Колумб русской иконы

20 июля 1858 года, 155 лет назад родился Илья Семёнович Остроухов, русский художник-пейзажист, коллекционер, попечитель Третьяковской галереи

Новости Москвы 
0
295
Время на чтение 6 минут
-40.jpg

С этим именем более, чем с каким-либо другим, связано открытие древней русской живописи. Появившись, расчищенная рукой искусного мастера, в его доме, в Трубниковском переулке на Арбате, древняя русская икона поразила всех своей невиданной красотой.

Сотни лет чёрные доски находились на чердаках, в чуланах, подвергаясь действию мороза и сырости, покрываясь голубиным помётом на колокольнях, осыпаясь, превращаясь в изъеденную червоточиной труху. И если древняя русская икона воскресла в начале прошлого столетия, этим мы обязаны прежде всего и больше всего русскому старообрядчеству и таким удивительным подвижникам, как И.С.Остроухов.

Однажды, в день рождения, художник-коллекционер получил в подарок от друзей икону «его» святого - Ильи Пророка XV века. С этого времени И.С.Остроухов словно прозрел, всерьёз заинтересовался иконописью и стал самым ярым скупщиком икон в России.

Увлечение древней русской живописью стало его главной страстью. Ничего иного коллекционером отныне не покупалось, разве иногда только какая-нибудь редкая книга, которой пополнялась его хорошая библиотека, насчитывающая более 12 тысяч томов. «Картины его больше не интересовали, хотя ранее он их собирал, - вспоминал князь С.А.Щербатов, - да и ничего другого для него не существовало, в силу этого словно юношеского, почти маниакального, пламенного увлечения, всё поглотившего...»

Своим увлечением он заразил многих. Дом И.С.Остроухова в Трубниковском переулке сделался центром важного в своих последствиях движения. Иконники, недавние собиратели, новые любители, учёные-археологи - все встречались здесь, открывая для себя неведомую Русь, всё более восхищавшую их.

Русь первоначальная, таинственная для всех Русь Андрея Боголюбского, Великого Новгорода, Русь Андрея Рублёва и Сергия Радонежского оживала благодаря иконам, написанным неизвестными древними мастерами. Бытовавшее представление о том, что русская иконопись является неумелой и ремесленной копией византийских икон, а «темновидное» письмо является признаком и характерной особенностью древней русской иконы, рассыпалось отныне в прах.

Даже для такого тонкого знатока искусства, каким был П.П.Муратов, это было потрясением. 6 ноября 1912 года он писал Остроухову: «Дорогой Илья Семёнович, прибыл в Москву, нашёл Ваше письмо. Было много хлопот, дел, я всё откладывал визит в Трубниковский дом. Вчера утром пошёл туда после хлопотливого дня и плохого сна ночью... И пережил одно из 3- 4 самых сильных художественных впечатлений моей жизни. Я ждал многого по Вашим письмам, но то, что увидел, превзошло всякую меру предположений. Я был так взволнован и растроган, что целый день не мог вернуться к будничному <...> ощущению...

У Вас в доме сейчас - лучшее, что есть, и величайшее из всего в России... Если когда-нибудь суждено мне будет написать книгу о древнерусской живописи... она будет посвящена Вам - первому русскому художнику-собирателю и воскресителю русских икон. <...> Боже мой, какое великолепие у Вас дома! В первый раз вижу вещи силы "Троицы"».

В доме И.С.Остроухова царила атмосфера настоящего культа иконы, храмом которой сделался пристроенный к старому тесному особняку И.С.Остроухова музей, где бывала вся Москва и куда непременно заезжали иностранцы.

Илья Семёнович принимал у себя директора Люксембургского музея, английскую делегацию, по просьбе Д.И.Толстого, директора Императорского Эрмитажа, он показывал сэру Джону Мирроу, коллекционеру и директору одного из музеев в Лондоне, ещё и Третьяковскую галерею и достопримечательности Москвы.

Самым известным иностранным посетителем музея Остроухова был французский художник Анри Матисс, приехавший в Москву в конце октября 1911 года. «Надо было видеть его восторг от икон! - писал И.С.Остроухов А.П.Боткиной. - Он буквально весь вечер не отходил от них, смакуя и восторгаясь каждой. В конце концов он заявил, что из-за этих икон стоило приехать и из более далёкого города, чем Париж, что иконы эти выше теперь для него Фра Беато. Сегодня вечером Сергей Иванович Щукин звонил мне, что Матисс буквально всю ночь не мог заснуть от остроты впечатления».

В 1913 году в Москве в Деловом дворе на Солянке состоялась первая выставка икон из собрания И.С.Остроухова. Она была приурочена к чествованию 300-летия Дома Романовых. Впервые широкая публика увидела иконы, раскрытые от потемневшей олифы и от позднейшей ремесленной прописи. Ценители искусства поняли: в России есть великое художественное прошлое, которым можно гордиться.

«Возьмитесь за историю древней русской живописи, - говорил в ту пору Илья Семёнович Павлу Павловичу Муратову. - Она не написана и даже никак, собственно говоря, никем не затронута. Написать её сейчас, конечно, ещё нельзя с тем, что мы знаем. Но надо сделать первый шаг».

И первый шаг был сделан. П.П.Муратов принял участие в предпринятой И.Э.Грабарём «Истории русского искусства» и написал для неё соответствующий том.

Бывший замоскворецкий купец И.С.Остроухов, человек властный, запальчивый, любивший желания свои осуществлять даже тогда, когда это изумляло или сердило других, меж тем настойчиво искал мастеров-реставраторов, способных вернуть древним иконам жизнь. И находил! И каких! Чего стоил один «простой» человек, иконный мастер из слободы Мстёры Владимирской губернии Евгений Иванович Брагин, через руки которого прошли все лучшие иконы остроуховского собрания. Инстинкт у этого человека был изумительный, память огромная, ум цепкий. Глаз его видел вещи, которые с трудом различал непривычный глаз. «Как же вы не видите, - говорил он иногда тихо и укоризненно, - вот это киноварь шестнадцатого века, ну а вот эта постарше. Я думаю, лет на полтораста...»

В Третьяковскую галерею «самодур» И.С.Остроухов «посадил» хранителем «своего человека» - Николая Николаевича Черногубова, происходившего из Костромской губернии. «Черногубов Н.Н. в том и выказал себя человеком необыкновенно острым и проницательным, - писал П.П.Муратов, - что догадался сразу о художественном открытии, какое вместе с познанием иконы ожидало русских любителей и историков искусства».
Однажды вечером Черногубов принёс Остроухову большую сияющую красками на белом фоне новгородскую икону. Коллекционер был сражён увиденной красотой! Он знал иконы, и даже хорошие и тонкие, но такого редкого письма икону видел впервые. Илья Семёнович позже признавался, что в первое время ни о чём ином не мог думать, не спал ночами, приходил в библиотеку, зажигал свет и читал всё, что можно было прочитать в книгах...

Да, он оказал русскому искусству неоценимую услугу в деле популяризации иконы. Именно по инициативе академика петербургской Академии художеств, члена Московского археологического общества И.С.Остроухова была произведена реставрация «Троицы» Андрея Рублёва, порученная собором монахов Троице-Сергиевой Лавры художнику-иконописцу В.П.Гурьянову; под наблюдением И.С.Остроухова летом 1914 года в Кремлёвском Благовещенском соборе была раскрыта икона «Богоматерь Донская»...

В 1918 году собрание Остроухова было национализировано и стало именоваться Музеем иконописи и живописи. Сам Илья Семёнович был назначен его пожизненным хранителем.

И.Е.Репин, живший после октябрьского переворота в Финляндии и оказавшийся в изоляции от русских живописцев, писал в 1923 году в Москву, интересуясь судьбами оставшихся в России друзей: «Интересно, чем Остроухов теперь поглощается? А если бы он вернулся к живописи! Ведь это истинный, большой талант...»

Остроухов был его учеником. И учеником не бесталанным. По масштабу восьмидесятых-девяностых годов Остроухов был отличным художником: пейзажи его не уступали Левитану.

Уже первые картины Остроухова, появившиеся на передвижных выставках в середине 1880-х годов, привлекли внимание ценителей искусства, и прежде всего - П.М.Третьякова. Частые поездки в Абрамцево, знакомство с С.И.Мамонтовым, творческая атмосфера мамонтовского кружка, сближение со многими именитыми мастерами живописи, в том числе с И.Е.Репиным, укрепили намерение И.С.Остроухова стать художником. Репин, работавший в то время над картиной «Крестный ход в Курской губернии», несмотря на сильную занятость, по праву оценил талант молодого художника и взял его под своё покровительство. Они вместе выезжали на этюды. В зимний сезон 1881/82 года Остроухов посещал в Москве репинские воскресные рисовальные вечера, овладевая мастерством рисунка.

Надо сказать и о знакомстве молодого художника в это же время с И.И.Шишкиным, П.П.Чистяковым и А.А.Киселёвым, к советам которых он внимательно прислушивался и которых также позже зачислил в число своих учителей.

Кому не знакома картина И.С.Остроухова «Сиверко», написанная в 1890 году и находящаяся ныне в Третьяковской галерее. Едва появившись на очередной выставке передвижников, она сразу заставила говорить о себе. Её сравнивали с картиной «Над вечным покоем» И.И.Левитана и считали одним из шедевров искусства конца XIX века. «В этой вещи есть замечательная серьёзность, - писал И.Э.Грабарь, - есть какая-то значимость, не дающая картине стариться и сохраняющая ей бодрость живописи, ясность мысли и свежесть чувств, несмотря на все новейшие технические успехи и через головы всех модернистов». Это был воистину гимн России, созданный русским художником. По сути, «Сиверко» стал последним крупным произведением, подводящим итоги, по словам современника, «кристаллизовавшим общие поиски» искусства эпохи передвижничества. Это понимал и сам И.С.Остроухов. В конечном итоге он перестал создавать картины, стал всё реже заниматься живописью, а постепенно и вовсе отошёл от неё.

И главную роль в этом сыграли его неуёмная собирательская страсть и знакомство с древней русской живописью, которой он посвятил всю свою дальнейшую жизнь.
Ему суждено было стать настоящим Колумбом древнерусской иконы.

Наталия Петровна и Лев Михайлович АНИСОВЫ

http://www.russdom.ru/node/6919
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лев Анисов
Обращение к своим истокам
Слово исторического писателя о коллеге
21.09.2018
Художник с русской душой
25 мая 1873 года, 140 лет назад родился Станислав Юлианович Жуковский, выдающийся русский живописец-пейзажист
23.05.2013
«Со всех сторон я природный казак...»
24 января 1848 года, 165 лет назад родился великий русский художник Василий Иванович Суриков
25.01.2013
Русский народный художник
К 80-летию Ильи Глазунова
11.06.2010
В доме Васнецова
160 лет назад родился Виктор Михайлович Васнецов, живописец, действительный член Академии художеств 15 мая 1848 года
15.05.2008
Все статьи Лев Анисов
Наталия Анисова
Художник с русской душой
25 мая 1873 года, 140 лет назад родился Станислав Юлианович Жуковский, выдающийся русский живописец-пейзажист
23.05.2013
«Со всех сторон я природный казак...»
24 января 1848 года, 165 лет назад родился великий русский художник Василий Иванович Суриков
25.01.2013
Все статьи Наталия Анисова
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 19:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30