Закинф. Трёхкратное «освобождение»

Уроки истории

0
271
Время на чтение 6 минут

Это произошло 13 октября 1798 года, когда на Закинфе, знаменитый Fiore di levante («цветок Востока»), появился объединённый русско-турецкий флот. После сдачи французами острова 15 октября на берег высадился Ф.Ушаков. Великий праздник! «На протяжении всей процессии русских, жители острова забрасывали их цветами. Солдат и моряков угощали вином и сладостями. На окнах были вывешены ковры, шёлковые материи и флаги»[1]. По словам очевидца Егора Метаксы: «Матери со слезами радости на глазах подносили своих детей, чтобы те поцеловали руки офицеров и герб России, изображённый на солдатских ранцах. Со всех деревень собралось около пяти тысяч вооружённых крестьян, их отряды направлялись в город, в руках они держали знамёна с Андреевским крестом»[2].

А за 15 месяцев до этого 11 июля 1797 года муниципалитет Закинфа, т.е. орган власти, учреждённый французами и возглавляемый французским консулом Гии (Guys), организатором «карманьолов», - издал свою первую прокламацию о благе демократической формы правления. В письме генералу Жантили (Gentili) говорилось: «Вчера был самый блистательный день, который пережила эта часть Греции со времён разрушительного Македонского владычества. Восстановлена свобода, руководимая гением бессмертной нации. От имени всего народа Закинфа примите, гражданин генерал, самую глубокую благодарность. Чувство признательности пробудило в наших душах святыни, которые никогда не сможет разрушить время»[3]. А через несколько дней, 30 июля, представители власти во главе с католическим епископом Меркати и православным протоиереем Сумаки проследовали торжественной процессией на площадь Святого Марка. Там «под крики ликующей толпы, грохот орудийных залпов, звоны колоколов и звуки военного марша было поднято древо свободы, т.е. древко с трёхцветным флагом и красным колпаком на верхушке - эмблемой демократов-якобинцев...Протоиерей освятил знамя, поставил кропило и, сняв камилавку, произнёс: «Я как глава греческой церкви, целую этот священный символ свободы. Да здравствует свобода, пусть и для нас, жителей Закинфа, при поддержке и содействии великого французского народа, снова воссияет наша слава былых времён...»[4].  Затем последовали благодарственные молебны как в католической, так и в православной митрополиях», «сожгли "Libro d' oro" («золотая книга», геральдическая   книга) и устроили демократические пляски вокруг древка свободы, высмеивая аристократов на западный лад...»[5]       В 1807 году по Тильзитскому соглашению Закинф, как и все Ионические острова, был возвращён под покровительство Франции, на этот раз сторонников самодержавной Франции. Но, ненадолго.

20 октября 1809 года на Закинфе высаживаются англичане во главе с генералом Освальдом (Oswald). Естественно, они приходят как освободители: «Жители острова! Мы, англичане, пришли сюда не как враги и алчные завоеватели, а как союзники, готовые предоставить народу Ионических островов защиту со стороны Великобритании, а также свободу, развитие торговли и всеобщее благоденствие ваших островов. Сравните эти преимущества с тем ущербом и потерями, которые вы понесли, переходя от русского владычества, к французскому. Ведь, с одной стороны, вы утратили свою независимость как народ, а с другой стороны, и свою личную свободу». Вслед за этим новые власти устроили всенародные празднования, последовал торжественный молебен в митрополии и благодарение Господу за освобождение острова от французского гнёта. «Слёзы радости и ликования появились на глазах у людей... Следовательно, Председательство должно выразить Вашему превосходительству от имени всего народа острова Закинф глубокие чувства благодарности и уважения»[6].С такими словами жители Закинфа обратились на этот раз к своему английскому освободителю. Естественно, за этим освобождением последовала ещё более длительная и жестокая со времён Венецианского владычества оккупация, которая закончилась в 1864 году после воссоединения островов с королевством Греции.

Неужели люди были такими доверчивыми, так резко и часто меняли своё мнение? Так легко заблуждались? Это поверхностные и поспешные выводы.

