От Иерусалима земного к Небесному. Часть 1

Беседа с диаконом Александром Занемонцем

«Однажды я ехал в гости к друзьям в старый город, опаздывал и объяснял им по телефону, что сейчас проезжаю мимо Гефсимании, припаркуюсь на Сионской горе и приду. Я положил трубку и подумал: невероятно! Более десяти лет я живу на Святой Земле, но ощущение радости не проходит»! С автором этих строк диаконом Александром Занемонцем мы беседуем о смысле и истории паломничества на Святую Землю, о тех местах, где вы скорее всего не бывали, но которые непременно стоит посетить.

Первые русские на Святой Земле

Диакон Александр Занемонец Диакон Александр Занемонец

- В Священном Писании говорится о том, что нужно молиться всегда и везде. Зачем же тогда отправляться в паломничество?

- Несомненно: если хорошо молиться, будет у тебя в келье и Афон, и Святая Земля. Многие люди духовной жизни в паломничестве не нуждались. Владыка Иоанн (Максимович) занимался пастырской деятельностью там, где был востребован как архипастырь, и без паломничества в Иерусалим стал святым. Тем не менее большинству из нас необходимы «подпорки», которые помогают нам оставаться христианами: посещение богослужений, чтение Священного Писания и духовных книг, паломничество.

- Кто первый известный русский паломник?

- Как только русские люди стали обращаться в христианство, так и поехали они на Святую Землю. Самые ранние свидетельства мы имеем о паломниках XII века - игумене Данииле и княгине Евфросинии. Игумен Даниил, состоявший, судя по всему, в государственном посольстве, оставил описание своего паломничества. В нем, кстати сказать, есть замечательные ремарки: при том что это лучшие времена русской истории, он отзывается об иерусалимском короле Бодуэне следующим образом: «Хоть и князь, а как прост в обращении». То есть уже тогда русских людей это поражало!

Княгиня Евфросиния отправилась на Святую Землю из Полоцка через Константинополь, где жили ее родственники - политические эмигранты (она принадлежала к отстраненной от власти ветви, и ее отец и родственники уехали не в Лондон или Париж, по тем временам, но в Константинополь). Она преставилась на Святой Земле, была погребена в лавре Феодосия Великого. И с белорусскими паломниками мы всегда там оказываемся, потому что она не просто одна из первых русских паломниц, а первая канонизированная святая Белоруссии.

Со временем мощи святой Евфросинии перенесли в Киев, а затем в Полоцк, где ею был основан монастырь.

- Игумен Даниил, княгиня Евфросиния - это единичные инициативы. Когда начинается массовое паломничество из России?

Святая Евфросиния Полоцкая. Святая Евфросиния Полоцкая. - В средние века паломников было немало (за исключением периода монгольского ига): ходили люди, отправлявшиеся по государственным или церковным делам, ходили купцы. До первой половины XIX века это были по большей части люди высокопоставленные и обеспеченные, те, кто мог сам всё устроить. С ΧΙΧ века начинается массовое паломничество простых людей, шедших поклониться Гробу Господню. И Русская Церковь совместно с Русским государством создает им в помощь Русскую духовную миссию и Православное Палестинское общество.

- Как в прежние времена паломники добирались до Святой Земли?

- Они плыли на пароходе из Одессы до Яффы через Константинополь, где сохранились многоэтажные дома для паломников (являвшиеся подворьем русских афонских монастырей). Русские паломники не просто ночевали в Константинополе, но и поклонялись святыням. Нередко они по пути посещали места, связанные с апостольской проповедью в Малой Азии и Греции. Поэтому если сегодня русские священнослужители имеют отпускные грамоты от архиерея на семь-десять дней, то в XIX столетии такие грамоты выдавались на год. Паломники оставались на Святой Земле на основные праздники церковного года: на Рождество - в Вифлееме, на Благовещение - в Назарете, на Пасху - в Иерусалиме, на Преображение - на Фаворе. Они проводили здесь целый год и мерили своими стопами масштаб Святой Земли. Те пути, которые Господь, Его ученики, Богородица совершали пешком, дореволюционные паломники тоже проходили пешком.

