Дореволюционная Россия представляется нашему сознанию как православная держава с огромным количеством храмов, монастырей, часовен, колоколен.
«Случалось ли вам, приближаясь с суши к какому-либо порту Ламанша или
Бискайского залива, увидать мачты судов, стоящих за прибрежными дюнами?
Песчаные валы скрывают город, пристани, набережные, даже самое море, и
перед вами - только лес мачт с ослепительно белыми парусами,
развивающимися вымпелами... Чудодейственное появление эскадры среди
твердой земли вас несказанно поражает. И вот точно такое же впечатление
произвела на меня Москва, когда я впервые ее увидел. Огромное множество
церковных глав, острых как иглы шпилей и причудливых башенок горело на
солнце над облаками дорожной пыли, в то время как самый город и линия
горизонта скрывались в дрожащем тумане...». Такое красноречивое и
живописное описание Москвы, хотя может быть не абсолютно точное, оставил
французский путешественник маркиз Астольф де Кюстин, не отличавшийся
любовью к России, однако пораженный увиденным.
Сколько же храмов
было в дореволюционной Москве? Чаше всего на этот вопрос следует ответ:
«Сорок сороков». А некоторые при этом готовы произвести расчет: сорок
умножит на сорок - значит в Первопрестольной было 1600 храмов. Эта цифра
не совсем точна. По подсчетам исследователей. В Москве к началу 20-х
годов XX века было 848 храмов, в них было 1620 освященных престолов.
А
сколько же храмов было в Сибири? Разумеется, Сибирь была малонаселенной
территорией империи, и число храмов за Уральским хребтом было
существенно меньшим, чем в европейской части России. Причем в Западной
Сибири, как более населенной, их было больше чем в Восточной. Попробуем
подсчитать количество храмов, молитвенных домов и часовен на территории
современной Новосибирской области к концу 20-х годов XX века, когда
началось массовое закрытие храмов. Сейчас в административно-каноническом
отношении - это Новосибирская Митрополия, состоящая из четырех епархий:
Новосибирской, Искитимской, Каинской и Карасукской.
Каждые
пять-шесть лет в Томской епархии, в которую до революции входила большая
часть Новосибирской области, выпускалась обширная Справочная книга
объемом страниц 500 - 600, в которой точно и подробно фиксировались
сведения о епархиальном архиерее, духовной консистории, духовных учебных
заведениях, церконообщественных, просветительных и благотворительных
организациях, миссионерстве, монастырях и, конечно, благочиниях и
приходах епархии, с указанием состава духовенства, кратких
биографических справках о каждом священно- и церковнослужителе, истории
прихода и храма. Последняя такая книга перед революцией вышла в 1914
году.
Некоторая часть современной Новосибирской области входила в
состав не Томской, а Омской епархии. Но количество храмов на этой
территории к 1914 году также можно подсчитать исходя из Справочной книги
по Омской епархии, вышедшей в 1914 году.
Конечно, церкви
строились и освящались и после 1914 года, более того, храмы продолжали
строиться и в период гражданской войны, и даже в 20-е годы. Последних,
разумеется, было очень мало. Например, в середине 20-х годов была
построена кладбищенская церковь Успения Пресвятой Богородицы, которую
помнят многие новосибирцы, а также храм в честь Святителя и Чудотворца
Николая в селе Новолуговом близ Новосибирска.
Но точному учету
этих храмов способствует наличие двух важных документов из
Государственного архива Новосибирской области. В 1927 году в
административный отдел Новосибирского окружного исполкома Новосибирской
епархией был представлен список всех храмов по благочиниям с указанием
служащего духовенства. А в 1945 году первый уполномоченный Совета по
делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров СССР по
Новосибирской области составил список всех культовых зданий по районам
области с указанием их состояния и времени закрытия.
Анализ всех
этих источников позволяет утверждать, что к концу 20-х годов на
территории Новосибирской области находилось 360 храмов и часовен, причем
в это число входит только 9 часовен, где не совершалась Божественная
Литургия.
