Громкое молчание

Христос и евангельские события в документах истории

0
260
Время на чтение 6 минут

Рубрика нашего журнала под названием "Хронос" посвящена интересным событиям истории христианской Церкви после окончания земного служения Иисуса Христа. Эта история насчитывает уже более 2000 лет, в ней много замечательных и необычных страниц, иногда малоизвестных даже для самих христиан. Первая тема для рубрики была выбрана сразу - это свидетельства о евангельских событиях и Личности Иисуса Христа, оставленные современниками этих событий - нехристианами.

Римские легионеры. Рельеф на колонне Траяна в Риме
Римские легионеры. Рельеф на колонне Траяна в Риме

Заметим, что таких свидетельств сохранилось крайне мало. Именно это обстоятельство дало повод некоторым историкам ХIХ-ХХ веков говорить о так называемом «молчании века» (имеется в виду I век по Р.Х.) и делать вывод о том, что Иисус Христос как историческая личность - это миф, придуманный иудеями, желавшими обновления своей религии. Однако в наше время подавляющее большинство ученых признает подлинность пусть и немногочисленных, но неоспоримых свидетельств земной жизни Иисуса.

Что же касается их малочисленности, - 2000 лет назад самым быстрым средством передвижения была лошадь, и информация распространялась крайне медленно. Кроме того, речь шла о казни обычного галилейского плотника. Из Евангелия мы знаем, что Иисус Христос по профессии был именно плотником. И казнь простого ремесленника из маленькой римской провинции Иудея вряд ли сразу должна была заинтересовать кого-либо в царствующем городе Риме. И тем не менее (если даже не принимать во внимание Евангелия как достоверный источник), Христос и христиане появляются в документах эпохи сравнительно скоро.

Ф. Карелли: Стена плача, ок. 1875, фото с сайта журнала израильской культуры "Ариэль"
Ф. Карелли: Стена плача, ок. 1875, фото с сайта журнала израильской культуры "Ариэль"

"Свидетельство Флавия"

И в хронологическом порядке, и по своей значимости, на первом месте для христиан стоят свидетельства иудейского историка Иосифа Флавия. До нас дошло несколько исторических трактатов Флавия на греческом языке: «Иудейская война» (события антиримского восстания иудеев 66-74 годов), «Иудейские древности» (история иудейского народа от сотворения мира до восстания против римлян 66 г.) и его собственная автобиография под названием «Жизнь». Интересующий нас отрывок находится в XVIII главе трактата «Иудейские древности».

В контексте книги он относится к периоду между 26-36 годом по Р.Х. Вот дословный перевод этого отрывка: «Около того времени жил Иисус, человек мудрый, если Его вообще можно назвать человеком. Он творил удивительные дела и учил людей, с удовольствием принимавших истину. Он привлек к Себе многих иудеев и многих эллинов. Это был Христос. По доносу первых у нас людей Пилат осудил Его на распятие, но те, кто с самого начала возлюбили Его, оказались ему верны. На третий день Он явился им живой. Пророки Божии предрекли это и множество других Его чудес. И поныне еще существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по Его имени». (Иосиф Флавий. «Иудейские древности», книга ХVIII, глава 3. Цит. по книге «Иисус Христос в документах истории», «Алетейа», Санкт-Петербург, 2000 г., стр. 87).

В течение веков авторитет этого свидетельства считался непререкаемым, и он цитировался всеми христианскими историками, однако в середине XIX века критические исследователи высказали первые сомнения относительно достоверности этого отрывка. Их суть в следующем: невероятно, чтобы такой правоверный иудей, как Иосиф Флавий мог сомневаться в человеческой сущности Иисуса, называть Его Христом, признавать Его чудеса, воскресение из мертвых и видеть во всем этом исполнение слов древнееврейских пророков. Вся иудейская религия строилась (и строится до сих пор) на ожидании Мессии-Христа. Это то же самое, если бы какой-нибудь христианин вдруг заявил, что уже было второе пришествие Христа, Страшный Суд, награда праведникам и осуждение грешников.

Церковь Христа

На основании этих аргументов уже к концу XIX века весь вышеприведенный отрывок свидетельства Иосифа Флавия о Христе стал восприниматься как поздняя вставка, сделанная каким-нибудь христианином-переписчиком.
Однако в 1902 году в библиотеке монастыря св. Екатерины на Синае была обнаружена рукопись на арабском языке под названием «Всемирная история», принадлежавшая перу некоего сирийского епископа Агапия. Этот труд был написан в X веке и содержал обширные цитаты из произведений Иосифа Флавия, который, как уже сказано, был непререкаемым авторитетом в историческом мире. В рукописи был и рассматриваемый отрывок - «свидетельство Флавия о Христе», но совершенно в другой редакции. Долгое время на него не обращали внимания в научном мире, но в 1970-х годах он был все же исследован и опубликован. Вот перевод: «В это время жил мудрый человек, которого звали Иисус, образ жизни которого был безупречным и [который] был известен своей добродетелью. И многие из иудеев и из других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть, но те, которые были его учениками, не отреклись от его учения. [Они] утверждали, что он явился им через три дня после своего распятия, и что он был живой. Поэтому-то, полагают, он был тем Мессией, о чудесных деяниях которого возвестили пророки». (Цит. по книге «Христос в документах истории», стр. 128).
В этой редакции «свидетельства» автор не сомневается в человеческой сущности Иисуса и не упоминает о Его чудесах. Вместо категоричного утверждения, что «это был Христос», стоит неопределенное: «полагают, что он был тем Мессией», и, наконец, сообщение о Воскресении Христа на третий день после распятия приписывается слуху, исходящему из среды самих Его учеников, а не словам божественных пророков. Большинство современных исследователей признало, что такое мог написать только не-христианин, то есть вариант Агапия признается ими более близким к оригиналу Иосифа Флавия. При этом возраст рукописи не столь для нас существенен, важно, что арабский перевод донес до нас текст Флавия именно в такой редакции.
Возможно, что этот первоначальный текст иудейского историка и подвергся потом правке какого-нибудь ревностного христианина, но главное - он существовал. Не было того «молчания века», о котором так долго говорили представители исторической критики, пытаясь опровергнуть Христа как историческую личность.

Справка:

Иосиф Флавий (37-100 гг. по Р.Х., по-еврейски: Иосеф бен Маттитйаху - Иосеф, сын Матфия) родился в 37 году по Р. X. (всего лишь через 4 года после окончания земного служения Христа) в знатной иудейской семье, жившей в Иерусалиме. Иосиф получил блестящее для своего времени образование, но, тем не менее, оставался ревностным последователем отеческих законов; и когда в 66 году в Иудее вспыхнуло народное восстание против римлян, он встал во главе одного из повстанческих отрядов.
Это было время напряженного ожидания Мессии-Царя (по пророчествам, Он должен был вот-вот прийти) и освободить, наконец, израильский народ от римского гнета, поставив его властвовать над всем миром. Однако ожидаемый Мессия всё не приходил, поэтому в среде религиозных учителей Израиля уже в начале первого столетия по Р.Х. возникло движение так называемых зилотов (ревнителей - греч.). Они говорили, что Христос не приходит из-за пассивности самого народа, из-за того, что израильтяне смирились со своим положением «римских рабов». Но если народ поднимет восстание, активно включится в борьбу против римлян, то Мессия наконец придет и поддержит общенародное восстание, окажет помощь в освобождении от захватчиков. Кроме того, в это время появилось много лжепророков и лжемессий, которые тоже увлекали людей, находившихся в напряженном ожидании Христа, своими лживыми обещаниями. И лишь немногие из иудеев увидели в смиренном, не претендовавшем на роль народного вождя-освободителя Иисусе истинного Мессию.

Таковы истоки восстания 66 года, приведшего в 70 году к взятию и разрушению Иерусалима римскими войсками, когда потерявшие надежду на появление Спасителя иудеи прыгали с горящих стен города - разбивались насмерть, только бы не сдаваться захватчикам.
События, произошедшие с Иосифом и его отрядом, как раз и явили весь героизм и в то же время трагедию иудейского народа. Римский полководец Веспасиан (будущий император), который был послан на подавление восстания, в 66 году вступил в Иудею и осадил город, в котором укрепился Иосиф, и после 47-дневной осады взял его.

В своей автобиографии Флавий рассказывает, как он с остатком отряда - сорока воинами - укрылся в подземелье. Веспасиан предложил им почетную капитуляцию и сохранение жизни, однако повстанцы предпочли самоубийство сдачи в плен. По иудейскому Закону самоубийство - тяжкий грех перед Богом, поэтому члены отряда по очереди убивали друг друга, пока очередь не дошла до последнего... Им оказался Иосиф, который не стал убивать себя, а просто сдался в плен.

Через два года Иосиф был освобожден, переселился в Риме и принял родовое имя императора - Флавий (согласно римским законам, раб, который получал свободу, принимал родовое имя бывшего хозяина). Император Веспасиан дал бывшему врагу права римского гражданства, пенсию и помещение во дворце, где тот спокойно мог заниматься историческими трудами.

Умер Иосиф в Риме около 100 года.


http://www.foma.ru/article/index.php?news=1043
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Маханьков
Как рождалась свобода совести
С I по IV в.в. тысячи последователей Христа были казнены
02.12.2013
Свобода верить
Празднование Рождества на Руси
09.01.2012
Все статьи Роман Маханьков
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Павел Тихомиров
18.04.2024 18:27
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:58
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Новый комментарий от Кожухевич
18.04.2024 16:51
Гомосексуалисты во власти приведут человечество к ядерной катастрофе
Новый комментарий от Русский танкист
18.04.2024 16:45
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от боеприпас
18.04.2024 16:34
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от архетипика
18.04.2024 16:16
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 15:40