- Значит, путешествие было не только длительным, но и дорогостоящим: нужно было оплатить пароход, кров, питание, пошлины на границах...

- Да, при этом паломники были из простых людей: всё село или весь монастырь собирал своего представителя. Для него это была не экскурсия в новую страну и не религиозный туризм, а именно паломничество-молитва. Паломнику помогали, а он молился на Святой Земле о своей деревне, о своем монастыре.

Русское паломничество: тогда и сейчас

- Вы работаете и с историческими источниками о русском паломничестве, и с сегодняшними паломниками. Чем отличаются паломники начала XX века от нас?

- Тем, чем Россия начала XX столетия отличается от нынешней. Впрочем, архимандрит Антонин (Капустин), известнейший начальник Русской миссии, и тогда восклицал: «О, Русь! Спрятать бы тебя в далекий чулан и никому не показывать!» Но, несмотря на эксцессы, подробно описанные у архимандрита Антонина, паломники были в основном глубоко верующие, воцерковленные люди. Они знали, что такое Преображение и что такое Вознесение, им было важно помолиться там, где это произошло. И потом они всю оставшуюся жизнь вспоминали в своей деревенской церкви Фавор и Елеон.

- Да... В.Н. Хитрово писал: «В старые годы посещение Святой Земли составляло удел немногих, которые к нему приготовлялись годами и, вернувшись обратно, считая, что совершили всё земное, приготовлялись к переходу в Иерусалим небесный»!

- А самое замечательное - преставиться на Святой Земле. Немало, кстати, паломников на Святой Земле умирало. Мой знакомый археолог копает более-менее современные пласты в греческом монастыре святого Онуфрия на стыке Кедрона и Геенны Огненной. Он принес мне помянник захороненной там паломницы начала века. Также в Иерусалиме на склонах Елеонской горы сохранилось христианское паломническое кладбище первых веков (сейчас оно принадлежит русскому Гефсиманскому монастырю). Интересно, что в еврейской традиции оно называется «гробницами пророков».

Нынешнее паломничество из России очень похоже на паломничество времен императора Константина, когда недавние язычники стали христианами и шли узнать о своей вере на места евангельских событий. Паломничество было важным катехизическим делом. Так и сейчас. При этом нынешние паломники отличаются от туристов. И когда в храме Гроба Господня ты встречаешь две группы из России, паломническую и туристическую, то порой создается впечатление, что это два разных народа. А на самом деле одни - еще неверующий русский народ, а другие - уже воцерковленный. Ты понимаешь, как христианство влияет на человека и преображает его.

- Чем маршруты XIX века отличались от маршрутов XXI века?

- Многие места не были известны в XIX столетии, например Капернаум. Все мы знаем, что Капернаум - один из важнейших городов в Галилее. Он связан с пребыванием там Господа и Его учеников. Но поскольку город был разрушен и заброшен, то в доархеологические времена паломники не знали, где именно он находился. Была известна Тивериада, где и построили монастырь во имя 12 апостолов (апостолы в Тивериаде, скорее всего, не бывали, но паломникам нужно было где-то поклониться вблизи Галилейского озера). В XIX - начале XX столетия мы, благодаря расцвету библейской археологии на Святой Земле и раскопкам францисканцев, узнали о местонахождении Капернаума, городской синагоги, в которой проповедовал Господь, и дома апостола Петра.

Капернаум. «Белая синагога».
Капернаум. «Белая синагога».     

В конце XIX столетия произошло возрождение, не без русского участия, многих монастырей на Святой Земле. И если паломники середины XIX века видели развалины обителей Герасима Иорданского или Георгия Победоносца в Лидде, то в конце XIX века они уже приходили в живые, действующие монастыри.

Русские участки, принадлежавшие Русской духовной миссии и Палестинскому обществу, обычно находились на расстоянии дневного пешего пути. Паломники праздновали Троицу и Духов день в Иерусалиме, в русском Троицком соборе, затем направлялись к Мамврийскому дубу вблизи Иерихона. Из Иерусалима в Иерихон трудно дойти за один день. Поэтому в начале XX столетия на середине пути был обустроен русский участок Бейт-Захар со странноприимным домом.

Люди шли караванами, так что были не «группы», а «караваны» паломников. Чтобы попасть на Иордан, надо было идти через те места, где жили разбойники еще во времена милосердного самарянина. Поэтому караван сопровождала вооруженная охрана арабов- христиан. Были ли у них гиды? Несомненно - либо из местных православных арабов, либо монашествующие. Они показывали, где что находится. Гидов, приписанных к Русской духовной миссии, не было. Когда приезжали делегации важных гостей из России, их сопровождало духовенство миссии. Именно этот тип дореволюционного паломничества, который тогда был аристократическим, стал в наши дни наиболее распространенным.

- Как революция 1917 года сказалась на паломничестве на Святую Землю?

- Так же, как и на всей русской жизни. Скорее даже не революция, а Первая мировая война, когда Османская империя, которой тогда принадлежала Святая Земля, и Российская империя оказались по разные стороны фронта. Паломничество из России прекратилось. На Святой Земле осталось до конца своих дней несколько сот русских паломников, не имевших возможности вернуться в Россию.

Паломнический караван.
Паломнический караван.     

В 1914 году все связи с Россией прервались. Османские власти интернировали русское духовенство и монашество. Русские учреждения на Святой Земле оказались под угрозой закрытия. Русские на Святой Земле в Первую мировую войну с нетерпением ждали победы России над Германией (и ее союзницей Османской империей) и дождались: в конце Первой мировой войны английская армия освободила Святую Землю от мусульманского владычества, и на десятилетия она оказалась под британским христианским правлением. Символично, что одно из решающих сражений между англичанами и османской армией произошло вблизи Армагеддона. После него мусульманское правление на Святой Земле прекратилось. Победа англичан сохранила инфраструктуру русского присутствия на Святой Земле: продолжали действовать Русская духовная миссия, Православное палестинское общество, русские монастыри.

Архим.Киприан (Керн).

Архим.Киприан (Керн).

Русская Палестина стала частью Русского Зарубежья. И именно связи с Русским Зарубежьем в сочетании с христианским правлением на Святой Земле помогли пережить трудные десятилетия. В иерусалимских дневниках архимандрита Киприана (Керна) рассказывается, как он заходил в небольшую протестантскую церковь, устроенную в трапезной Русской духовной миссии с разрешения владыки Анастасия (Грибановского). Там молились английские солдаты или гости общины, но их, по его словам, там было гораздо меньше, чем англичан в русском Троицком соборе. Инославные интересовались Православием, и Русская духовная миссия могла дать им адекватный ответ, потому что в ней было много образованных людей: владыка Анастасий (в будущем первоиерарх Русской Зарубежной Церкви), архимандрит Киприан (начальник миссии в конце 1920-х годов) и другие. Они знали иностранные языки, могли свободно общаться с инославными христианами и своим примером веры вдохновлять их. Один из трех русских монастырей в Иерусалиме, Гефсиманский, был основан в начале 1930-х годов двумя перешедшими в Православие англиканскими монахинями. Эта монашеская община сначала обосновалась в Вифании и напоминала Марфо-Мариинскую обитель в Москве. Помимо монашеской общины, действовали больница и школа. Школа существует до сих пор и принадлежит монастырю. Это единственная русская православная школа в Палестинской автономии. В ней учатся более 400 девочек, работает детский приют. Больница со временем превратилась в муниципальную больницу Вифании. Так что даже тяжелые времена нередко приносят благодатные плоды.

- Когда русские паломники вернулись на Святую Землю?

- После Второй мировой войны, в 1950-е годы. Это были русские эмигранты, жизнь которых к этому времени стала легче. Возродил паломничество русский архиерей, владыка Мефодий (Кульман). Он жил во Франции и был викарием митрополита Евлогия (Георгиевского) и потом митрополита Владимира (Тихоницкого). До войны он регулярно ездил на Валаам, чтобы оказаться в русской монастырской атмосфере, не покалеченной историческими перипетиями. После Второй мировой войны, когда это стало невозможным, владыка Мефодий отправился на Святую Землю. Там первым делом он посетил Елеонский и Гефсиманский монастыри и обрел то, что раньше находил на Валааме. Так русская Палестина стала для русских эмигрантов частью дореволюционной России. И с начала 1950-х годов на Святую Землю поехали русские паломники из Западной Европы и из США. Они в течение многих лет помогали сохранять русские общины на Святой Земле, особенно в те годы, когда русская Палестина находилась на территории Иордании. Жить на территории Иордании русским было политически неплохо, но экономически очень тяжело. Владыка Мефодий предпочитал останавливаться именно в русских монастырях, чаще всего в Вифании.

