Человек пришел в храм впервые. Что должно его встретить?

Человек пришел в храм впервые. Подчеркиваем - не просто свечку поставить зашел, а пришел с серьезными - хотя и не всегда достаточно осознанными - намерениями. Что должно его встретить?

Вопрос совсем не праздный. Потому что помощь человеку, пришедшему впервые, нужна всегда. Даже если он никакой помощи не просит, не ищет, а хочет только одного: чтоб его никто не трогал, никто с ним не заговаривал, чтоб его оставили наедине с собой и с Богом. Все равно ему нужна помощь - молчаливая, ненавязчивая, может быть, незаметная для него самого - для того, чтобы он решил, как минимум, прийти еще раз, а как максимум - остаться в Церкви навсегда.

Помощь требуется поначалу разная, потому что люди по-разному приходят. Кто-­то из пришедших находится в трагическом состоянии и нуждается, прежде всего, в тепле, участии, совете. Другой хочет разобраться: что такое православный храм, что здесь происходит, чем это происходящее отличается от того, что он наблюдал уже, может быть, в храмах иных конфессий. Третий из вошедших разбираться и размышлять не склонен, он жаждет действия, практики: «Скажите, а когда же причащать-то будут?..». Разным людям и помогать нужно по-разному, но цель оказываемой помощи всегда одна - воцерковление и спасение человека.

Существует сектантская практика: когда к человеку, перешагнувшему порог, кидаются сразу четверо: «Как тебя зовут? Как здорово, что ты к нам пришел!..». Вряд ли это подходит Православной Церкви. Приход, где это стали бы копировать, - он бы, наверное, сразу насторожил. Но не лучше и другая крайность: когда новый человек предоставлен сам себе. Последствия этого бывают подчас печальными. Например, человек подходит к аналою с крестом и Евангелием и вместо исповеди пытается задать священнику какие-то свои наболевшие вопросы. И очень переживает из-за того, что у священника в этот момент нет возможности на его вопросы отвечать. Или, глядя на других, идет причащаться, но не имеет притом понятия о необходимой подготовке к Причащению Святых Христовых Таин.

Нередко бывает так, что человек сам ищет помощи, ищет ответов на свои вопросы, но - не совсем там, где их надо искать. Либо у приходских бабушек (это наследие советских времен: именно бабушки, конечно же, «знают все»), либо просто у постоянных прихожан. Мы же, постоянные прихожане, отвечаем на вопросы «новичков» с весьма переменным успехом... Хотя, с другой стороны, вопрос: «Что должно встретить впервые пришедшего в храме?» - он не только к священникам, он и к нам, прихожанам, тоже: встречаем-то ведь непосредственно мы.

***

Ольга Новикова, журналист, г. Подольск Московской области:

- Однажды я увидела, как девушка вышла из храма с нескрываемым разочарованием: «Если Православие - религия радости, почему все они такие мрачные?». Слышать это было неприятно, я собралась было возразить, что это не мрачность вовсе, а сосредоточенность, погруженность в свои мысли, ведь храм - не место для развлечения, здесь не может быть весело (в привычном понимании слова, хотя радостно быть может), это место для молитвы, и наше участие в литургической жизни подразумевает определенный душевный настрой... Но я не решилась. Есть множество причин (выдуманных или реальных), чтобы уйти из храма, и только одна, чтобы остаться, - возможность спасения, которого вне Церкви быть не может.

Лично мне сосредоточенные лица в храме не мешают. Напротив, мне не хотелось бы видеть бодро распевающих псалмы прихожан, встречающих новичков словами: «Как здорово, что ты пришел!». Но вместе с тем не хотелось бы и другого: чтобы кто-то, впервые переступив порог храма, ушел, разочарованный моей мрачностью. Потому что он не просто так пришел - даже если только свечку поставить. Возможно, это самое важное, что человек сумел сделать, и здесь его ждет самая главная в его жизни встреча.

А еще потому, что Православие - это и правда религия радости, только радость эта - сокровенная, дается не сразу и только тем, кто готов потрудиться над своей душой, изменить свою жизнь, начав с себя.

Помню, как трудно было вначале. Как боялась сделать что-нибудь не так. Но меня встретили очень по­-доброму, внимательно выслушали, все объяснили. Когда стала приходить в храм чаще, меня стали узнавать постоянные прихожане, а я стала узнавать их. Появились друзья. Улыбка, добрый взгляд - то, что поддерживало и помогало на новом пути. Мне было кому задать свои вопросы, и я всегда могла рассчитывать на ответы. Было общее дело: Причастие, когда мы все вместе - предстоящие и молящиеся - причащались из одной Чаши, и радость разливалась в сердце. Она же сопровождала, если доводилось потрудиться вместе - сделать что-то полезное для храма или для кого-­то из прихожан; когда совместная молитва претворялась в поступок, слово - в дело.

А первая Пасха в храме, когда в едином порыве все поздравляли друг друга, когда незнакомые становились знакомыми, а знакомые - почти родными. Если бы эта пасхальная радость жила в нас всегда!

Поделиться радостью - то немногое, что мы можем сделать для тех, кто встал на один путь с нами. А разделенная радость - как известно, радость приумноженная.

* * *

Иерей Виталий Колпаченко, благочинный Хвалынского округа Саратовской епархии, настоятель храма в честь Воздвижения Креста Господня, г. Хвалынск Саратовской области:

- Как раз недавно мы беседовали об этом с нашими прихожанами... Я им говорю обычно так: вы видите, что в храм пришел новый человек - так прежде всего порадуйтесь в сердце своем. Не надо это как-то внешне выражать, порадуйтесь в сердце и помолитесь об этом человеке - чтоб Господь его укрепил на пути спасения. Возможно, по вашим молитвам Господь даст ему благодать, и он непременно это почувствует. Все, что он увидит и услышит в храме, станет иным, благодать Божия окрасит все так, что человек захочет остаться здесь. И не беда, что к нему никто не подошел. Суета вокруг человека, навязанное внимание - это ни к чему. А вот необходимая информация на доске объявлений, на видном месте должна быть. Чтобы человек знал: если есть вопросы - их можно задать священнику. Если хочется побольше узнать - существует воскресная школа или лекторий для взрослых. Тогда вновь пришедшие не будут задавать вопросы бабушкам.

* * *

Аркадий Махсумов, предприниматель, прихожанин Свято-Троицкого храма, г. Саратов:

- На мой взгляд, встреча с человеком, впервые пришедшим в храм, содержит два испытания нашей веры. Первое таково. Представим: мы узнали, что у нас есть кровный родственник, может быть, даже родной брат. Он едет, чтобы встретиться с нами, из Америки, где он прожил всю жизнь с младенчества. И вот он входит. Это взрослый и неглупый человек, со своим опытом и взглядом на вещи, но здесь - весь его багаж бесполезен, он неуклюж и беспомощен. Станем ли мы раздражаться на него за какие-то нелепости в поведении, одергивать его, упрекать «дресс-кодом»?.. Так вот, такой же кровный брат перешагнул к нам через порог храма, и вот он, момент истины, для нас, «воцерковленных» христиан, - возможность проверить свое смирение, прижать свою самость, оказать любовь, потерпеть, явить пример.

И второе испытание. Мы сами живем в мире усеченной информации, комикса: нам слишком много приходится впитывать, и нас зачастую не хватает на то, чтобы главное впитать глубоко. Отсюда поверхностность и суетливость, даже и в вере, и в церковной жизни. Искренне ищущий Бога человек в любой момент может задать нам самый важный, глубинный вопрос, и не окажется ли тогда, что за все годы, которые мы провели в храме, мы научились только передавать свечку через левое плечо да поститься без масла в Великую Пятницу? А кто мы сами в храме? Способны ли мы зажечь, повести, поддержать? Поэтому главное здесь, как мне кажется, это - самим быть, а не казаться; искренне пытаться изменить себя, вырасти над прошлым собой хоть на миллиметр, и тогда «вокруг спасутся тысячи». Ведь такая перемена и такие важные качества в нас не могут остаться незамеченными - ни для вновь пришедших в храм, ни для кого другого. И образ отсюда рождается - евангельский: мытарь, сокрушенный, но внимательный и открытый к общению с новоначальным, если Господь даст ему возможность проповеди.

* * *

Иерей Артемий Литвинов, руководитель миссионерского и молодежного отделов Покровской епархии, благочинный Ершовского округа, настоятель Свято­-Никольского храма, г. Ершов Саратовской области:

- Человека, впервые пришедшего в храм, должна встречать чистота. Это как в доме: гость входит и видит, что здесь чисто, прибрано, значит, люди, живущие здесь, уважают себя и его. А еще гость должен увидеть, что семья, которая живет в этом доме, - дружная, что в ней мир. Ведь именно в такие дома мы любим ходить: где мир и чистота и где гостям рады. Семья в данном случае - это и клир, и приход.

Но этого, конечно, недостаточно. Особенно в сельских храмах. У нас в Ершовском благочинии несколько церквей, в которых нет возможности ежедневно служить, и не всегда человек в этом храме застанет священника. Но пришедшего все равно что-то должно встретить, он должен видеть, что о нем подумали, позаботились. Поэтому на дверях обязательно - объявление с номером мобильного телефона, по которому любой человек в любое время может позвонить священнику. Этот номер мы купили специально: трубка всегда при дежурном священнике. Священников у нас в благочинии два, поэтому трубка - неделю в кармане у одного, неделю у другого. Мы это практикуем уже больше двух лет. Звонков очень много, причем в восьмидесяти процентах случаев люди звонят не для того, чтоб заказать требу, договориться о крещении ребенка или о венчании, а для того, чтоб задать свои насущные вопросы, разобраться в чем-то, что им пока непонятно. Священник своим ответом должен задать человеку вектор дальнейшего движения, сделать так, чтоб общение не ограничилось телефонным разговором; цель каждого такого «сеанса связи» - приглашение в храм. Именно это для нас важно.

* * *

Евгения Давидович, преподаватель русского языка и литературы, учитель воскресной школы при храме во имя святого равноапостольного князя Владимира, г. Саратов:

- Человек пришел в храм в первый раз. И этот же раз оказался последним. Почему? Среди главных причин называют то, что верующие его плохо встретили. Мы, сегодняшние воцерковленные люди, настолько привыкли слышать подобные обвинения, что уже редко кто из нас испытывает после них хоть небольшие уколы совести. В самом деле, что конкретно имеет в виду человек, когда говорит, что поведение верующих его оттолкнуло? Одного раздражают непрошеные советы, когда заботливые прихожанки чуть ли не с порога начинают учить, где следует встать, куда поставить свечи и пр. А другого покоробило противоположное: вот он наконец-то пришел, а его даже не заметили. Хорошо, если эти претензии высказываются разными людьми, а не одним и тем же человеком... Получается, что все православные приходы можно четко разделить на две разновидности: в одних на людей набрасываются с целью как можно быстрее обучить всем тонкостям устава, в других же новичков не замечают, причем намеренно. Однако мой скромный опыт показывает другое: среди знакомых мне храмов нашего города (семь или восемь) нет ни одного, который хоть отдаленно напоминал бы эти схемы-страшилки. Наверное, потому, что жизнь не вписывается в схемы.

Как нам, считающим себя людьми верующими, общаться с теми, кто только переступает церковный порог? Мне кажется, что в любой ситуации наше поведение должно быть естественным. Именно быть естественным, а не выглядеть таковым. На мой взгляд, нет ничего сложнее в вере, чем естественность. Органичным для нас должно стать все: и определенная чуткость, и память о собственных первых шагах в Церкви, и желание помочь другому без всякого стремления научить его (да и чему вообще я могу кого-то научить?). Самое главное - помнить, что привел сюда этого человека Господь, Которому он бесконечно дорог. Значит, человек должен почувствовать, что здесь его заметили и им дорожат. Как именно это будет выглядеть? По-разному в каждой судьбе. Лично я с благодарностью вспоминаю ту неподдельную радость, которую я увидела в глазах людей, когда мне после трех месяцев постоянного посещения храма пришло в голову самой кому-то улыбнуться, с кем-то поздороваться.

