Автографы Смуты

Невероятно, но факт: в подмосковной Троицкой церкви села Большие Вязёмы с далекого Смутного времени уцелели автографы, начертанные на стенах непосредственными участниками тех событий. До конца 1990-х годов они практически не привлекали внимания исследователей. Впервые широкой публике эти надписи (естественно, в фотокопиях) представлены на выставке «Лики и лица Смутного времени», открывшейся в Военно-историческом музее артиллерии.

Большие Вязёмы помнят и Пушкина, и самозванцев смутного времени.Профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина художник и исследователь древнерусской стенописи Александр Крылов изучил буквально каждый квадратный сантиметр фресок древней церкви. По его словам, такого количества «сабельных автографов», как в Вязёмах, нет ни в одном памятнике той трагической для России эпохи. Кто тут только не расписался: воинственные поляки, разудалые казаки, ловкие сподвижники самозванцев, да и просто авантюристы всех мастей.

Нетрудно представить, что рысканье по разграбленному краю тогда заканчивалось для многих пристанищем в белокаменном разоренном храме. Он был построен незадолго до тех событий в личном имении Бориса Годунова у Старой Смоленской дороги...

Сегодня добраться туда нетрудно: с Белорусского вокзала электричкой за 45 минут до станции Голицыно, потом два километра пешком. Деревня Большие Вязёмы теперь входит в созданный по инициативе Дмитрия Лихачева историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина.

- Юный Пушкин шесть лет провел рядом с Вязёмами, он видел древние автографы, в его творчестве есть следы этих детских впечатлений, - считает Александр Крылов.

Поэт часто вспоминал про храм в Больших Вязёмах. В 1827 году в рукописи «Евгения Онегина» на полях, там где слова «Края Москвы, края родные...», есть рисунок храма.

- Дивные фрески сохранились в храме - это просто восьмое чудо света, - уверен Крылов. - Хоть они пострадали и в Смутное время, и при нашествии Наполеона, и в советское время, но все-таки сохранились. Это памятник высокого русского стиля, сформировавшегося к началу XV века. В нем с максимальной полнотой выражена идея вселенского православия и идея религиозной политики Третьего Рима.

А «сабельные» надписи в церкви - исторический артефакт, помогающий нагляднее представить историю Смуты в конкретных лицах. Автографы тут не только польские: несколько надписей нацарапано кириллицей и принадлежит, очевидно, украинцам или белорусам.

- В разоренном краю бывало худо и грабителям, - говорит Александр Крылов. - Вековечная думка о сале терзала душу оголодавших малороссов. Вот и запечатлел сию муку один из них на стене годуновской церкви: «Яси мни сала». Вот расписался в том же году некий «начальник», а тут - «староста». Так в Польше и Литве называли знатных людей, получивших за королевскую службу в пожизненное пользование земельный надел - «староство».

Любопытный артефакт - нацарапанная на церковной стене игральная карта. Под ней надписи: «туз», «дама».

- Предполагаю, что соседние автографы оставлены во время карточной игры, - говорит Александр Крылов. - Кто-то просил помощи у бога, кто-то написал, что он уже сделал ход. А вот - кружочек с точечками: это либо сколько раз он ходил, либо сколько денег проиграл... А тут с ошибкой по-латински расписался русский дворянин Потемкин. Он написал: «Здесь предстоял Потемкин». Но не любили поляки перебежчиков, предателей, и чуть ниже один из них съерничал, процарапав по-польски: «Не здесь предстоял Потемкин»... Смех смехом, а ведь времена-то действительно были страшные. В Смуту сгинуло четыре пятых населения России. Никакие другие катаклизмы в истории России не унесли столько жизней. Трудно себе даже представить!

ФОТО с сайта   file-rf.ru

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10303320@SV_Articles

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Загрузка...
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Сергей Глезеров:
«Ударницы» как антитеза развалу
Феномен женского батальона
21.10.2015
Трамвай пойдет до Скорбящей
Документы Российского государственного исторического архива (РГИА) позволили пролить свет на неизвестный ранее эпизод - деятельность полевого лазарета, сформированного в Александро-Невской лавре в самом начале Первой мировой войны
18.09.2015
Неуживчивый правдолюбец и неутомимый строитель
Таким рисуется портрет этого зодчего
20.07.2015
Все статьи автора