К чему Бог приспособил, то и делать по максимуму

0
264
Время на чтение 6 минут

Помню, еще в 2003 году я приезжала на 50‑летний юбилей школы в поселке Возрождение Хвалынского района. И очень удивлялась теплой домашней обстановке на этом официальном, казалось бы, мероприятии. Тогда мне сказали, что «виноват» в этом директор, Александр Павлович Ватолин.

Через несколько лет в школе молодого поселка - история его началась в середине XX века - началось преподавание «Основ православной культуры»: она оказалась одной из первых в губернии. Я спросила о причине этого явления у протоиерея Виталия Колпаченко, который тогда был настоятелем Успенского храма, и он снова «свалил вину» на директора Ватолина... Но начиналось-то у них с директором все совсем не так просто!

- Я воспитан в коммунистическом духе, - говорит Александр Павлович, - я был членом партии и атеистом, конечно. По научному атеизму у меня всегда были одни пятерки. Правда, отвращения к религии я не испытывал и кощунственных слов о Библии не говорил. Но, когда в Возрождение приехал отец Виталий и попросил разрешения приходить в школу, проводить беседы с детьми, я ответил ему резким отказом. Религия в стенах государственного образовательного учреждения - это мне казалось нонсенсом...

Однако через полгода директор, неожиданно для себя самого, попросил отца Виталия освятить школу. Что изменилось? Впрочем, начнем сначала.

В 1971 году восьмиклассник Саша Ватолин поступил в Сызранское педагогическое училище. Ему очень хотелось быть учителем: перед глазами с детства был пример дяди, Семёна Афанасьевича Климова, директора школы в селе Старая Лебежайка. Окончил Александр училище с отличием, затем покорил и Ульяновский государственный педагогический университет, физико-математический факультет, поскольку любимым предметом с детства была физика.

В Возрождении физику директор преподает вот уже 26 лет. До этого пришлось учительствовать в селе Теликовка Духовницкого района. О тамошней школе у него самые приятные воспоминания.

- Мужчина среди наших школьных учителей - редкость, а Теликовка оказалась уникальным селом. В нем жили удивительные люди, была замечательная школа. 22 педагога, из них - половина мужчин. Нигде такого не было! Учителя химии, физики, немецкого языка, трудового обучения, математики, физкультуры, пения - все мужчины. Даже - воспитатели группы продленного дня!..

Однажды в Теликовку приехала проверка из области. Проверяющие удивились: «Почему у вас такая тишина в коридорах - вы что, детей бьете?». Конечно, в Теликовке никто детей не бил - просто были мужчины, которые показывали детям пример поведения. Никто из педагогов не курил - не было желания курить и у детей.

- Школа напоминала семью. В семье ведь невозможно лукавить, что-то скрывать. Все были на виду - и учителя, и ученики.

Александр Павлович говорит о Теликовке, но его слова легко применимы и к школе в Возрождении, которая тоже славилась своими традициями - и в советское время, и сейчас. Конечно, с одной стороны, это влияние сельского уклада жизни, некоторой патриархальности быта, но с другой - о какой патриархальности можно говорить сегодня, когда многое забыто, потеряно, растрачено, когда село фактически умирает?.. В конце 80-х, когда Ватолины - Александр Павлович с супругой, дочерью Ириной и сыном Дмитрием - приехали в Возрождение, в местной школе было около семисот детей, иногда доходило и до девятисот. Сегодня в ней учится около 200 учеников, преподает же 23 педагога.

Ватолин принял школу в состоянии кризиса. Конечно, об этом можно было бы не рассказывать, однако иначе читатели вряд ли поймут, насколько непростым и неслучайным было то движение к храму, которое началось, не только для Александра Павловича Ватолина, но и для всей школы в Возрождении.

- Тогда школа словно раскололась на два больших вражеских лагеря, - уже без улыбки вспоминает Александр Павлович. - Это было очень тяжело - скандалы, склоки, письма, жалобы, многочисленные комиссии разных уровней... Все это очень вредило и учебному, и воспитательному процессу. И вот посреди такого хаоса мне вдруг предложили взять на себя руководство школой. И я согласился, потому как видел, что нас всех, при неизменности положения, ждет крах, потеря всех ценностей.

- С чего же Вы начали, оказавшись в роли, как теперь говорят, кризисного менеджера?

- Начал я с требований - ко всем одинаковым. И стал оценивать труд учителей по результату. А из какого ты лагеря, каких воззрений придерживаешься - дело десятое.

В результате за первый год директорства Ватолина педагоги пришли в себя и поняли, как запустили - и себя самих, и учеников. Дела стали налаживаться. Школа вновь стала занимать первые места на областных конкурсах, получать гранты, модернизироваться. Коллектив стал сплоченным, школу в Возрождении стали называть лучшей сельской школой вполне официально...

Выработанного несколько лет назад стиля руководства нынешний директор придерживается до сих пор: единые требования ко всем помогают достойно выйти из любой ситуации. А в 2002 году в Возрождение приехал священник Виталий Колпаченко, чтобы построить храм. Как уже сказано, их первый контакт с директором школы оказался неудачным. Но затем...

Как признается сам Александр Павлович, что-то стало тянуть за душу. Легли на нее тяжким грузом и тяжбы с бывшим директором, и постоянный поиск средств на самое необходимое для школы, да и общий абсурд нашей жизни...

- Как-то ехал я из села Благодатного - была ранняя весна, поздний вечер. Увидел, что по дороге идет человек в рясе. Прямо по грязи, через дождь со снегом. Это был отец Виталий. Конечно, пригласил его в машину. По дороге разговорились, и оказалось, что он - удивительный человек! Когда-то историю в школе преподавал, в том же Благодатном. В общем, мы нашли общий язык и как-то неожиданно я попросил его школу в Возрождении освятить. Отец Виталий, помню, еще спросил: «А Вам за это ничего не будет?». - «Все возьму на себя». И вот перед Пасхой, в Страстной Четверг, батюшка освятил школу - и стало легче дышать. Потом он стал приходить, беседовать с детьми, затем предложил районные курсы для педагогов устроить по преподаванию ОПК. А почему бы и нет? Это же изучение корней, нашей истории!..

Дружба со священником дала и другие плоды: в возрожденческой школе уже много лет проходят образовательные чтения, связанные с преподаванием «Основ православной культуры», - сюда приезжают даже из других областей. Правда, никаких официальных документов не выдают, но зато чтения, по свидетельству учителей, - настоящее, неформальное общение единомышленников.

Вначале, правда, все же были негативные высказывания - Александр Павлович честно признает это. Косо смотрели некоторые учителя: мол, как это так, в школе попов развели... Но потом сомнения у всех развеялись, холодок ушел.

- Я сам был уверен, что встречи со священником, занятия ОПК нужны детям. Только духовные ценности помогут воспитать действительно настоящего человека. Это всегда очень тяжело - ценности же Православия позволяют посеять семена добра в душу ребенка. Когда они прорастут - неизвестно, результат сразу невозможно увидеть. Знает ли твой ученик законы Ньютона, определяешь легко, а сказать, воспитан он или нет, - не можешь сказать уверенно. На первый взгляд, вроде бы все в порядке, а за этим порядком может скрываться чернота. Вот мы стараемся эту черноту в детях преодолеть. На занятия ОПК приходят даже мусульмане - дети же не молиться учатся, а узнают то, чего мы не знали в свое время.

Ученики и учителя ходят в храм - благо он недалеко от школы. Конечно, это - добровольный выбор каждого:

- В храм у нас строем не ходят. В душу человеку нельзя лезть - можно так наследить, что мало не покажется. Оттолкнуть можно таким образом - и от Церкви, и от Бога. Надо, чтобы дети сами нашли дорогу к храму. Мы можем только показать направление в нужную сторону.

Александр Павлович рассказывает, как сам ходит в храм, как, глядя на него, идут в церковь и коллеги, и ученики. Но о таком хрупком предмете, как вера, он говорит с величайшей осторожностью:

- Когда я впервые пришел в храм, не могу сказать, что до меня все сразу... дошло. Но мне стало легче. А до того - не было в душе спокойствия. Сейчас внешне, кстати, даже труднее стало: средств у района нет - приходится буквально силой все выбивать. Постоянные проверки, вал документов, нацеленность не на человека, а на цифры - это все разрушает школу, и надо много трудиться, чтобы сохранить хорошее и полезное... Но когда я переступаю порог храма, тяжесть словно уходит. Я стал проще смотреть на жизнь. Главное - делать то, к чему тебя Бог приспособил, и делать это по максимуму.

Газета «Православная вера» №15 (491)


http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-08-08-07-40-47-k-chemu
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Волкова
Ксеньины кирпичики
6 февраля Русская Православная Церковь вспоминает одну из самых любимых святых русского народа - блаженную Ксению Петербургскую
06.02.2015
Все статьи Наталья Волкова
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 07:39
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07