Помню, еще в 2003 году я приезжала на 50‑летний юбилей школы в поселке Возрождение Хвалынского района. И очень удивлялась теплой домашней обстановке на этом официальном, казалось бы, мероприятии. Тогда мне сказали, что «виноват» в этом директор, Александр Павлович Ватолин.
Через несколько лет в школе молодого поселка - история его началась в середине XX века - началось преподавание «Основ православной культуры»: она оказалась одной из первых в губернии. Я спросила о причине этого явления у протоиерея Виталия Колпаченко, который тогда был настоятелем Успенского храма, и он снова «свалил вину» на директора Ватолина... Но начиналось-то у них с директором все совсем не так просто!
- Я воспитан в коммунистическом духе, - говорит Александр Павлович, - я был членом партии и атеистом, конечно. По научному атеизму у меня всегда были одни пятерки. Правда, отвращения к религии я не испытывал и кощунственных слов о Библии не говорил. Но, когда в Возрождение приехал отец Виталий и попросил разрешения приходить в школу, проводить беседы с детьми, я ответил ему резким отказом. Религия в стенах государственного образовательного учреждения - это мне казалось нонсенсом...
Однако через полгода директор, неожиданно для себя самого, попросил отца Виталия освятить школу. Что изменилось? Впрочем, начнем сначала.
В 1971 году восьмиклассник Саша Ватолин поступил в Сызранское педагогическое училище. Ему очень хотелось быть учителем: перед глазами с детства был пример дяди, Семёна Афанасьевича Климова, директора школы в селе Старая Лебежайка. Окончил Александр училище с отличием, затем покорил и Ульяновский государственный педагогический университет, физико-математический факультет, поскольку любимым предметом с детства была физика.
В Возрождении физику директор преподает вот уже 26 лет. До этого пришлось учительствовать в селе Теликовка Духовницкого района. О тамошней школе у него самые приятные воспоминания.
- Мужчина среди наших школьных учителей - редкость, а Теликовка оказалась уникальным селом. В нем жили удивительные люди, была замечательная школа. 22 педагога, из них - половина мужчин. Нигде такого не было! Учителя химии, физики, немецкого языка, трудового обучения, математики, физкультуры, пения - все мужчины. Даже - воспитатели группы продленного дня!..
Однажды в Теликовку приехала проверка из области. Проверяющие удивились: «Почему у вас такая тишина в коридорах - вы что, детей бьете?». Конечно, в Теликовке никто детей не бил - просто были мужчины, которые показывали детям пример поведения. Никто из педагогов не курил - не было желания курить и у детей.
- Школа напоминала семью. В семье ведь невозможно лукавить, что-то скрывать. Все были на виду - и учителя, и ученики.
Александр Павлович говорит о Теликовке, но его слова легко применимы и к школе в Возрождении, которая тоже славилась своими традициями - и в советское время, и сейчас. Конечно, с одной стороны, это влияние сельского уклада жизни, некоторой патриархальности быта, но с другой - о какой патриархальности можно говорить сегодня, когда многое забыто, потеряно, растрачено, когда село фактически умирает?.. В конце 80-х, когда Ватолины - Александр Павлович с супругой, дочерью Ириной и сыном Дмитрием - приехали в Возрождение, в местной школе было около семисот детей, иногда доходило и до девятисот. Сегодня в ней учится около 200 учеников, преподает же 23 педагога.
Ватолин принял школу в состоянии кризиса. Конечно, об этом можно было бы не рассказывать, однако иначе читатели вряд ли поймут, насколько непростым и неслучайным было то движение к храму, которое началось, не только для Александра Павловича Ватолина, но и для всей школы в Возрождении.
- Тогда школа словно раскололась на два больших вражеских лагеря, - уже без улыбки вспоминает Александр Павлович. - Это было очень тяжело - скандалы, склоки, письма, жалобы, многочисленные комиссии разных уровней... Все это очень вредило и учебному, и воспитательному процессу. И вот посреди такого хаоса мне вдруг предложили взять на себя руководство школой. И я согласился, потому как видел, что нас всех, при неизменности положения, ждет крах, потеря всех ценностей.
- С чего же Вы начали, оказавшись в роли, как теперь говорят, кризисного менеджера?
- Начал я с требований - ко всем одинаковым. И стал оценивать труд учителей по результату. А из какого ты лагеря, каких воззрений придерживаешься - дело десятое.
