Интеллигент российского масштаба

20 ноября Алексею Баталову исполняется 85 лет

Новости Москвы 
0
221
Время на чтение 12 минут

Актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, общественный деятель, педагог. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда. Лауреат Государственной премии СССР и двух Государственных премий РФ, премий Ленинского комсомола и Президента России - и это всё о нем.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отмечал: «Ваши труды заметно обогатили достояние российской культуры. Своим творческим самовыражением Вы прокладываете, говоря словами Николая Васильевича Гоголя, «незримые ступени к христианству» и свидетельствуете о том, что служение красоте неотделимо от милосердия, попечения и благотворительности. Многие годы Вы принимаете активное участие в работе Международного фонда "Мир искусства", оказывая всемерную помощь музыкально одаренным детям с проблемами здоровья и ограниченными возможностями».

А теперь можно добавить к словам Святейшего - Почётный президент Парижского киноклуба «Жар-птица», председатель Оргкомитета ежегодной премии российских деловых кругов за лучшие актёрские работы года, почётный член Правления региональной благотворительной организации «Московская Ассоциация содействия и помощи инвалидам с детским церебральным параличом», член Попечительского Совета Марфо-Мариинского благотворительного общества. К слову, сама обитель восстановлена и благодаря его усилиям.

Возможно, что у кого-то всяких наград и званий наберётся более, нежели у Алексея Владимировича. Но кто еще, кроме него, может сказать: «Когда Ахматова приезжала в Москву, для неё освобождали мою комнату. Я поэтому был искренне убеждён, что она - моя родная бабушка и так к ней обращался до тех пор, пока не пошёл в школу. В моей шестиметровке я, ложась спать, доставал ногами до противоположной стены, а Анна Андреевна выглядела в закутке как королева. Об Ахматовой я подробно написал в своей книге «Судьба и ремесло». Но больше всего мне душу греет то, что я был первым, кто после войны повёз её в разрушенное Царское Село. Это был такой невероятный день! Она там бродила молча, а я ходил рядышком, старался не мешать. Это было потрясающее зрелище! Мне, вернувшемуся из армии, Ахматова, хотя сама была небогата, дала денег, чтобы я приоделся. У нас в доме регулярно бывали Мандельштам, Пастернак, Зощенко, Булгаков, Ильф и Петров. Олеша, можно сказать, вынянчил меня. Когда я ставил «Трёх толстяков», он давал мне ценнейшие советы. Жаль, фильма увидеть Юрий Карлович не успел. А отец моей первой жены, художник Константин Ротов срисовал Дядю Степу с меня. Очень смешно и похоже получилось. Он еще шутил: «У тебя ботинки 45-го размера, и у Дяди Степы тоже!»

Поразительна по насыщенности известными деятелями российской культуры среда, в которой с пелёнок рос, учился и творил Алексей Владимирович!

Но самое потрясающе то, как он мощно сумел впитать в себя лучшие черты тех людей, с которыми сталкивался, аккумулировал в себе их лучшие черты, что помогло создать затем удивительные, неповторимые образы своих современников, людей из далёкого прошлого.

«Большая семья» - Алексей Журбин; «Дело Румянцева» - Саша Румянцев; «Мать» - Павел Власов; «Летят журавли» - Борис Бороздин; «Дама с собачкой» - Дмитрий Гуров; «Девять дней одного года» - Дмитрий Гусев; «Свет далёкой звезды» - Петр Лукашёв; «Три толстяка» - Тибул; «Седьмой спутник» - комиссар; «Живой труп» - Фёдор Протасов; «Бег» - Сергей Голубков; «Чисто английское убийство» - доктор Ботвинк; «Звезда пленительного счастья» - князь Сергей Трубецкой; «Рикки-Тикки-Тави» - Роберт Лоусон; «Москва слезам не верит» - Георгий Иванович (Гоша). А ведь перечислены лишь фильмы, определённо ставшие классикой отечественной кинематографии.

Ещё одна неповторимая, как бы теперь сказали - «эксклюзивная» баталовская черта - ни одного отрицательного персонажа из полусотни киноролей! Да, иные ученики Баталова уже превосходят своего учителя по численности сыгранного в кино, театре, на телевидении. И вовсе не потому, что он не испытывает желания играть «плохих» людей или ленится играть. Просто он невероятно строг к тому, что ему предлагают.

Сам Алексей Владимирович не раз говорил о том, что с превеликим желанием создал бы в какой-нибудь картине образ законченного негодяя. Но ему, оказывается, никто подобных ролей никогда не предлагал. И я прекрасно понимаю почему. Стоит вам с Баталовым пообщаться даже накоротке, как вы, сами того не замечая, подпадаете под его неотразимое обаяние. Он как бы источает свет. Что, видно, и покорило американских киноакадемиков, когда они единодушно присуждали «Оскара» кинокартине «Москва слезам не верит».

Или такая, в высшей степени красноречивая деталь: кто-нибудь может себе представить, чтобы Алексей Баталов сыграл в каком-нибудь многосерийном телевизионном «мыле»?

Или чтобы он стал по тому же «ящику» рекламировать стиральный порошок, автомобиль или лекарственный препарат? Говорю вовсе не в упрек тем артистам, которые зарабатывают на рекламе. Просто констатирую: с Баталовым этого не может быть потому... потому, что не может быть, и все.

Помнится в 1982 году Кириллу Лаврову, с которым мы были в замечательных отношениях, присудили Ленинскую премию. Отмечал её Кирилл Юрьевич с московскими коллегами в старом здании Дома актёров на улице Горького. Моё место за столом оказалось между Юрием Сенкевичем и Алексеем Баталовым. С телеведущим я был знаком, а с Баталовым общался впервые. И, естественно, стал подбивать его на интервью, тем более, что слышал: актёр три года служил срочную. А таких деятелей искусства я, сотрудник газеты «Красная звезда», держал на прицеле. Скажу даже больше: никогда не писал о тех, кто плохо относился к вооружённым силам. Согласен, это не единственный показатель гражданской и общественной значимости того или иного деятеля культуры, к творческому облику его, возможно, и вовсе не относящийся, но тем не менее...

Мы обменялись телефонами. На следующий день звоню Баталову и слышу: «Знаете, я долго размышлял и пришёл к выводу: не гожусь в герои военной газеты. Строго говоря, служил я срочную в чрезвычайно щадящем режиме при Театре Советской Армии. Я и автомат в руках держал-то пару раз. А так мы занимались охраной и хозяйственными работами. Но в основном я играл на сцене». - «Ну как же, а ваши военные роли в «Летят журавли», «Дорогой мой человек»... - «Так это ж роли. А служба в моём понимании - нечто особое. Не обижайтесь моим отказом, поймите меня правильно». - «Да, честно говоря, мне и просто хотелось с вами пообщаться, послушать вас». - «В таком разе я вас приглашаю на съемки телепередачи, которая готовится к моему 55-летию». Там мы и встретились.

- Вырос я в театральной семье, - рассказывал Баталов. - Родители - актеры театра Нина Ольшевская и Владимир Баталов. Известными актерами были мой дядя, брат отца Николай Баталов и его жена Ольга Андровская. Я сроду не знал что такое «песочница»! В основном гулял среди декораций, которые позднее сам и раскрашивал.

Для меня привычнее было видеть чью-то загримированную физиономию рядом, чем обычное лицо. Так что никакой иной путь в жизни, кроме лицедейства, мне не светил.

Когда мне было пять лет, мама вышла замуж за известного в те годы писателя Виктора Ардова. Тут мне повезло несказанно. Вот если отец заботится о ребенке, это понятно, он вроде бы должен, профессия такая. Чувства Ардова ко мне - это отцовство в квадрате. Мы жили на Большой Ордынке. Если бы я сейчас стал вам перечислять известных людей той поры, которые приходили в наш дом, вам бы наскучило меня слушать. Самым ярким человеческим и духовным впечатлением моей юности было конечно же общение с Ахматовой. Вошедшая в жизнь семьи как подруга мамы, Анна Андреевна своими стихами, драматической судьбой, самой личностью стала для меня навсегда духовным критерием, примером жизнестойкости и мужества. В последний период жизни великой поэтессы, она отвергала практически все попытки сфотографировать ее, написать портрет. А вот мне доверилась, как очень близкому человеку. И похвалила мой портрет с неё...

С первой женой, Ирочкой Ротовой, мы познакомились, когда обоим было по 12 лет. Наши родители соседствовали по даче. Нас разлучила война. Так закончилось моё детство. Из московской квартиры я уезжал буржуйским мальчиком, а вернулся - крепким пацаном. Я узнал, что такое сельская жизнь, как дрова рубить, как скакать на лошади в ночное, какая разница между русской печкой, голландской и горном, короче, тысячи вещей, не поддающихся перечислению. Но главное - война воочию, на примерах показала мне, что такое горе и счастье. Вот такое получилось детство. Бесконечные переезды: Бугульма, Уфа, Казань, Свердловск. В эвакуации я сыграл свою первую настоящую роль, в гриме и костюме.

Вернувшись в Москву, я поступил в школу-студию МХАТ. Тогда же практически и женился на красавице Ирочке Ротовой в 16 лет. Любовь наша казалась вечной, но расписаться мы не могли по малолетству. Купили одно кольцо на двоих и выгравировали на обратной стороне «1948. Алеша+Ира=Любовь». Жили по очереди то у одних, то у других родителей. В 18 лет узаконили свои отношения, и у нас родилась дочь Надя.

В школе-студии МХАТа я учился в мастерской у своего дяди, Виктора Станицына. И довольно прилично учился. Всё равно о любом моём, даже самом крохотном достижении студенты и даже некоторые преподаватели говорили: «Ну конечно, это его Андровская натаскала». Или: «Разумеется, они там друг с другом переговорили и Алексея выдвинули!» Поначалу я злился, пытался всячески доказать, что, несмотря на своих именитых родственников, сам чего-то стою. Но потом смирился. На чужой роток не накинешь платок.

Первый раз я снялся в картине «Зоя» Лео Арнштама. Получилось очень плохо. Потом обо мне на десять лет все кинорежиссёры забыли. Я себе спокойно трудился в Театре Советской Армии.

А в 1954 году Хейфиц пригласил меня на одну из главных ролей в фильме «Большая семья». Считается, что с тех пор на советский экран пришёл новый герой - рабочий-интеллигент. Как бы посредством меня Иосиф Ефимович сломал стереотип представления о советском пролетарии. Полагаю, что это вопрос спорный, но тем не менее, именно после «Большой семьи» моя популярность стала быстро рости. Я стал часто уезжать на съемки, а домашний телефон обрывали поклонницы. Ирине не хватало моего внимания. Начались ссоры, которые привели нас к разрыву. Юношеская любовь оказалась не прочной. Скорее всего, любви как таковой и не было - мы просто увлеклись друг другом. От рождения стеснительный, я бы в столь юном возрасте ни на ком ином, кроме Иры, и не женился бы. А она была своя. Расстались мы нормально.

С Гитаной я впервые встретился, когда снимался в «Большой семье». Да, она цыганка и на двенадцать лет младше меня. Дело было в Ленинграде. Вместе с другом мы пошли в цирк, который как раз гастролировал. Там я и увидел её выступление. Решил познакомиться. Это было несложно: я хорошо знал Никулина и Карандаша. А с Никулиным Гитана работала в одной цирковой программе. Цирковые артисты остановились в той же гостинице, что и мы. Мы обедали, ужинали вместе. Потом долгое время просто встречались. Прошло много лет, почти десять, прежде чем мы поняли: не будем расставаться.

У Хейфица я снялся ещё в четырех фильмах. Потом был фильм Марка Донского «Мать» по Горькому с моим участием. Он примечателен, кроме всего прочего для меня тем, в что в предыдущей экранизации повести, которую осуществил Всеволод Пудовкин, роль Власова исполнял мой дядя Николай Баталов. Затем я снимался у Михаила Калатозова - «Летят журавли». Мы получили Золотую пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале. А ещё позже Михаил Ромм пригласил меня на роль физика-атомщика в свой легендарный фильм «Девять дней одного года». Конечно, там был великий соблазн поэксплуатировать трагическую коллизию, животрепещущую по тому времени: герой получает смертельную дозу радиации. Но мы с Михаилом Ильичом пошли по другому пути - показали работу мысли. А ведь первоначально режиссёр и слышать обо мне не хотел. Я ему казался слишком заторможенным. Хотя, честно говоря, Ромм был недалёк от истины.

