смежную дверь. Мы прошли, разбудили девчонок. Почему-то они спали на одной кровати. У них, как и в других комнатах, были две полутораспальные кровати, но девочки почему-то перебрались на одну и спали вместе.
Это была первая ночь в лагере. Обнаружив странную дверь между мальчиками и девочками, вожатые заперли её на ключ, добытый у хозяйки дома. Считалось, что проблема решена.
Батюшка-фантом
Возбудив уголовное дело по фактам, описанным родителями девочек с острова Кос, следствие занялось другими православными лагерями, куда в качестве духовника возил детей Грозовский. Подняли списки отдыхавших. Это были очень большие списки: на протяжении восьми-девяти лет отец Глеб ездил на две-три смены в разные лагеря ежегодно. Родителей начали последовательно опрашивать: что происходило с их детьми на отдыхе. О том, как происходили опросы, рассказала "Фонтанке" одна из мам - Инна Кабацкая.
- Мне позвонила оперуполномоченная из Приморского РУВД и убеждала меня в том, что, по их данным, моя дочь - тоже пострадавшая от Глеба Грозовского, - утверждает она. - Вы, говорит, не должны соглашаться с растлением вашей дочки. Я ответила, что дочь со мной делится всеми секретами, я её очень хорошо знаю, и если бы у неё были какие-то проблемы, я бы почувствовала.
Полиция не поверила, что Инна знает дочку достаточно хорошо, оперативник настаивала, что девочку надо показать психологам ГУ МВД.
- Она говорила мне: вы не беспокойтесь, психологи не будут спрашивать ничего напрямую, всё будет очень косвенно, просто потом психологи сделают все выводы, - пересказывает разговор Инна. - Ребёнок, мол, просто рисует - а они делают выводы.
Она отказалась. На следующий день ей опять позвонили из полиции.
- Мне стали намекать, что, мол, бывают такие родители, которые позволяют растлевать своих детей, - продолжает она. - Я возмутилась, тогда мне заявили, что, по их сведениям, в нашей семье имеет место жестокое обращение с ребёнком.
Инна написала заявления, но не в Приморское РУВД на Грозовского, а в УСБ и в прокуратуру - на Приморское РУВД. Звонки из полиции, говорит она, прекратились.
Тем не менее одна семья с потерпевшей девочкой нашлась. По данным полиции, отец Глеб домогался их дочери в православном лагере на острове Коневец на Ладоге в последних числах июня 2011 года. Следственное управление СКР по Ленобласти возбудило второе уголовное дело.
В распоряжении "Фонтанки" есть копия страниц загранпаспорта Глеба Грозовского со штампами, из которых следует: в последних числах июня 2011 года, ровно в те дни, когда, по версии следствия, священник совращал девочку в лагере на Ладоге, плюс несколько дней в июле Грозовский Глеб Викторович 1979 года рождения находился в Турции. Отдыхал там с семьёй. Дополнительное подтверждение - распечатки авиабилетов на имена Грозовского, его супруги и детей и подтверждение бронирования гостиницы в Анталии.
Ирина Тумакова,
"Фонтанка.ру"