В этот период на территории нынешней Новосибирской и
Бердской епархии было - 36 храмов и 1 часовня. Но нужно учесть, что
подавляющее большинство храмов Новосибирской и Бердской епархии
находятся в Новосибирске. А количество храмов в районах еще не достигло
того числа, которое было раньше: в Колыванском районе было 15 храмов, а в
Новосибирском сельском - 12 и 1 часовня. На территории, которую сейчас
занимает Искитимская и Черепановская епархия - было 94 храма и 1
часовня, на территории Каинской и Барабинской - 137 храмов и 6 часовен,
Карасукской и Ордынской епархии - 84 храма и 1 часовня.
Сейчас в
Новосибирской области 165 храмов. Возведение каждого храма - огромный
труд, с которым простым жителям, без помощи государства и
благотворителей, не справиться. Сейчас в России реализуется несколько
совместных проектов Церкви и государства по возведению храмов. Интересен
опыт Москвы и Камчатки.
В августе 2010 года в Москве был
утвержден проект «Программа 200», которая предполагает возведение в
российской столице 200 новых православных храмов. С такой инициативой
выступила общественность Москвы и это начинание горячо поддержали
президент Д.А. Медведев и премьер-министр В.В. Путин, а также мэр Москвы
С.С. Собянин. Земельные участки на безвозмездной основе выделяются
Правительством города Москвы. На сегодняшний день 8 храмов уже
построено, а 15 возводятся в настоящий момент.
Патриарх
Московский и всея Руси Кирилл на первом совещании по вопросу
строительства в Москве 200 храмов сказал: «Проект, который мы будем
осуществлять, важен не только для столицы - он важен для всей страны,
потому что по столице «сверяют часы», столица является примером. Если
нам удастся осуществить задуманное, то соответствующим образом изменится
религиозная картина всей России; и поэтому Церковь придает очень
большое значение осуществлению этой программы».
Действительно,
опыт Москвы уже переняли в некоторых регионах России. На Камчатке
епископ Артемий (Снигур) выступил с инициативой строительства в
Петропавловской и Камчатской епархии 20 храмов - в каждом районном
центре, а также в крупных городах края. С таким расчетом, чтобы храм был
в шаговой доступности для жителей. Попечительский совет Фонда имени
митрополита Нестора возглавили епископ Петропавловский и Камчатский
Артемий и губернатор Камчат ского края В.И. Илюхин.
Жители
Новосибирской области также нуждаются в том, чтобы храм был в каждом
селе. В настоящее время почти каждый день на имя Управляющего
Новосибирской Епархией поступают письма от жителей сел со всей
Новосибирской области. Просьба у селян одна - благословить открыть храм.
В большинстве случаев у просящих нет средств на строительство церкви.
Но сбор подписей и обращение к Митрополиту за благословением и советом -
первый шаг к открытию прихода.
Прошения об открытии храмов
поступают в Епархию не первый год. Но если в 90-е годы, по словам
Митрополита Тихона, письма приходили раз в квартал, то сейчас бывает до
пяти просьб в день. 20 лет назад к Владыке Тихону обращались, в
основном, жители районных центров. И на сегодняшний день храм есть в
каждом райцентре, теперь письма поступают все больше из отдаленных сел и
деревень. «Эти письма нельзя читать без содрогания, - рассказывает
Митрополит Тихон. - Недавно пришло письмо: "Владыка, у нас нет денег,
чтобы построить храм или часовню, помогите хотя бы поставить поклонный
крест. Мы погибаем". Там, где открывается храм, деградация населения
останавливается, люди не уезжают и начинают работать, село постепенно
расцветает», - уверен Владыка Тихон.
По словам Владыки Тихона, в
Новосибирске также необходимо поднять вопрос о создании Фонда по
строительству новых храмов в Митрополии. Поступило предложение построить
120 храмов, ведь решение о принятие подобной программы принимается в
год 120-летия города Новосибирска. «Если мы построим в ближайшие годы
120 храмов, то мы приблизимся к тому количеству храмов, которое было в
Новосибирской области до революции, и таким образом восстановим
историческую справедливость, - говорит Митрополит Тихон. - Среди
новосибирцев много людей, которые занимаются благотворительностью, и, я
думаю, нам по силам будет это строительство. По примеру Москвы и
Камчатского края я призываю людей объединиться вокруг создаваемого Фонда
для исполнения этой задачи в Новосибирской области».
"Вестник Новосибирской Митрополии" № 7 (113), июнь 2013 г.
http://www.orthedu.ru/eparh/print:page,1,7392-proekt-programma-120-pravoslavnaya.html