В результате за первый год директорства Ватолина педагоги пришли в себя и поняли, как запустили - и себя самих, и учеников. Дела стали налаживаться. Школа вновь стала занимать первые места на областных конкурсах, получать гранты, модернизироваться. Коллектив стал сплоченным, школу в Возрождении стали называть лучшей сельской школой вполне официально...
Выработанного несколько лет назад стиля руководства нынешний директор придерживается до сих пор: единые требования ко всем помогают достойно выйти из любой ситуации. А в 2002 году в Возрождение приехал священник Виталий Колпаченко, чтобы построить храм. Как уже сказано, их первый контакт с директором школы оказался неудачным. Но затем...
Как признается сам Александр Павлович, что-то стало тянуть за душу. Легли на нее тяжким грузом и тяжбы с бывшим директором, и постоянный поиск средств на самое необходимое для школы, да и общий абсурд нашей жизни...
- Как-то ехал я из села Благодатного - была ранняя весна, поздний вечер. Увидел, что по дороге идет человек в рясе. Прямо по грязи, через дождь со снегом. Это был отец Виталий. Конечно, пригласил его в машину. По дороге разговорились, и оказалось, что он - удивительный человек! Когда-то историю в школе преподавал, в том же Благодатном. В общем, мы нашли общий язык и как-то неожиданно я попросил его школу в Возрождении освятить. Отец Виталий, помню, еще спросил: «А Вам за это ничего не будет?». - «Все возьму на себя». И вот перед Пасхой, в Страстной Четверг, батюшка освятил школу - и стало легче дышать. Потом он стал приходить, беседовать с детьми, затем предложил районные курсы для педагогов устроить по преподаванию ОПК. А почему бы и нет? Это же изучение корней, нашей истории!..
Дружба со священником дала и другие плоды: в возрожденческой школе уже много лет проходят образовательные чтения, связанные с преподаванием «Основ православной культуры», - сюда приезжают даже из других областей. Правда, никаких официальных документов не выдают, но зато чтения, по свидетельству учителей, - настоящее, неформальное общение единомышленников.
Вначале, правда, все же были негативные высказывания - Александр Павлович честно признает это. Косо смотрели некоторые учителя: мол, как это так, в школе попов развели... Но потом сомнения у всех развеялись, холодок ушел.
- Я сам был уверен, что встречи со священником, занятия ОПК нужны детям. Только духовные ценности помогут воспитать действительно настоящего человека. Это всегда очень тяжело - ценности же Православия позволяют посеять семена добра в душу ребенка. Когда они прорастут - неизвестно, результат сразу невозможно увидеть. Знает ли твой ученик законы Ньютона, определяешь легко, а сказать, воспитан он или нет, - не можешь сказать уверенно. На первый взгляд, вроде бы все в порядке, а за этим порядком может скрываться чернота. Вот мы стараемся эту черноту в детях преодолеть. На занятия ОПК приходят даже мусульмане - дети же не молиться учатся, а узнают то, чего мы не знали в свое время.
Ученики и учителя ходят в храм - благо он недалеко от школы. Конечно, это - добровольный выбор каждого:
- В храм у нас строем не ходят. В душу человеку нельзя лезть - можно так наследить, что мало не покажется. Оттолкнуть можно таким образом - и от Церкви, и от Бога. Надо, чтобы дети сами нашли дорогу к храму. Мы можем только показать направление в нужную сторону.
Александр Павлович рассказывает, как сам ходит в храм, как, глядя на него, идут в церковь и коллеги, и ученики. Но о таком хрупком предмете, как вера, он говорит с величайшей осторожностью:
- Когда я впервые пришел в храм, не могу сказать, что до меня все сразу... дошло. Но мне стало легче. А до того - не было в душе спокойствия. Сейчас внешне, кстати, даже труднее стало: средств у района нет - приходится буквально силой все выбивать. Постоянные проверки, вал документов, нацеленность не на человека, а на цифры - это все разрушает школу, и надо много трудиться, чтобы сохранить хорошее и полезное... Но когда я переступаю порог храма, тяжесть словно уходит. Я стал проще смотреть на жизнь. Главное - делать то, к чему тебя Бог приспособил, и делать это по максимуму.
Газета «Православная вера» №15 (491)
http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-08-08-07-40-47-k-chemu