В шестидесятых годах меня стали занимать в кино всё реже и реже. Так что, на режиссерскую работу я переключился вынужденно.

В качестве режиссера-постановщика снял три картины: «Шинель» по Гоголю, «Игрок» по Достоевскому и «Три толстяка» по Ю. К. Олеше. Последнюю свою работу считаю наиболее удачной.

Потом меня начали упрекать, что я отклоняюсь от генеральной линии партии: не ставлю фильмов о современниках. И я написал два сценария - они и сейчас есть. Один - по рассказу Володи Максимова, второй - по Георгию Владимову. А так как оба эти писатели были к советской власти настроены весьма скептически, своих убеждений не скрывали, а через некоторое время и вовсе эмигрировали, ни о каких картинах не могло быть и речи.

От вынужденного бездействия я подался на радио. Некоторое время оно было для меня единственным средством общения с миром. Среди моих радиопостановок: «Казаки» Льва Толстого, «Белые ночи» Фёдора Достоевского, «Поединок» Александра Куприна, «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова, «Ромео и Джульетта» Вильяма Шекспира. Сказать вам по правде, за эти работы мне перед людьми не стыдно.

А что касается преподавательской деятельности, то честно вам признаюсь: педагогом ВГИКа я стал случайно. После кончины Бориса Бабочкина его курс остался неприкаянным. И чтобы не играть секретарей парткомов или колхозных активистов, я согласился его довести до выпуска. С тех пор, то есть с 1975 года, работаю со студентами. А как - покажет время.

...Телевизионная запись длилась тогда что-то около трёх часов. Потом я решил подойти к Баталову, поблагодарить его за откровенный и честный рассказ о собственном творчестве. И стал невольным свидетелем потрясающей воспитанности актёра. «Марина, - спросил режиссёра, - камеры выключены? Курить так хочется, что сил моих нет». - «Алексей Владимирович, я же не знала. Вы бы могли курить в кадре. Очень многие так делают». - «Ну что вы, курить в кадре, если это не роль, мне всё равно, что сейчас выйти и на улице раздеться догола».

Начало восьмидесятых. Ещё никто не говорил тогда о вреде курения. Самая великая похвала любому собранию: дым стоял такой, что можно было топор вешать. А Баталов оказался столь удивительно тактичен и требователен к себе. Я был потрясён!

Гитана Аркадьевна Леонтенко-Баталова вспоминает: «Я никогда не стремилась выйти замуж. Искренне полагала, что это от меня никуда не уйдет. Главное - работа. Для меня мир за пределами цирка был чужим, незнакомым. Стоять у плиты, варить борщи - да ни в жизнь. Алексей Владимирович мне, конечно, нравился. А кому бы он не понравился. Мужчина был потрясающий! Голубые глаза, изысканные манеры, умница. А какие стихи он мне читал. Никто рядом с ним даже близко не стоял. Но я никогда ни на чем не настаивала, ничего у него не просила. Он всегда был совершенно свободен. Он и до сих пор такой. Думаю, именно поэтому Алексей Владимирович и женился на мне, что я никогда не посягала на его свободу. А потом у нас родилась Маша. И вся моя жизнь поделилась на «до» и «после» - до рождения дочери. Мы с Лёшей наотрез отказались смириться со страшным диагнозом ДЦП. Для того чтобы бороться за жизнь дочери, нужно было, чтобы кто-то сидел с Машей день и ночь. И я навсегда оставила цирк. Хотя зарабатывала намного больше мужа. Сначала у нас были надежды на излечение дочери, а потом они растаяли. Не приведи Господь никому пережить подобное! Но если такому ребенку суждено было родиться на свет, хорошо, что она у нас родилась. Мы бы её никогда не бросили. А ведь в роддоме нам это предлагали. После рождения Машеньки я стала просто мамой и женой. Было много предложений работать, но я все силы бросила на Машу. Конечно, я стала другой, даже по характеру. Стала всего бояться, чаще расстраиваться. Но думаю, что я очень смелая и сильная женщина, если сумела так Машу воспитать. Она сейчас наша гордость. Пишет книги, сценарии, стала членом Союза писателей. Мы с Лёшей провезли её по всему миру. Муж мой много лет работал в «Доме дружбы» безо всякой оплаты только лишь потому, чтобы Маша могла всюду ездить с ним. Девочка с детства ходила на балет, в театр. Дочь Баталова не могла вырасти другой!»

