Пять ответов на критику "ПЕРЕЛОМА"

(От левого консерватизма к социал-традиционализму)

Новости Москвы 
0
236
Время на чтение 5 минут

21 мая 2013 года в Москве в музее Вернадского читателю был представлен Сборник статей о справедливости традиции "Перелом", авторами которого стали историк Михаил Тюренков, философ Сергей Черняховский, литературный критик Евгений Белжеларский, художник и писатель Максим Кантор, политолог Виталий Третьяков, публицист Игорь Потапов, и политолог Александр Щипков. Люди разных взглядов, но их объединяет чувство близости и неизбежности перемен. Авторы "Перелома" собрались вместе, чтобы запечатлеть общественный сдвиг, который происходит на наших глазах. Речь идёт о новом срастании воедино понятий Справедливость и Традиция в сознании российского общества, о синтезе консерватизма и левых идей, который политологи уже успели окрестить "историческим парадоксом".

Портал Религаре публикует ответ на критику "Перелома", которая поступает с самых разных политических сторон и из самых разных мировоззренческих лагерей. Ответ состоит из пяти частей, которые мы намерены публиковать каждое воскресение в течение сентября в следующем порядке:

  • Предварительные замечания (1 сентября 2013)

  • Что такое традиция (8 сентября)

  • Либеральное охранительство и казенный либерализм (15 сентября)

  • О христианской нации. Ответ консерваторам (22 сентября)

  • Ответ на критику слева (29 сентября)



ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Приступая к ответу на критику Сборника статей о справедливости традиции "ПЕРЕЛОМ", мы осознавали все те трудности, которые сами для себя создали. Мы заняли позицию не в какой-то части политического спектра, но несколько в стороне от известных и официально признанных политических "трендов".

Но такой шаг был необходим. Ведь само понятие "политика" в сегодняшней России стремительно теряет смысл. За политику постоянно выдается дурной спектакль, разыгрываемый тандемом власти и оппозиции. Чтобы уйти от этого, необходимо обновить политическую повестку дня и политический словарь.

Так, например, "либерализм" и "державность" в сегодняшней России - ложная альтернатива, от которой надо срочно отходить, если мы не хотим упустить страну. Ведь на деле мы имеем либеральный экономический курс, прикрытый державной риторикой.

Мы должны говорить по-другому и о другом. Прежде всего - о сочетании двух главных ценностей - справедливости и традиции. Почему именно о них? Вот простой пример: народ против роста тарифов ЖКХ и осуждает поступок Pussy Riot. То есть ценит справедливость и нравственность. Казалось бы, всё просто. Но объединение этих двух понятий не согласуется с привычной для многих экспертов разметкой политического поля.

Поэтому мы понимали, что, заговорив на данную тему, окажемся не между двух, а как минимум между трех огней и соберём на свою голову все возможные шишки.

Во-первых, от либералов - поскольку не разделяем социал-дарвинистскую мораль и догмы рыночного фундаментализма, определяющие на сегодняшний день российский политический мейнстрим.

Во-вторых, от левых троцкистско-ленинско-сталинского толка. Поскольку хоть и выступаем за демонтаж инфраструктуры глобальной экономики на территории России, но осуждаем аморализм и репрессивность коммунистического общества. Как, впрочем, и постулаты "трансгуманизма", разрушающие семью, государство и христианские ценности. Кстати, ответственность за это разрушение лежит не только на неолиберальной евробюрократии, но и на европейских социал-демократах - фарисеях эпохи постмодерна и политкорректности.

Наконец, мы неизбежно должны получить порцию критики "правой" части консерваторов, поскольку наша цель - поиск точки сборки традиции и её самовоспроизводство, а не собирание тех или иных образцов исторического антиквариата.

Концепция социал-традиционализма (ранее мы использовали термин - "левый консерватизм") может показаться несколько эклектичной, но эклектика это кажущаяся. Скорее она (эклектика) присуща ныне действующему политическому словарю, с которым всё время приходится сталкиваться в информационном поле. Вот, например, расхожий штамп: "свобода лучше, чем несвобода". Но чья это свобода и от кого? От налоговой полиции? Амнистия капиталов и судебный произвол - тоже свобода. Но не куплена ли свобода одного человека ценой свободы другого?

Сегодня многие привычные понятия утрачивают смысл, отсюда и языковые странности, ощущение "смеси французского с нижегородским". Но мы уверены в том, что эпоха политических симуляций, псевдооопозиционности, псевдодержавности, псевдогражданственности, "ребрендингов" и "апгрейдов" проходит. Что придет новый язык, более простой и ясный. Не скрывающий, а обнажающий смыслы. Метод "технологии вместо политики" уже не действует. Придется принимать реальные решения.

Предварительно хотим поблагодарить за интересную дискуссию всех наших оппонентов, и в первую очередь Елену Жосул ("Перелом как витальный диагноз"), Лидию Андрусенко ("О "Переломе" и либералах") и Виталия Уткина ("О "Левом консерватизме" Александра Щипкова (Контртезисы на тезисы статьи "Левый консерватизм")") за непростые, но очень полезные вопросы. На их текстах мы подробно в наших ответах.

Хочется поблагодарить и других критиков, откликнувшихся на сборник "ПЕРЕЛОМ" не менее искренними текстами. Розу Горн - за чуткость по отношению к авторским голосам и точное переложение наших позиций ("В России витает предчувствие перемен. Вышел новый сборник "Вехи"). Нинель Исмаилову - опять же за чуткость и неравнодушное отношение к судьбе русской интеллигенции ("Перелом в сознании"). Дмитрия Володихина за искреннюю симпатию и внимательное и серьезное отношение к традиции "Вех" (О сборнике "Перелом" и перспективе веховидных сборников вообще). Владимира Шевченко - за моральную поддержку и ценные указания на необходимость более тщательной дефиниции понятий "традиция" и "социализм" (Пособие по кризису либерализма (Рецензия на сборник "Перелом").

Нам было одинаково приятно отвечать и нашим единомышленникам и нашим оппонентам. Наша цель - донести до общества те мысли, которые сегодня изгнаны из политического обихода и попали под негласные табу. Но мы не обещали ответить сходу на все вопросы. К тому же подача универсальных рецептов, изобретение идейной панацеи часто приводит к обольщению и самоослеплению. По нашему мнению, любая идея, возведенная в степень фетиша и поднятая над евангельскими истинами, есть один из видов идолопоклонства. Здесь нам, надеюсь, удастся соблюсти необходимое чувство меры.

Не следует понимать наш ответ и как коллективное высказывание всех авторов "ПЕРЕЛОМА". Нас многое объединяет, но у нас нет показного единодушия. Общность направления мысли еще не есть единомыслие. Она гораздо продуктивнее. Надеемся быть верными этому принципу и впредь.

http://www.religare.ru/2_102181.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Щипков
Путин и Русский Мир
«Щипков № 297»: Анализ интервью Такеру Карлсону
28.02.2024
Все статьи Александр Щипков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28