Почему в Белоруссии СМИ обходят вниманием русский язык и культуру?

post thumbnail

Социокультурное сотрудничество Белоруссии и России не находит заметного освещения в медийном пространстве. Все позитивные тенденции ставятся на второй, а порой и на третий план. Создается впечатление, что СМИ делают все, чтобы навредить развитию двусторонних связей и создать негативный образ каждой из сторон.

Нынешний год не стал исключением, прямым доказательством этому может служить особый интерес телевидения, печатных и электронных изданий к конфликту Белоруссии и «Уралкалия», новым молочным, мясным и нефтяным таможенным спорам... События же культурного характера, если и освещаются, то только по остаточному принципу. Хотя именно эта сфера является одним из связующих звеньев единства двух народов. Не получило должного внимания, например,  даже такое крупное культурное явление на всем  постсоветском пространстве, как «Славянский базар». В полной мере это относится и к прошедшему нынешним летом в белорусской столице XV Всемирному конгрессу русской прессы и XV Международному съезду славистов. И это притом, что именно эти два форума можно по праву считать одними из наиболее важных событий в совместной культурной жизни Белоруссии и России в 2013 году.

***

XV Всемирный конгресс русской прессы проходил в Минске с 19 по 23 июня (предыдущий форум состоялся в итальянском Неаполе).  Он собрал представителей русских СМИ из шестидесяти стран (по данным ВАРП,  зарубежные русские газеты, журналы, издательства, радио- и телекомпании действуют более чем в 80 странах мира, включая все государства СНГ, их аудитория - более полумиллиарда человек).

На форуме обсуждались вопросы перспектив развития русского языка и русской прессы за рубежом, их роли в межкультурном диалоге в современном мире, а также о быстрой перестройке традиционных средств массовой информации в мультимедийные. Конгресс позволил не только обменяться мнениями о роли и статусе журналиста в различных странах мира, но и затронул проблему развития русского языка за пределами России. Заметно было, что внимание участников конгресса главным образом касалось стран мира «за пределами России» и за пределами постсоветского пространства.

А внимание к Белоруссии и пространству Исторической России подчеркнул в своем выступлении перед собравшимися президент Белоруссии. Он заявил, что в основу белорусской государственности и того, что принято называть белорусской моделью развития, положены особые духовные ценности и культурные достижения, которые дали человечеству русская цивилизация и Русский мир.

Прошедший Конгресс дал возможность более ста журналистам из регионов Белоруссии получить уникальный опыт  общения с зарубежными коллегами из США, Европы, Азии и Латинской Америки. Многие получили приглашение сотрудничать и писать материалы о Белоруссии. А в Музее белорусской государственности появились два новых экспоната: грамота парламента Болгарии за утверждение славянско-православного единства и «Самарский крест» - символ спасенного 135 лет назад от тотального уничтожения болгарского народа.

***

Вторым событием, которое незаслуженно было проигнорировано большинством СМИ, как России, так и Белоруссии, стал XV Международный съезд славистов, проходивший с 20 по 27 августа в Минске. Славистика является одной из самых значимых областей современной филологии, поэтому ученые из разных уголков земного шара занимаются изучением различных групп славянских языков. Подобные съезды проводятся с 1929 года раз в пять лет, и практически все славянские страны уже были их хозяевами. В 1958 году форум принимала Москва, а следующий форум пройдет в Белграде.  На них традиционно обсуждают проблемы развития славянских языков, славянской культуры и фольклора, а также проблемы укрепления славянского единства. Съезд в Минске также не стал исключением.  В Белоруссию приехало более полутысячи исследователей из 35 стран мира. На съезде было два пленарных заседания, работали секции по направлениям: «Языкознание», «Литературоведение, культурология, фольклористика», «История славистики».

Особенностью минского форума стало то, что были организованы круглые столы и 25 тематических блоков по наиболее актуальным проблемам современной лингвистики, а также состоялись презентации наиболее значимых научных проектов и творческие встречи на выставке славистической литературы, которая работала во время съезда в Минском государственном лингвистическом университете. При Международном съезде славистов были аккредитованы 35 комиссий, среди них комиссии по славянской ономастике, церковнославянским словарям, славянскому словообразованию, сопоставительному исследованию славянских литератур, социолингвистике, терминоведению.

По числу работ самым значимым стал языковедческий блок, вызвавший особый интерес исследователей. Как и выставка монографий, словарей и сборников научных работ, опубликованных за последние 5 лет. А представлено было более тысячи изданий, посвященных славянским языкам и культуре. Все книги, привезенные участниками съезда в Минск, были  переданы в дар Центральной научной библиотеке имени Якуба Коласа, Национальной академии наук Республики Беларусь. Следует подчеркнуть, что многие из них были изданы не в славянских странах (Швеция, Бельгия, Канада, Австрия, Швейцария, Германия), что свидетельствует о высокой степени интереса к славянскому наследию во всем мире.

Необходимо отметить и то, что сам съезд, хоть и не вызвал в Белоруссии информационного всплеска, оказался весьма интересен в научной среде. Работа проходила при переполненных аудиториях: постоянными слушателями были сотрудники гуманитарных институтов НАН Белоруссии, преподаватели гуманитарных факультетов университетов и простые люди, проявляющие интерес к славянским языкам, литературам и культурам. Более того, среди гостей и участников форума было много молодых исследователей, что также стало одной из особенностей нынешнего съезда.

Помимо научной работы, гости съезда смогли ознакомиться с историческими достопримечательностями Белоруссии, побывав на экскурсиях в Полоцке и Новогрудке. Такая форма общения, по мнению участников съезда, способствует не только  повышению знаний о стране, но и развитию туризма, так как информация о белорусском гостеприимстве и культурно-историческом наследии Русского мира разойдется вместе с участниками форума по многим странам. Хочется надеяться, что следующий съезд, который должен состояться в 2018 году в Белграде, станет прямым продолжением новых традиций, начало которым было положено в Минске.

***

Значимость подобных съездов и конгрессов переоценить слишком сложно. Особенно сегодня, когда проблемы сохранения, поддержки и развития национальных языков и культур приобретают особую актуальность во всем мире и в том числе в Белоруссии. Несмотря на тот факт, что белорусское общество, как бы кому это ни претило, является частью Русского мира, в стране сегодня делается недостаточно для того, чтобы культивировать среди населения чувство принадлежности к русской культуре. Более того, как уже отмечалось выше, уже сейчас можно наблюдать процесс своеобразной дискриминации русского языка при отсутствии разработанной политики возрождения белорусского. Например, 3 сентября один из районных судов г. Минска вынес приговор, согласно которому директору минского ЖЭС  будет необходимо выплатить штраф за ответ на обращение гражданина на русском языке. Дело в том, что, несмотря на Конституцию Белоруссии, провозглашающую два государственных языка, белорусским парламентом  в 2012 году были приняты поправки в закон «Об обращениях граждан и юридических лиц», которые обязывают давать ответ на обращение на том языке, на котором это обращения было подано. И поэтому наложение штрафа юридически вполне обоснованно. Однако данная ситуация является не столько демонстрацией приверженности белорусской фемиды букве закона, сколько одним из символов  неопределенности государственного планирования в области культурного развития страны.

С одной стороны, сегодня можно говорить о стремлении властей не ущемлять права граждан в применении белорусского языка и желании поддержать национальную концепцию государственного строительства. С другой стороны, при разработке законопроектов, постановлений, инструкций и тому подобных документов перестали учитываться интересы большинства граждан Белоруссии, которые считают русский язык и государственным, и родным, наряду с белорусским, языком науки, культуры, образования, коммуникации. Это ущемление в угоду неким политико-идеологическим стремлениям белорусских властей, что может поспособствовать в дальнейшем разжиганию социальных конфликтов на языковой почве. И в этом разрезе становится понятно нежелание белорусских СМИ (как государственных, так и прозападно настроенных оппозиционных) широко освещать мероприятия, связанные с русской культурой и языком. И вполне возможно, что если бы не было интереса к подобным событиям со стороны высших государственных лиц России и Белоруссии, то местные массмедиа и вовсе ограничились бы одной строкой в информационной ленте.

Хотелось бы верить, что подобное отношение СМИ не является  элементом скрытой политики принудительной белорусизации под прикрытием слов о русском единстве и общем культурно-историческом наследии. Так как в этом случае последствия могут быть абсолютно непредсказуемыми, а эффект обратный ожидаемому - белорусское общество вряд ли сможет безболезненно изменить свое традиционное отношение к России, предпочтя ответить отпором на насильственный отрыв от Русского мира.

Наконец, нужно больше освещать то, что происходит в странах Русского мира и постсоветского пространства, а не навязывать им устои жизни тех стран, с которых приезжают делегации на съезды русской прессы или славистов. Русское зарубежье может существовать только тогда, когда есть страны Русского мира, сохраняющие наследие Исторической России, а не наоборот.

_____________________

Фото - http://static2.aif.ru/public/news/big/366/94ff02b95c26db2bcba12ad2d96d6998.ukr.jpg

http://rusedin.ru/pochemu-v-belorussii-smi-obxodyat-vnimaniem-russkij-yazyk-i-kulturu/

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий