itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Великий Верди

Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения итальянского композитора

0
291
Время на чтение 4 минуты

Нынешний год в Италии проходит под знаком юбилея Джузеппе Верди. Афиши оперных театров пестрят названиями его опер, композитору посвящаются выставки и симпозиумы, выходят новые исследования о его творчестве.

О любви итальянцев к гению свидетельствует и тот факт, что 3036 дорог, площадей, улиц, аллей и переулков по всей стране носят имя Верди. В этом он уступает разве что только Данте.

Наверное, Верди был бы разочарован сегодняшней Италией. Он, который своим искусством способствовал ее объединению и освобождению от иностранной оккупации, не мог бы смириться с тем, что в политике преобладают сепаратистские настроения и за 150 лет так и не были преодолены противоречия между севером и югом. Верди ратовал за просвещение народа и улучшение условий жизни крестьян, и ему, конечно, было бы горько видеть, что культуре и образованию уделяется сегодня недостаточное внимание, а число бедных головокружительно растет.

Юбилей Верди заставляет по-новому оценить его грандиозную личность и оставленное им наследие. Что сделало этого скромного человека, родившегося 10 октября 1813 года в семье трактирщика в деревне Ле Ронколе в северной части Ломбардии, бывшей в то время французской провинцией, выразителем чаяний итальянского народа? Только ли его выдающееся музыкальное дарование? Или в самой его фигуре было нечто такое, что позволило ему дать итальянцам веру в самих себя?

Музыкальное образование Верди получил сначала в городке Буссето, а позже в Милане, где он сблизился с кругами прогрессивной интеллигенции, мечтавшей о том, чтобы раздробленная и оккупированная разными государствами Италия стала единой и независимой. Первый большой успех молодому композитору принесла опера «Набукко», написанная на сюжет из Библии и поставленная в 1842 году в театре «Ла Скала».

Библейскую историю избавления еврейского народа из вавилонского рабства итальянцы восприняли как призыв к освобождению собственной родины. Арии и хоры из этой оперы распевались на улицах городов.

Проводя зимы в Генуе, где подготавливался поход на Сицилию знаменитой «Тысячи» Гарибальди, встречаясь в Лондоне с идеологом движения Рисорджименто Джузеппе Мадзини, посещая кружки итальянских патриотов в Милане и Париже, Верди был в курсе всех политических событий и живо откликался на них. Среди его близких друзей многие принимали участие в сражениях. Сам Верди во время волнений, охвативших север Италии в 1859 году, организовал подписку в помощь раненым и сиротам погибших за освобождение родины, а также на собственные средства закупил через гарибальдийцев английское оружие для организованной в Буссето национальной гвардии.

Однако главным делом его жизни была, конечно же, музыка. В операх 1840-1850-х годов композитор, несмотря на строгий надзор цензуры, вывел на сцену героев, борющихся против тирании за свободу, за поруганное человеческое достоинство, и с ариями или хорами из этих опер многие шли в бой и жертвовали жизнью ради высокого идеала свободы Италии.

Увы, энтузиазм эпохи Рисорджименто сменился для многих (и для Верди в том числе) величайшим разочарованием, когда к власти в объединенной Италии пришли низкие карьеристы, заботившиеся лишь о личной выгоде. В 1860 году Верди был избран членом совета первого национального парламента. Он желал улучшить состояние музыкальных учреждений. Его мечтой было, чтобы при консерваториях в вечерних музыкальных школах могли воспитываться на государственные средства одаренные музыканты. Однако увидев, что его проект остался на бумаге, композитор отошел от политики.

В самом расцвете своего таланта на долгие годы Верди замолчал, переживая глубокий духовный кризис. Он понимал, что его прежние оперы, звавшие к освобождению от тирании, утратили свою актуальность. Его письма этого периода полны горечи. Не принесло ему радости и завершившееся в 1870 году объединение Италии, поскольку страна переживала тяжелейший экономический кризис.

«Все хотят быть президентами и министрами, а о родине пусть заботится кто хочет», - писал он в 1879 году Ф. Гиллеру, и горько осознавать, что его слова сегодня звучат с новой актуальностью.

Однако период молчания и раздумий не был для композитора бесполезным. Оставив гражданскую тематику, он стал больше задумываться над внутренним миром человека, стремясь выразить музыкальными средствами тончайшие движения души. В 1861 и 1862 годах Верди побывал в России, получив приглашение написать оперу «Сила судьбы» для императорских театров. Прекрасно встреченная публикой, опера тем не менее не избежала суровой критики таких серьезных музыкантов, как А. Серов и П. Чайковский (которые, однако, не отрицали огромного таланта Верди), и многие музыковеды склонны считать, что именно это стало для композитора первым серьезным толчком к пересмотру его творческих методов, что и привело к созданию гениальных поздних произведений, где он поднялся поистине до шекспировских высот в постижении человеческой натуры.

Юбилей Верди совпал с юбилеем другого выдающегося композитора XIX века - Рихарда Вагнера, также родившегося в 1813 году. Было время, когда в самой Италии имя Верди было отодвинуто в тень в угоду прославления его более счастливого соперника, открывавшего новые пути в оперном искусстве. Верди и Вагнер никогда не встречались и не питали особенно теплых чувств друг к другу. Примечательно, что споры между поклонниками двух композиторов не утихают до сих пор.

«Верди жизненнен, он изображает страдания, катастрофы людей, тогда как Вагнер делает шаг вперед. Он метафизический, духовный», - утверждает известный музыковед Франко Серпа.

«Верди человечен, Вагнер нет», - парирует выдающийся дирижер Риккардо Мути, который выбрал программу из произведений Верди для своего концерта перед пострадавшими от недавнего землетрясения в Эмилии-Романье.

Именно человечность музыки Верди позволяет ей врачевать раны, а величие души ее создателя заставляет задуматься о сегодняшнем времени, где катастрофически не хватает солидарности и господствуют материальные ценности.

Добившись известности и славы, Верди не утратил своих душевных качеств. Он часто помогал талантливой бедной молодежи получить образование, недалеко от своего дома в местечке Сант-Агата построил больницу для крестьян, а в конце жизни основал приют для престарелых артистов и музыкантов в Милане, который существует до сих пор.

Верди не был небожителем, никогда не считал себя избранным. Чуждый всякой помпе, он до конца своих дней оставался глубоко демократичным человеком. Выйдя из бедной среды, по своей сути он не перестал быть «крестьянином из Сант-Агаты», как он шутливо себя называл - просто одетым, с «широкими, грубыми и костлявыми руками», которыми он не только написал великие музыкальные партитуры, но и посадил деревья вокруг своего дома, которые и поныне составляют прекрасный сад.

http://www.stoletie.ru/kultura/velikij_verdi_149.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Баранчеева
Конец «мультикультурализма»?
Националисты завоевывают Европарламент
26.02.2019
Упоительный Россини
К 150-летию со дня смерти великого итальянского композитора
28.11.2018
Федор Шаляпин и Италия
К 145-летию со дня рождения великого русского певца
13.02.2018
«Помогите нам остаться!»
Несмотря на угрозы, христиане не хотят покидать Сирию
30.09.2015
Все статьи Ирина Баранчеева
Последние комментарии
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 05:39
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 04:00
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:25