Пушкина, и самозванцев смутного времени." title="Большие Вязёмы помнят и Пушкина, и самозванцев смутного времени." hspace="5" vspace="5" width="300" height="225" align="left" />Профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина художник и исследователь древнерусской стенописи Александр Крылов изучил буквально каждый квадратный сантиметр фресок древней церкви. По его словам, такого количества «сабельных автографов», как в Вязёмах, нет ни в одном памятнике той трагической для России эпохи. Кто тут только не расписался: воинственные поляки, разудалые казаки, ловкие сподвижники самозванцев, да и просто авантюристы всех мастей.
Нетрудно представить, что рысканье по разграбленному краю тогда заканчивалось для многих пристанищем в белокаменном разоренном храме. Он был построен незадолго до тех событий в личном имении Бориса Годунова у Старой Смоленской дороги...
Сегодня добраться туда нетрудно: с Белорусского вокзала электричкой за 45 минут до станции Голицыно, потом два километра пешком. Деревня Большие Вязёмы теперь входит в созданный по инициативе Дмитрия Лихачева историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина.
- Юный Пушкин шесть лет провел рядом с Вязёмами, он видел древние автографы, в его творчестве есть следы этих детских впечатлений, - считает Александр Крылов.
Поэт часто вспоминал про храм в Больших Вязёмах. В 1827 году в рукописи «Евгения Онегина» на полях, там где слова «Края Москвы, края родные...», есть рисунок храма.
- Дивные фрески сохранились в храме - это просто восьмое чудо света, - уверен Крылов. - Хоть они пострадали и в Смутное время, и при нашествии Наполеона, и в советское время, но все-таки сохранились. Это памятник высокого русского стиля, сформировавшегося к началу XV века. В нем с максимальной полнотой выражена идея вселенского православия и идея религиозной политики Третьего Рима.
А «сабельные» надписи в церкви - исторический артефакт, помогающий нагляднее представить историю Смуты в конкретных лицах. Автографы тут не только польские: несколько надписей нацарапано кириллицей и принадлежит, очевидно, украинцам или белорусам.
- В разоренном краю бывало худо и грабителям, - говорит Александр Крылов. - Вековечная думка о сале терзала душу оголодавших малороссов. Вот и запечатлел сию муку один из них на стене годуновской церкви: «Яси мни сала». Вот расписался в том же году некий «начальник», а тут - «староста». Так в Польше и Литве называли знатных людей, получивших за королевскую службу в пожизненное пользование земельный надел - «староство».
Любопытный артефакт - нацарапанная на церковной стене игральная карта. Под ней надписи: «туз», «дама».
- Предполагаю, что соседние автографы
оставлены во время карточной игры, - говорит Александр Крылов. - Кто-то
просил помощи у бога, кто-то написал, что он уже сделал ход. А вот -
кружочек с точечками: это либо сколько раз он ходил, либо сколько денег
проиграл... А тут с ошибкой по-латински расписался русский дворянин
Потемкин. Он написал: «Здесь предстоял Потемкин». Но не любили поляки
перебежчиков, предателей, и чуть ниже один из них съерничал, процарапав
по-польски: «Не здесь предстоял Потемкин»... Смех смехом, а ведь
времена-то действительно были страшные. В Смуту сгинуло четыре пятых
населения России. Никакие другие катаклизмы в истории России не унесли
столько жизней. Трудно себе даже представить!
ФОТО с сайта file-rf.ru
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10303320@SV_Articles