В последние годы Венецианского владычества механизмы власти были настолько коррумпированы, и как следствие, угнетение со стороны аристократов  настолько возросло, что уроки Французской революции нашли многих последователей. Прежде всего, это были представители восходящего буржуазного сословия острова, испытывавшие притеснения, а также крестьяне, жившие в крепостной зависимости и находившиеся в худших условиях, чем при Османском иге, так как тогда существовали хоть какие-то признаки общественных свобод[7]. На первых порах была понятна радость жителей, которые увидели во французах своих освободителей от социальных оков и одновременно защитников от опасных соседей. Но очень скоро они поняли, что обманулись в ожиданиях. Французы не смогли отнестись с достаточным уважением к православным убеждениям островитян, воспринимали их как «суеверие». Кроме этого, в результате экономической ситуации они не смогли принять соответствующие меры для облегчения положения населения.

Напротив, русские воспринимались как представители одной великой веры и силы, способные гарантировать лучшее будущее. И действительно, начальный проект Конституции Ушакова и Орио, возможно, смог бы обеспечить постепенный переход от аристократической формы правления к более демократической, в духе того времени. Это давало бы реальное освобождение. Однако процессы, которые привели в итоге к изменениям в Византийской конституции и оставили почти нетронутым господство старинной родовой знати, только нарушили общественное спокойствие, в котором так нуждалась молодая Ионическая республика.

Результатом передачи островов по Тильзитскому соглашению Франции во имя временной русско-французской дружбы стала морская изоляция со стороны Англии, а также экономическая и продовольственная блокада, от которой сами же англичане и пришли «освобождать».

Так объясняется поведение жителей острова. Но этот факт может послужить также общим уроком, действительным на все времена и для всех стран: реальная свобода невозможна, если нет средств, обеспечить её без посторонней силы.

Афины



[1]Ευγένιος Τάρλε, Ο Ναύαρχος Ουσακώφ στα Ιόνια Νησιά, (μετ. Ολέγ Τσυμπένκο), Εκάτη, Αθήνα 2002, σελ. 49, (Тарле, Евгений Викторович,  Адмирал Ушаков на Ионических островах, (Пер. О.Цыбенко). - Афины: Изд-во Экати, 2002, стр. 49).

[2] Там же.

[3] Lettere della Municipalità dell' isola di Zante 1797, αναφερόμενο από τον Παναγιώτη Χιώτη (κάτοχο των επιστολών), Σειρά ιστορικών απομνημονευμάτων, Ιστορία της Επτανήσου και ιδίως της Ζακύνθου από Βενετοκρατίας μέχρι της ελεύσεως των Άγγλων 1500-1816, τόμος ΙΙΙ, Κέρκυρα, 1863, σελ. 596 επ., (Lettere della Municipalità dell' isola di Zante 1797,,упоминается Панайотисом Хиотисом (владельцем писем), Серияисторическихмемуаров. История Ионических островов, в частности, Закинфа со времён Венецианского владычества до  прихода англичан 1500-1816. Т. 3. - Корфу, 1863, стр. 596).

 

[4] Там же, со ссылкой на   Processi verbali della Municipalità di Zante,  стр. 32.

[5] Γεράσιμος Ε. Μαυρογιάννης, ἹστορίατῶνἸονίωνΝήσων, ἀρχομένητῷ 1797 καὶλήγουσατῷ 1815, Τόμος Α΄,  Ἀθῆναι 1889, σελ. 95, (Маврояннис Герасимос. История Ионических островов, начиная с 1797 г. до 1815 г. Т. 1. - Афины, 1889, стр. 95).

[6] Хиотис, стр. 905.

[7] Ερμάννος Λούντζης, Περί της πολιτικής καταστάσεως της Επτανήσου επί Ενετών, Ἀθῆναι, 1856, (Эрманнос Лудзис. О политической ситуации на Ионических островах при венецианцах. Афины, 1856).

Елена Стерьёпулу, профессор Афинского университета

http://www.voskres.ru/army/publicist/helena.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Элени Стерьёпулу
Иоанн Каподистрия
Герой своего времени
07.10.2013
Федор Ушаков на Кефаллонии
Неразрывность истории
14.09.2013
Киевлянин путешественник и паломник
К греческому изданию сочинений В.Г. Григоровича-Барского
23.09.2010
Флотовождь адмирал Ушаков
Встреча на Керкире
27.10.2007
Все статьи Элени Стерьёпулу
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06