Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Западный рубеж Империи

Александр  Музафаров, Столетие.Ru

27.08.2013


На Аландских островах хранят память о России …

Аландские острова находятся примерно на полдороге между Финляндией и Швецией. Сейчас - это автономное образование в составе Финской республики, а некогда они были самыми западными землями Российской Империи.

По сию пору сохраняются на Аландах руины разрушенной в Крымскую войну российской крепости Бомарзунд, слышны отдельные русские словечки в говоре местных жителей, стоят памятники русским купцам, активно развивавшим здесь торговлю. Да и столица автономии - Мариехамн - носит имя Императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II.

Согласно условиям Парижского мирного договора 1856 года Аландские острова были объявлены демилитаризованной зоной. Здесь не размещались воинские части, не строились укрепления, местные жители не призывались на военную службу. Так продолжалось до начала Первой мировой войны.

В 1914 году русским разведчикам удалось узнать о начавшейся в Германии подготовке к военной операции, в ходе которой немцы собирались высадить морской десант в Финляндии и на Аландах. Русское командование приняло контрмеры. Началось строительство морской Або-Аландской шхерной позиции, включавшей в себя морские минные заграждения и систему береговых батарей, которые должны были быть поддержаны силами Балтийского флота.

Позиция должна была прикрыть от немцев второй по важности порт Финляндии - Або (Турку), на судостроительных вервях которого строились и боевые корабли для российского флота. Правый, самый западный фланг позиции проходил по Аландским островам. На них разместился восьмитысячный гарнизон, и началось строительство береговых батарей.

Отношения между русскими солдатами и местными жителями были хорошими. Почти вековое пребывание Аландов в составе Российской Империи было благоприятным для населения островов. Развивались торговля и судоходство, рос и богател Мариехамн - Гавань императрицы Марии, основанный по повелению Императора Александра II в 1861 году. Поэтому в русских солдатах видели не оккупантов, а защитников. Как отмечают местные историки - «отношения между гарнизоном и жителями были настолько тесными, что в жилах иных аландцев есть и русская кровь».

Русские военные инженеры в сжатые сроки построили систему береговых батарей, включавшую в себя укрепленные артиллерийские позиции, склады, казармы, дороги.

Сам факт появления на Аландах русских тяжелых орудий заставил немецкий генштаб отказаться от планов высадки на островах и в Финляндии.

В 1918 году, после революции, русские войска навсегда покинули Аланды. А еще через два года демилитаризованный характер островов был подтвержден Лигой Наций и построенные укрепления были взорваны.

Осколки гранитных укреплений зарастали лесом. Но не были забыты. Аландские историки провели большую работу по сохранению и изучению русских укреплений. В настоящее время туристы могут посетить наиболее мощные батареи - на горе Салис и на мысе Кунгсо.

Построенные русскими инженерами дороги сохранились до нашего времени в почти идеальном состоянии. Лишь последние сотни метров перед укреплениями разворочены - взорваны вместе с батареями.

Гора Салис. Самая высокая точка северной части архипелага. Со смотровой вышки на месте командного пункта батареи открывается панорама Ботнического залива. Три шестидюймовых орудия батареи имели возможность вести огонь на все стороны света. Господствующая высота позволяла им поражать цели на дистанции до 15 миль. Перед батареей располагались полевые заграждения: если немцы рискнули бы высадиться здесь, то встретили бы упорное сопротивление.

Сейчас на месте орудийных двориков - груды разбросанных взрывом камней. Но даже в таком состоянии видна мощь фортификационного сооружения. И ведь оно было построено сто лет назад за очень короткий срок. Эти гранитные руины, дороги, по которым и сейчас можно проехать на современном автомобиле - наглядное опровержение мифа об отсталости и неразвитости Российской Империи. Здесь видна русская инженерная и техническая мысль, виден труд русских людей.

Прорубленная в гранитной скале дорога ведет на южную шестидюймовую батарею Кунгсо, чьи пушки прикрывали фарватер к гавани Мариехамна. С командного пункта батареи входящие в гавань суда видны как на ладони. А вот с моря заметить укрытое лесом укрепление почти невозможно.

И здесь видишь, сколько труда вложили аландские историки в сохранение памяти о русских укреплениях. На не боящихся непогоды стендах - подробные тексты, карты, архивные фотографии. Под стеклянным колпаком - макет батареи, чуть в стороне - смотровая вышка, позволяющая обозреть укрепления с высоты птичьего полета. На вышке - ящик, на котором по-русски написано - «Гостевая книга». В книге много записей, оставленных туристами разных стран. Увы, гости из России здесь бывают не часто. А жаль, ибо мало где даже в самой России так сохраняется память о событиях Первой мировой войны, как здесь - на некогда самых западных землях Российской Империи.

http://www.stoletie.ru/fotoreportazh/zapadnyj_rubezh_imperii_769.htm



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме