«"Бедная вера" не угрожает православию»

Об отношении Русской православной церкви к верующим без религии "Огоньку" рассказал епископ Пантелеимон (Шатов), председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ, викарий патриарха Московского и всея Руси

- В последнее время все больше россиян признают себя верующими, но не обозначают свою принадлежность к какой бы то ни было конфессии. По вашему мнению, почему так называемая бедная вера сегодня сильна?

- Знаете, один из русских святителей как-то сказал: "Придет время, когда будет столько вер, сколько голов". Сегодняшняя "бедная вера" - это вера бедной головы, самочинной, которая хочет утвердить некое свое представление о Боге и о Церкви. В дополнение к "бедной вере" у нас сегодня распространен бедный язык, когда люди не приобщаются к языковому наследию, а ограничиваются словарным запасом Эллочки Людоедки. Кроме того, у нас сегодня бедная нравственность и бедное искусство. На смену великой музыке приходит музыка с одним ритмом. Это обнищание человека, в худшем смысле этого слова. Бывает и обнищание в хорошем смысле, когда человек осознает свою духовную недостаточность и ищет истину, а есть ситуации, когда человек признает свою духовную недостаточность за истину. Конечно, в России это следствие страшного XX века, когда люди были насильственно отторгнуты от веры, высокой культуры и других высоких истин, которыми русский народ жил почти тысячелетие. Мне кажется, в этом и кроется причина распространения "бедной веры".

- Скажите, а 25 процентов россиян, считающих себя верующими без религии, могут представлять какую-то угрозу для православия и других традиционных конфессий?

- Для настоящей православной веры никакая другая вера никакой угрозы не представляет. Не несут угрозы и эти 25 процентов, не обретших настоящей веры, это несчастные люди. Их очень жалко, но, слава Богу, они очень часто приходят к истинной вере, если отбрасывают свой эгоцентризм. Иногда человек пытается изобрести велосипед, жить как бы с нуля. Еще в начале XX века была идея сбросить Пушкина, Достоевского и Толстого с корабля современности. Это говорил талантливый поэт, но говорил он мальчишескую глупость. Но люди часто перерастают эту глупость и приходят к Богу. Я лично таким людям очень рад, если бедность их веры не связана с упрямством, если они ищут Бога и хотят узнать истину. Тогда они становятся замечательными и глубокими верующими.

- Разъясните, пожалуйста, а есть ли у РПЦ какая-то особая политика в отношении подобных верующих? Как к ним призвано относиться?

- Четко установленной политики нет, но есть общепринятая традиция: каждого человека, который приходит в храм, который далек от Бога и от знания истины, Церковь принимает с радостью и любовью как духовного младенца. И, конечно, заботится о нем и уделяет ему времени больше, чем зрелому человеку. Такие люди могут найти в Церкви любовь и заботу, к ним относятся очень терпеливо. Я сам прошел этот путь, у меня у самого была такая "бедная вера". Для того чтобы пойти по настоящему духовному пути, мне понадобилось очень много усилий и пришлось буквально выстрадать то, что я теперь знаю. Так вот, "бедного верующего" мы готовы не только с радостью встретить, но готовы помочь ему пройти по пути познания. Этот путь труден, но в конечном счете он ведет к богатству. Богатству, конечно, не внешнему, которое кричит о себе с обложек глянцевых журналов, а к богатству внутреннему, которое дарует радость полноценной жизни.

Беседовал Сергей Мельников

http://www.kommersant.ru/doc/2316539

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Пантелеимон (Шатов):
«Церковь не только говорит, что аборт – страшный грех, но и протягивает руку помощи»
Обращение епископа Пантелеимона (Шатова) ко Дню защиты детей
01.06.2018
Помогать до и после рождения
Епископ Пантелеимон - о демографическом кризисе и защите жизни детей
01.06.2017
«Мы не можем смириться с тем, что живых людей воспринимают как мусор»
Епископ Пантелеимон (Шатов) призвал каждого задать себе вопрос: что я сделал для того, чтобы спасти детей, которые были убиты, еще не успев родиться
31.05.2016
О мерах по снижению распространения ВИЧ-инфекции с точки зрения глобальной наркополитики, морали и этики
На заседании Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан, 23 октября 2015
29.10.2015
Все статьи автора