- Больше всего меня огорчает нынешнее служение деньгам, - сетует он. Это самое сильное искушение, люди на глазах ломаются и превращаются чёрт знает во что. Раньше, идя зимой по деревне, вы могли постучаться в любой дом и вас на ночь пустили бы. А сегодня родную бабушку внук выбрасывает из квартиры. И при этом он вам со знанием дела объяснит, как это выгодно: тут 6 метров выгадает, там 200 долларов и т. п. Детей рожают, чтобы после развода побольше слупить с богатого мужа. Всё это - самое нерусское и самое омерзительное, что есть. А самое дорогое для меня - это русская культура, милосердие, которые в России всегда были и остаются, между прочим, и сегодня. Просто очень тяжёлое сейчас время. Я, к сожалению, вообще не помню времён, когда так уж всё здесь было хорошо. Нет в России такого времени: вот, наконец, мы пожили! Ссылки, братоубийственная Гражданская война, голод, НЭП, репрессии, коммунизм и соцреализм, когда и Чехов, и Достоевский не годились, Великая Отечественная война. Может быть, эти страдания даются нашему народу, дабы он не забывался и понял свои ошибки? Испытания посылаются свыше, и Бог смотрит, как люди их выдерживают. Я вырос в таком окружении, где люди, несмотря ни на что, оставались ЛЮДЬМИ.

А из хорошего... Я очень обязан режиссёру Владимиру Меньшову за фильм «Москва слезам не верит». Это просто чудо: люди до сих пор помнят и любят эту картину. Совершенно невероятно!

А ведь я, правда, очень непродолжительно, отказывался от этой роли. Мне Меньшов объяснил, каким мы можем сделать образ Гоши. Это чисто его заслуга, и я ему по гроб жизни благодарен. На первый взгляд, сценарий ничем не отличался - картин с подобным сюжетом было много. А его фильм полюбился сразу и на многие годы!

Мне 85, ну и что? Просто очередной день рождения. Но сказать по правде, у меня огромное количество желаний и идей. Многое в моей жизни, увы, не осуществилось. Я, к сожалению, очень мало сделал. Жаль...

Несыгранные роли, запрещённые сценарии, картины и передачи на радио. Мне не давали сделать, например, программу по бунинским рассказам. А теперь выясняется, что Бунин - чуть ли не наше всё. Не разрешали читать на радио «Казаков» Льва Толстого - там очень хорошо выражено ощущение человеком божественного. Боялись, чтобы лишний раз Бога не упоминали...

Что желаю? Чтобы мои близкие были здоровы и спокойны. Больше ничего не надо. А всё остальное - дай Бог, сложится, если будут силы...

P.S. Минувшим летом Алексей Владимирович стал жертвой мошенников. Сосед по даче попросил у Баталова автограф, однако вместо обычного листа бумаги подложил дарственную, которую и подписал доверчивый артист. Узнав, что участок с домом по праву переходит к его соседу, Артист попал в больницу. Сейчас идёт судебное разбирательство.

http://www.stoletie.ru/kultura/intelligent_rossijskogo_masshtaba_255.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Михаил Захарчук
Хлебодар
Мамуд Шавершян был человеком с щедрой русской душой
15.08.2019
Возвращение Павла Кадочникова
2 мая, тридцать лет назад, ушёл из жизни народныйартист СССР
03.05.2018
Легенда по имени У-2
90 лет назад поднялся в воздух самолёт, которому суждено было стяжать невиданную славу
11.01.2018
Три «ярма» Ефремова
К 90-летию со дня рождения народного артиста СССР
03.10.2017
Все статьи Михаил Захарчук
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Владимир С.М.
18.04.2024 12:15
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2024 12:11
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
18.04.2024 11:51
Указы президента 2024 года снова не будут выполняться?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.04.2024 11:05
Начинается великое «Очищение» Отчизны
Новый комментарий от Игорь Ал
18.04.2024 10:48
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 10:36
«Она была наследницею его державных прав»
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 10:22