"Архангеловский поход", место, где до сих пор слышен колокольный звон

Марина Шабалова (Информационный отдел Хабаровской епархии).Фото автора

 

В оживленной очереди к теплоходу шум и толкотня. Дачники, нагруженные коробками с рассадой, беспокоятся -  количество  мест в теплоходе ограничено. Наша компания явно выделяется из этой «кустистой» толпы. Священнослужители, православная молодежь, сотрудники паломнического центра, журналисты и участники военно-исторического клуба «Амурский Рубеж» - все мы стремимся на историческое и святое место - Архангеловку. Наши попутчики выходят раньше, в Архангеловке нет дачных домиков, да и всех жителей можно пересчитать по пальцам одной руки. Но почему же однажды там побывав, нам хочется вернуться именно сюда?

Через три часа теплоход «Заря» остановился у пристани, откуда катер морской полиции доставил нас к Тифонтайской сопке. Этим маршрутом, правда, занимавшим тогда более 8 часов, в 1915 году следовали многочисленные паломники. Именно здесь в начале прошлого столетия был воздвигнут Богородично-Феодоровский мужской монастырь. После того как в Архангеловке побывали «белые» и «красные», монастырь был полностью разрушен.

Будучи студентом Московской духовной академии, иеромонах Никанор (Лепешев) прочитал в журнале «Русский инок» за 1913 год  объявление настоятеля Богородично-Феодоровского Тунгусского монастыря иеромонаха Иоасафа о сборе пожертвований на строительство обители и заинтересовался. Вернувшись в Хабаровск, решил отыскать это святое место. Помогло общение с краеведами и чтение дневниковых записей В.К.Арсеньева, в которых была помещена карта со схематичным описанием монастырских построек. Так и было положено начало паломническим поездкам в Архангеловку, которые отец Никанор совершает уже в течение десяти лет. Он и установил здесь один из двух православных крестов - первое свидетельство веры после военной разрухи.

О существовании монастыря из дневников Арсеньева и книг о гражданской войне узнали также и участники военно-исторического клуба «Амурский Рубеж». Исследователей заинтересовало историческое место и тот факт, что в Архангеловке  в 1919 году появился I Тунгусский партизанский отряд. Так появился замысел побывать в памятных местах и провести мини реконструкцию боя между белоповстанцами и красными партизанами. «Мы проводим реконструкции боев, надеваем старинную форму для того, чтобы наш рассказ о войне, о нашей истории был более понятным молодежи. Мы теряем поколение, потому что не учим любить свою Родину, а ее невозможно любить без знания истории», - рассказал участник клуба «Амурский рубеж». Знакомство с отцом Никанором дало новый толчок в изучении истории и, наконец, совместными усилиями давняя мечта осуществилась.

О том, что здесь среди густой тайги когда-то была обитель, сегодня напоминает только монастырский колодец, да холм, на котором, вероятно, стоял главный храм. Горная река, величавые деревья, травы и цветы  - все это прекрасно, но такое ощущение, что здесь есть что-то большее, чем просто красивая природа, будто это место благоухает особенным ароматом. Возможно, так всегда себя чувствуешь на святом месте.

Расставив палатки, мы приступили к исполнению программы «Архангеловского похода». Крестным ходом прошли по просеке от берега Тунгусски до сопки, на которой установлен поклонный крест, чтобы помолиться об упокоении всех невинно убиенных в годы войны. Когда отец Никанор перечислял имена: иеромонаха Иосафа, Филиппа, Сергея, Иллариона, монаха Авраама... и всех труждающихся обители сей, появилось чувство глубокой сопричастности к этим незнакомым людям. Жизнь не заканчивается смертью, и люди не уходят в небытие, так и мы не можем быть отрезаны от прошлого. И как-то здесь, на месте разрушенного из-за вражды монастыря, в молитве об этих подвижниках это чувствуется сильнее.

После соборной молитвы отец Никанор рассказал об истории монастыря. Обитель зарождались "естественным образом", а не простым указом "сверху". Первым настоятелем обители стал иеромонах Иоасаф (Крупенин), а в 1914 г. его сменил приехавший из Московского Новоспасского монастыря иеромонах Филипп. Основанный на Тунгуске монастырь был посвящен Пресвятой Богородице, точнее - Феодоровской иконе, родовой святыне Царской Семьи. Задумывалась обитель как миссионерская среди аборигенов Амура.

О том, как жили на этом месте первые отцы можно судить по "Воззванию", которое было отправлено ими в 1913 г. в редакцию всероссийского монашеского журнала "Русский Инок": «Средств на основание обители нет никаких, и первым инокам - основателям приходится ютиться студеною зимою в землянках - с трудом добывать себе кусок хлеба...Братия своими руками заложила первый храм, но отсутствие строительного материала и полнейшая скудость во всем является тяжелою преградою к исполнению Божьего дела».

Всего к 1917 г. монастырь насчитывал около двадцати человек братии, а вместе с трудниками - около сорока. В 1919 году после разрушения обители монахи переселились на новое место. В 1931 году иноческая община была окончательно уничтожена советской властью.

Чуть дальше среди дубков и берез мы обнаружили памятник партизанам, погибшим от рук интервентов в декабре 1919 года. В память о них участники клуба «Амурский рубеж» выпустили залпы. От выстрелов мы содрогнулись, задумались о боях, которые шли здесь и людях, отдавших жизни. Горная река, чистейший воздух, благоухание трав и цветов - среди величественной природы такой бессмысленной кажется война, а ведь на этом месте когда-то воевал друг против друга один народ.

Вернувшись в палаточный лагерь, мы продолжили разговор о гражданской войне, а вечером около костра пели песни: о жизни, о войне и мире, долге и чести. На следующий день совершили еще один поход к поклонному кресту, наблюдали реконструкцию боя. В поисках предметов старины ребята обследовали местность специальным прибором, реагирующим на металл. Раньше здесь уже находились предметы быта, вероятно, оставшиеся от насельников обители.

Возможно, времена изменятся. И это место вновь расцветет монашеской славой. Есть надежда, что иноки Богородично-Феодоровского монастыря, в соборе новомученников и исповедников российских, возносят молитвы о нашем земном Отечестве. Рыбаки рассказывают о том, что иногда в тихие вечера над окрестными водами слышен негромкий колокольный звон - собирается на молитву братия монастыря...


Смотрите фоторепортаж

http://www.pravostok.ru/blog/arkhangelovskijj-pokhod/

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий