Летом 1830 года в Дивеево был построен храм Рождества Христова для Девичьей общины, причём он был так пристроен ко храму Казанской иконы Божией Матери, что алтарь Рождественской церкви оказался на месте паперти Казанской. «Паперть эта достойна алтаря, ведь матушка Агафья Семёновна, стоя на молитве, всю токами слёз своего смирения омыла её», - говорил батюшка. Преподобный Серафим велел приобрести колокола для этого храма на Нижегородской ярмарке. В те времена на колоколах, дабы не перепутать заказчиков, гравировали их имена. В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» написано, что колокола были «маленькие-маленькие, вовсе маленькие, а зазвонят-то так звонко, точно музыка будто подобранная». Прошло немало лет, прежде чем один из серафимовских колоколов вернулся в Дивеевский монастырь. Его показали схимонахине Маргарите (Лахтионовой), которая была одной из последних звонарок в дореволюционном Дивеевском монастыре. Она с первого взгляда признала колокол за монастырский и поцеловала его.
|
Он действительно маленький - весом всего один пуд. И оказался безголосым - с трещиной на боку... Поэтому колокол попал в экспозицию музея, а не на колокольню. Но продолжение истории последовало.
...Жарким полднем 26 июля 2012 года на монастырской площади было немноголюдно: освящение нового креста для колокольни ожидалось только к вечеру. На солнцепёке стоять приходилось лишь монтажникам да ещё ответственным за предстоящий подъём. Среди последних я заметил Валентина Александровича Степашкина, исследователя исторического наследия монастыря Саровская пустынь. Естественно, разговор зашёл о ближайшем мероприятии и последующей реставрации колокольни.
- А что с колоколами, которые сейчас на открытом ярусе?
- Пока решили не трогать.
- Можно на них посмотреть?
- Да, время позволяет.
Мы поднялись на ярус звона, где на временных деревянных опорах расположились колокола, в основном современного литья. Но глаз сразу останавился на двух «старичках», покрытых многолетней патиной. С одним всё стало ясно после прочтения хорошо читаемых надписей: «Отлит на заводе Бакулева в городе Слободском Вятской губернии, 24 пуда 38 фунтов». Такого колокола, судя по архивам нашего монастыря, на саровской колокольне не было, но экземпляр ценный - звучание, несмотря на неродной язык, отменное.
А что с другим? На первый взгляд - совсем простенький, хоть и литья первой трети XIX века: орнамент незатейливый, икон и текста на стенках нет. Видимо, в своё время был отобран для какого-нибудь большого набора на одной из многочисленных ярмарок, а теперь вот «отбился от своих», висит среди молодых собратьев. Но, может быть, имеются какие-нибудь надписи, оттиски на сторонах, которые не видны с места звонаря?
|
Обходим балку с подвешенными колоколами. Точно, есть гравировка! Короткая, но поражает, как молния: «старца Серафима». Не может быть! Ведь в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» прямо сказано, что батюшка Серафим, опекая дивеевских сестёр, «заботился о Рождественской церкви, много жертвовал для неё; сам посылал купить колокола на неё». Известно даже, что один из купленных им колоколов сейчас хранится в музее Дивеевского монастыря. Неужели и тот, который перед нами, - серафимовский?
На всякий случай находка тут же фотографируется и исследуется более тщательно. Итак, вес - 24 фунта, язык - жёсткого крепления, кованый, похоже, что родной (редкая сохранность). Судя по следам от яблока языка на ребре звукового вала, колокол использовался в зазвонной группе, то есть играли на нём правой рукой. В короне шесть проушин, все целые. На тулове видны вмятины от ударов - это следы из советского периода, когда по церковным колоколам стучали кувалдами и молотками, как по сигнальным рельсам. Именно так и раскололи колокол, хранящийся в дивеевском музее. Этот, однако, выдержал.
Понятно, что вскоре обнаруженный колокол снимается с временных балок и перемещается под монастырскую охрану. Остаётся окончательно убедиться, что он именно из набора батюшки Серафима. Самое простое - сличить гравировки на нём и на экземпляре, находящемся у дивеевских сестёр.
Вместе с руководителем экскурсионно-паломнической службы Саровской пустыни Светланой Николаевной Рубцовой едем в Дивеево к «главной по монастырским колоколам» - матушке Артемии. Она показывает их бесценный музейный экспонат, разрешает осмотреть и сфотографировать. Но и без длительного тщательного исследования идентичность гравировок очевидна (читатель сам может убедиться в этом по приложенным фотографиям).
Так часто случалось на проходивших в России ярмарках: все колокола, отобранные для одного набора, гравировались однотипными надписями с именем приобретателя или благодетеля, давшего деньги на покупку. Так было и в 1831 году: колокола для Рождественской церкви были подписаны гравёром с однозначным указанием, «от кого они/чьи они» - старца Серафима. Получается, обнаруженный у нас колокол тоже серафимовский, родной брат дивеевского.
О дивеевском музейном колоколе, кстати, многое известно: удалось найти того, кто передал его в монастырскую обитель. Это саровский учёный, физик-экспериментатор Насыров Федоиль Хозич, выпускник Харьковского университета, специалист по ядерной и атомной физике. Он был направлен на наш «объект» зимой 1951 года. Кроме основной деятельности, увлекался собиранием редких рукописных книг, много путешествовал, бывал в окрестных молельных домах. Однажды, при посещении хозяйки дивеевского молельного дома Марии, увидел стоящий за занавеской на печи колокол. Мария пояснила: «Да он не звонит, с трещиной». Но Федоиль Хозич купил колокол. «Приобретение с трещиной» долгие годы хранилось дома, а в 1991 года было передано в возрождающийся Дивеевский монастырь.
Очевидно, что очень большой денежной ценности аналогичные колокола не имеют - они достаточно простого литья и стандартного для тех лет профиля. Сейчас нередко «всплывают» и более старые колокола. Некоторым из них двести - двести пятьдесят и даже более лет: литые изделия при грамотном хранении живут долго, несмотря на меняющееся отношение власти к вере и к Церкви. Но этот колокол совершенно особенный, потому что он - от Серафима Саровского! И если любое колокольное звучание часто отождествляют с «молитвой в звуке», то звон найденного в Сарове колокола можно назвать «молитвой от батюшки Серафима»! К большой радости, обнаруженный колокол находится в рабочем состоянии. Пока, правда, не до конца ясен его путь в Саров. Но такие колокола, как и намоленные старинные иконы, «не отчитываются перед человеком», а сами выбирают место и время своего нового явления.
Хочется верить, что и остальные колокола из серафимовского набора, как и их найденные родные братья, будут обнаружены и займут достойное место на звоннице.
Глеб КОМАРЕВСКИЙ
г. Саров