Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Покровский храм на киевском Подоле

Ангелина  Демьянок, Одна Родина

15.10.2013

Покровский храм с колокольней. Вид с Боричева Тока

Древний Киев, чудом сохранивший до наших дней многие из своих святынь, воистину неисчерпаем. К Празднику Покрова Пресвятой Богородицы расскажем об одной из его жемчужин, но прежде вспомним, что такое киевский Подол.

Это древнейший исторический район Киева - в правобережной низине между устьем реки Почайны и склонами Старокиевской и Замковой гор, а также гор Щекавица и Хоревица. Отсюда и название - «подолье», то есть низменность. Поговаривают, что где-то тут проходили первые крещения во Святую веру Христову воинов дружины князя Аскольда, еще задолго до Крещения Руси.

На Подоле, имеющем форму трапеции между холмами, Днепром и заливом, примерно 2,5 на 1,5 км, сегодня находится 226 памятников исторической ценности, 431 ансамблевое строение с признаками архитектурного стиля, 99 мемориальных зданий.

А первые поселения человека на здешней территории относят к позднему палеолиту. Древнюю стоянку здесь обнаружил не столь давно, в 1893 г., археолог Викентий Хвойка. По адресу ул. Кирилловская, д. 59-61. А по соседству, на Контрактовой площади, во время прокладки линии метро были найдены срубы Х в. В 1973 г. у подножия горы Замковой был раскопан целый городской квартал с тротуарами ІХ-ХІ вв. деревянной кладки!

О Подоле и его каменных храмах Ильи, Туровой божнице, церквях Богородицы Пирогощи, Кирилловской рассказывают древние летописи, «Слово о полку Игореве».

Как песню можно слушать сохранившиеся древние названия здешних улиц: Щекавицкая, Борисоглебская, Хорива, Игоревская, Волошская (то есть васильковая!), Братская.

Во времена Киевской Руси Подол и его кварталы - Гончары, Дегтяри, Кожемяки, а также Торжище (на месте нынешней Контрактовой площади) - были торгово-ремесленным центром города. Подол располагал линией укреплений, проходившей по реке Глубочице (ныне улицы Верхний Вал и Нижний Вал).

В середине ХІІІ в. в связи с разрушением верхней части города во время нашествия орд хана Батыя Подол стал фактически главным районом Киева.

В начале XVII в. на Подоле была открыта приходская школа - по инициативе священника Иова Борецкого, настоятеля Воскресенской церкви, одного из инициаторов создания Киевской братской школы, а с 1620 г. ее первого ректора и киевского митрополита.

С 1797 г. на Подоле проходили ежегодные контрактовые ярмарки. До знаменитого пожара 1811 г. Подол был наиболее заселенным районом Киева, тут располагалось 2068 из 3672 городских домов. После пожара, уничтожившего большинство строений, конечно же, деревянных, архитекторами А. Меленским и В. Гесте Подол был спланирован заново, эта планировка сохраняется и теперь. Тогда были сооружены Гостиный двор, новый корпус Киевской академии, Контрактовый дом и другие здания.

В советское время, а именно в 1960-1970-х годах, были осуществлены большие работы по выявлению и изучению исторического прошлого Подола, для чего было обследовано свыше 3000 сооружений.

Улица Боричев Ток, проходящая по подошве горы параллельно улице Сагайдачного, скорее всего, ровесница Владимирова города: током, то есть «толкучкой», называли тогда торговые площади. В нынешнем виде улица сложилась после пожара 1811 г., ее основная достопримечательность - деревянные особняки начала XIX в.

* * *

Именно между Боричевым Током и находящейся ниже Покровской улицей расположена одна из красивейших в Киеве Покровская церковь (1766), построенная, как утверждают специалисты, в стиле южнорусского барокко, совмещенного с елизаветинским. Ее колоколенка моложе - второй ярус надстроен в 1831 г.

 

 

Покровский храм на Подоле с видом на Андреевскую церковь, стоящую на Андреевском холме

Подольская церковь Покрова Пресвятой Богородицы располагается у подножия Андреевской горы. Название храма происходит, понятно, от праздника Покрова Пресвятой Богородицы Православной церкви (14 октября по нов. ст.), установленного в память события, произошедшего в Константинополе в середине X в. в Византии, когда городу угрожала опасность. В этот день св. Андрей Юродивый и его ученик Епифаний находились во Влахернском храме во время всенощной и увидели в небе Божию Матерь с сонмом святых, которая молилась за мир и распростерла свой покров (омофор) над горожанами. Праздник Покрова распространился на Руси с XI в.

 

 

Покров Богородицы. Надвратная роспись входной оградной калитки храма

Храмовая усадьба ограничена с трех сторон улицами Покровской, Боричев Ток и переулком Покровским. 

Храм выстроен по проекту киевского архитектора Ивана Григоровича-Барского, это одно из самых старых зданий Киева и одно из немногих, сохранившихся на Подоле после пожара 1811 г., как и еще несколько соседних зданий тихой и уютной Покровской улицы.

Краткая история такова: почти что на месте армянской Рождества-Богородицкой церкви, сгоревшей в 1651 г. (остатки ее фундамента были исследованы в 1975 г. Киевской археологической экспедицией), греческий купец Николай Тарнавиот в 1685 г. построил деревянную церковь Покрова Божьей Матери. Сначала она была «придворным» храмом семьи Тарнавиотов, но в начале XVIII в. вдова Тарнавиота завещала сделать ее приходской. Воздвигнутая на ее месте в 1766-1772 гг. Григоровичем-Барским церковь считается его лучшей постройкой. Несомненно, архитектор учитывал существование сзади на горе Андреевской церкви, с которой Покровская аукается своими барочными формами.

Покровский храм на киевском Подоле

Архитектурный ансамбль Покровского храма состоит из самой церкви, двухэтажной пристройки начала ХIХ в. и колокольни. Двор храма частично огражден кирпичным забором с воротами и частично - металлической решеткой на ажурной кирпичной парапетной стене. В центре находится кирпичная аркада с воротами и калитками.

Храм - продолговат в плане, имеет три купола, а также полукруглые и высокие выступы с трех сторон. По типу композиции храм принадлежит к типу трехглавых трехсрубных церквей - стилистически прослеживается переход к типу крещатых храмов. Декор фасадов выполнен с характерными для И. Г. Григоровича-Барского волютными завитками, использована выразительная лепка капителей. Храм имеет круглые и крестообразные окна, разнообразных форм сандрики,  изящного профиля карнизы.

В подольском храме Покрова Богородицы главный алтарь первоначально находился на первом этаже. Внутри внешних крылечек были устроены винтовые лестницы на второй этаж, где действовал придел апостола Иакова Алфеева. В 1791 г. междуэтажное перекрытие было разобрано, а престол св. Иакова перенесен в боковое помещение. После пожара 1811 г. была изменена форма куполов, утрачен лепленый декор фасадов. В 1824 г. с запада был пристроен теплый храм св. Иоанна Воина.

Иконостас церкви спроектировал в середине XIX в. Иван Штром; «как псевдомосковский» он был разобран в 1931 г. - в период первой тотальной украинизации, большевистской.

Архистратиг Михаил, покровитель Киева. Наружная роспись храма

Во время нацистской оккупации, с осени 1941 г., богослужение в Покровском храме возобновилось. Настоятель храма, известный протоиерей Алексей Глаголев (1901-1972), сын знаменитого о. Александра, прототипа персонажа романа М. Булгакова «Белая гвардия», сделал храм местом спасения евреев, взрослых и детей, за что был удостоен посмертно, в 1992 г., звания «Праведник мира», как и его сын Николай, отмеченный этим званием в 2001 г.

Рассказывают, что о. Алексей прятал евреев в своем жилище (церковном полуподвале) и в домах, относившихся к приходу Покровской церкви (паспортисткой в них работала жена о. Алексея, а управдомом - его друг А. Г. Горбовский). Также он выдавал им свидетельства о крещении на старых бланках, оставшихся от протоиерея Александра Глаголева. Одной еврейке Татьяна Павловна Глаголева отдала свой паспорт, в который была вклеена фотография скрывавшейся женщины. Среди спасенных была и русская семья подполковника Красной армии - его жена и шестеро детей. Семья Глаголевых подвергалась значительному риску (за укрывание евреев грозил расстрел), но все равно продолжала спасать людей, несмотря на беременность жены о. Алексея (в 1943 г. она родила дочь Марию). Осенью 1943 г. батюшка был задержан немецкими властями, дважды избит и вместе с сыном отправлен в Германию, однако сумел бежать. После войны продолжал служить в Покровской церкви вплоть до ее закрытия в 1960 г.

Слева направо: Магдалина, Татьяна Павловна, Маша, Николай и Алексей Александрович Глаголевы. Киев, 1944 г.

В 1953-1954 гг. церковь подверглась реставрации как памятник архитектуры Украины. В 1971 г. была отреставрирована колокольня. Проекты дальнейшей реставрации, разработанные в 1970-1980-х годах, реализованы не были.

15 апреля 1990 г., увы, здесь с разрешения городских властей провели Пасхальную службу представители «самостийной Украинской автокефальной православной церкви». В 1991 г. храм был передан новой украинской властью этим самосвятам, для которых он фактически стал кафедральным собором. Сейчас, к сожалению, храм занят раскольниками «киевского патриархата».

* * *

Храм Рождества Богородицы в Козельце

Можно дискутировать, что лучше, а что хуже, но нам несомненным шедевром представляется также прекрасная черниговская сестра Покровской церкви киевского Подола - церковь Рождества Богородицы в Козельце, построенная тем же зодчим вместе с Андреем Квасовым в 1752-1763 гг. по заказу Натальи Демьяновны Разумовской («Разумихи»), матери Алексея и Кирилла Разумовских.

http://odnarodyna.com.ua/content/pokrovskiy-hram-na-kievskom-podole


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме