itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Мшелоимство, или Бушующие волны шопоголизма

0
266
Время на чтение 4 минуты

В нашей повседневной жизни очень много мелочей, которым мы совершенно не склонны придавать значение. Даже и задумываясь о своем душевном и затем духовном состоянии, мы никак не связываем его с этими мелочами. К примеру, возвращаемся вечером с работы - и никак не можем не зайти по дороге в любимый продуктовый магазин. У нас дома есть чем поужинать и чем позавтракать. Но нам почему-то непременно хочется зайти и купить что-то еще. Да, это лишняя трата денег. Да, залежавшиеся продукты потом приходится выбрасывать. Ну и что?.. Зато мы зашли и купили. Мелочь? Невинная слабость? Потребность в маленьком удовольствии? Или препятствующий духовному росту грех?

У нашего автора Веры Евтуховой выработался уже такой творческий метод: честно и внимательно понаблюдать за собой, постараться дать себе полный отчет в причинах своего состояния - и затем поделиться сделанным открытием с читателем.

Мы живем в эпоху всеохватного маркетинга. Наши материальные возможности ограничены (у автора этих строк, по крайней мере, они ограничены довольно жестко, Вера может передвигаться только на коляске. - Ред.). Но тем не менее! Потребительский ажиотаж так и норовит столкнуть нас в бушующие волны шопоголизма. И я не исключение - пришлось мне недавно констатировать сей факт. Случилось это после очередного похода в супермаркет, где, поймавшись на крючок вездесущих акций каждого дня, я накупила массу ненужной бытовой мелочевки.

Позже, вечером, я с чувством вины прочла молитву о даровании вразумления и сил на борьбу с этой напастью. И сразу же уловила внутри себя шепот - оправдание: мол, это все нормально. Ты где родилась, в какой стране, разве ты не дитя тотального дефицита? А сейчас дефицита нет, все есть - вот и хочется «пожить по-людски».

Податливый ум тотчас же с радостью соглашается. Но тут уже с другой стороны тихий голос: на самом деле человек нуждается лишь в самом необходимом, а не в двадцатом комплекте постельного белья и в дюжине зубных щеток на запас. Сейчас не война. То есть не война на уровне внешнем. А иная борьба, и в ней уж точно не имеет значения, сколько у тебя материальных запасов в закромах. Тем более что эти закрома редкая мышь не посетит.

В общем, вышло как всегда. Укорила себя, попеняла, пообещала, что больше не повторю сей грех. И, вполне умиротворенная, улеглась спать.

А наутро мы с моей приходской знакомой пошли на рынок за продуктами. Вот толкает она мою коляску и параллельно сетует на тот же шопоголизм общества, на глэм-атаку, на маркетинговые аферы. Мол, негоже христианам скупать все подряд, даже про запас. Мысленно соглашаюсь с ней. А сама гляжу на отнюдь не уцененные овощи... Снова в тот же грех впала! Еще даже не купив ничего!

Короче, с рынка мы ушли, отоваренные по максимуму. Естественно, свежими овощами и фруктами. Посидев и передохнув немного в парке, обсудив последние новости нашего прихода, решили зайти в храм. Там было тихо и величественно. Все как всегда. Помолились. Поставили свечи. Постояли немного. И, выйдя на улицу, направились прямиком в иконную лавку. А там уже очередь собралась. Одним нужен образ Николы Летнего, потому что Зимний у них уже есть. Другим зачем-то непременно требуется икона Божией Матери без Младенца. Третьим именно византийский образ Архангела Михаила. Настала и наша очередь. Знакомая вытащила довольно приличную сумму и начала по бумажке, по списку покупать иконы. Купила штук пять. Все в окладах. На мой вопрос: «Зачем столько?» - последовал ответ: это очень сильные святые (Церковь вообще-то не делит святых на сильных и слабых!..) и эти иконы редко бывают в продаже. У этой моей знакомой дома целый мини-музей уже...

Но дальше - еще хуже, потому что дальше речь обо мне самой. Накупила и я - книг, святоотеческих и художественных. Причем прекрасно зная, что острой нужды в пополнении домашней духовной библиотеки у меня сейчас нет. Зачем?

Домой в тот день я вернулась с чувством духовного неудовлетворения, недовольства собой - несмотря на внушительный вес купленных книг, каждая из которых была о едином на потребу. И не сразу смогла понять, что и почему так тревожит мою душу. Лишь когда села в зале на диван и подняла свои глаза к иконам, стало до меня все доходить.

Я обвела взглядом свою духовную библиотеку, иконы, которых не так уж и мало, а киота нет до сих пор! И к своему вящему стыду признала: уж чего-чего, а духовной пищи у меня в преизбытке! Тут мне и «Толкования» на Евангелия святителя Иоанна Златоуста, и полное собрание святителя Игнатия Брянчанинова, и «Лествица», и все книги старца Паисия Святогорца, и «Добротолюбие» для мирян в пяти томах... И что, разве я вкушала всю эту пищу духовную с должным вниманием? Ничуть. Многое так и пылилось на полках, красуясь корешками. А что-то было прочитано кое-как, бегло, фрагментами. И почти ничего - с толком, с расстановкой и рассуждением. Кроме разве что Паисия Святогорца и самого Евангелия.

А уж про иконы и говорить нечего. Наставлены, как в магазине, повсюду. И сосредоточиться в молитве трудно от такого количества образов. Меня поразило: как же я деградировала в своей гордыне... Собирала внешние жемчуга, позабыв об одной-единственной бесценной Жемчужине. Насколько сильна самона­деянность души, которая ленится внимать творениям святых отцов, а лишь собирает их тома для коллекции. Горько мне очень стало. Помолилась. А на следующий день просто взяла да и подарила многие иконы верующим знакомым, их деткам. С книгами тоже разобралась. Оставила на своем ночном столике одну из выбранных книг отца Валентина Свенцицкого. А «Толкование на Евангелие от Луки» Феофилакта Болгарского положила тоже рядом и стала его читать - вместе с Евангелием. Прочту главу - сверю с «Толкованием». И сразу как-то легче мне стало.

А позже, читая творения Иоанна Златоуста, я узнала название тому, что мучило меня - грех мшелоимства. Пресловутый шопоголизм или шопомания - проявление этого греха. Оказывается, может преследовать нас не только в супермаркете или на рынке, но и в храме, и в церковной лавке.

Теперь я надеюсь, что прежнее не повторится. Хотя как увижу новое издание святых отцов, так ненадолго, но остановлюсь, чтобы подержать книгу в руках. Но потом кладу ее обратно. Ведь для человека главное молитва и Писание. К тому же меня дома ожидают еще неоткрытые мной творения преподобного Ефрема Сирина, лучше я их сейчас прочитаю. На все ведь воля Божия и всему свой час.

Газета «Православная вера» № 17 (493)


http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-09-16-23-57-28-msheloimstvo
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Вера Евтухова
Все статьи Вера Евтухова
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 06:04
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04