Игумения Мария и монахиня Варвара в Париже в гостях у митр.Владимира (Тихоницкого) и еп.Мефодия (Кульмана). Игумения Мария и монахиня Варвара в Париже в гостях у митр.Владимира (Тихоницкого) и еп.Мефодия (Кульмана). Изменение условий паломничества произошло после 1967 года, когда Святая Земля объединилась в составе государства Израиль. Паломники владыки Мефодия пишут, что теперь можно «прилетать на авионе» в «европейский аэропорт» и путешествовать на «автобусах с кондиционерами».

А в начале 1990-х годов, когда распался Советский Союз и Россия, Украина, Белоруссия установили дипломатические отношения с Израилем, целый поток паломников хлынул из этих стран. С каждым годом их становится все больше и больше.

(Окончание следует.)

С диаконом Александром Занемонцем
беседовала Александра Никифорова
Фото диакона Александра Занемонца, Александры Никифоровой, а также из открытых интернет-источников.

Диакон Александр Занемонец родился в Москве в 1976 г. Выпускник исторического факультета МГУ (1998). Защитил кандидатскую диссертацию в ИВИ РАН на тему «"Антирретик" Иоанна Евгеника и проблема рецепции Флорентийской унии в Константинопольском Патриархате. 1439-1456» (2004). Учился на магистерской программе Свято-Сергиевского Православного Богословского института в Париже (2011). Тема магистерской работы - «Иерусалимские дневники архимандрита Киприана (Керна)». На Святой земле с 2002 г. Сотрудник Иерусалимского университета (с 2002) и преподаватель византийской истории в Хайфском университете (с 2005). Автор нескольких книг по византийской истории: «Иоанн Евгеник и православное сопротивление Флорентийской унии» (М., 2008), «Геннадий Схоларий, патриарх Константинопольский (М., 2010), «Сильвестр Сиропул. Воспоминания о Ферраро-Флорентийском соборе. Перевод и комментарий (М., 2010); по истории Русского Зарубежья: «К истории паломничеств в Святую Землю из Русского Зарубежья. Памяти епископа Мефодия (Кульмана)» (М., 2009), «Иерусалимские дневники архимандрита Киприана (Керна)» (Иерусалим, 2013), а также книги «Неделя на Святой Земле. Путеводитель паломника» (Иерусалим, 2011). В диаконы рукоположен архиепископом Гавриилом (де Вильдером) в Париже (2007). Служит в храме Гроба Господня в Иерусалиме, а также в русских храмах Святой Земли. Один из учредителей Иерусалимского Православного семинара. Координатор Русского Института в Иерусалиме. Имеет многолетний опыт сопровождения паломников по Святой Земле.

http://www.pravoslavie.ru/put/64329.htm
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Александра Никифорова:
Все статьи автора
Александр Занемонец:
От Иерусалима земного к Небесному. Часть 1
Беседа с диаконом Александром Занемонцем
28.09.2013
«Надо ехать в Вифанию - Господь сохранит»
Беседа с архимандритом Романом (Красовским), начальником Русской духовной миссии на Святой Земле (Русская Зарубежная Церковь)
30.07.2013
Все статьи автора
Последние комментарии
Пушкину лишить депутатского статуса и арестовать
Новый комментарий от Владимир Петрович
28.11.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Владимир Петрович
05.12.2019
Кто укажет Родниной её место?
Новый комментарий от Владимир Петрович
05.12.2019
«Святейший достойно совершил свое Патриаршее служение»
Новый комментарий от наталья чистякова
05.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Олег В.
04.12.2019
«Страшный червь ползёт по России»
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
02.12.2019
Очень запутанная история
Новый комментарий от Студент
04.12.2019