* * *

Иерей Стахий Жулин, благочинный Архангельского округа Покровской епархии, настоятель храма во имя святых царственных страстотерпцев, р. п. Озинки Саратовской области:

- Что должно встречать человека, впервые пришедшего в храм? Каждый человеческий случай - это тайна. И к этой тайне мы, находящиеся в храме, так или иначе прикасаемся. Очень часто человек приходит в храм через скорбь, и реже - в поисках Истины. Как дитя после долгой разлуки ждет встречи со своим родителем, так и родитель любовно ожидает свое чадо. Человеческая душа жаждет встречи с Создателем, и Он ждет встречи с нею. Господь, и только Он, встречает Своего ненаглядного путника. А мы не должны мешать этой встрече. Наше присутствие не должно заслонять Господа. Поэтому мы стараемся больше молчать. Молимся за просящего молитв, ищем слова утешения для скорбящего, радуемся вместе с радующимся, ищущему Истину стараемся помочь обрести ее. В доме Божием должна царить атмосфера взаимопонимания и любви. Такими качествами, как доброжелательность, умение выслушать, терпение, мне думается, должен обладать (или понуждать себя обладать ими) каждый пребывающий в храме - от свечниц до настоятеля, да и вообще все прихожане. Апостол Павел в Послании к христианам Галатской Церкви писал: но вы не презрели искушения моего во плоти моей, и не возгнушались [им], а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса. Как вы были блаженны! (Гал. 4, 14-15). Именно так нужно принимать человека, приходящего в храм.

* * *

Диакон Александр Яхонтов, клирик храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», г. Саратов:

- Что главное для человека, который впервые перешагнул порог православного храма? Главное - люди, которые встретят его на этом самом пороге. Безусловно, информационные стенды на входе очень важны. Они несут информацию, необходимую для тех, кто хочет поговорить со священником, записать ребенка в воскресную школу или, к примеру, узнать расписание служб. Прогресс не стоит на месте, и сейчас практически каждый храм имеет свой сайт в Интернете, и этот сайт, как правило, содержит минимум необходимых сведений. Выходят многочисленные православные газеты, журналы. В информации недостатка нет. Но рано или поздно тот, кто ищет встречи с Богом, приходит в храм. И здесь неизбежна встреча с собратьями по вере. И вот от этой первой встречи, от того, сформируется ли в человеке, впервые перешагнувшем порог храма, желание зайти сюда еще раз, - очень многое зависит. Первое впечатление от того, как тебя встретят, как с тобой поговорят, остается на всю жизнь.

Иногда читаешь в прессе материалы о виртуальной исповеди, о записанных на магнитофон песнопениях, которые ставятся во время службы в храмах где-то за границей. Жуть берет. Технический прогресс не может заменить личного общения. Нам, православным, оно необходимо, как воздух. А значит, человеческий фактор, личное общение для впервые пришедшего в храм имеет огромное значение. Как его встретит сторож, свечница, работница лавки, пономарь? Как его встретят прихожане? Всем нам нужно быть предельно внимательными, корректными, ибо мы в определенной мере ответственны за этого человека перед Богом.

* * *

Сергей Свешников, кандидат педагогических наук, г. Кострома:

- Если мы говорим о человеке, который, действительно, не «захожанин», не турист или просто любопытствующий, а пришел в храм хоть и впервые, но по доброй воле, по велению души - его уже можно назвать прихожанином. Он уже принял решение - он пришел! И в этот самый момент, когда он впервые переступает порог храма, на мой взгляд, кроме самого храма и Бога, к Которому человек в храм пришел, его больше никто и ничто не должно встречать! Его приход предопределен свыше, это неоспоримая истина, и никакие сторонние обстоятельства не в силах на него повлиять. И тут уже, поверьте, совсем неважно, как поведут себя по отношению к новичку те - тоже, в сущности, обычные люди, будь то священники, приходские бабушки или другие прихожане, - которые пришли сюда немного раньше него.

Сделать первый шаг к храму непросто. Поэтому в момент подготовки, в момент принятия решения нужна, наверно, чья-то помощь, совет, подсказка, вложенная в уста мирянина или священнослужителя Самим Господом Богом, желающим видеть каждого из нас, детей Своих, рядом, то есть в храме. Возможно, и позднее, когда этот первый шаг уже сделан и когда у неофита возникает масса вопросов о новом, во многом пока не понятном для него мире, ему тоже потребуется помощь. Но это будет чуть позже, когда он сам начнет искать ответы на свои вопросы. А в момент его первого входа в храм никаким тварным существам не дано заменить собой Доброго Хозяина, давно ждущего запоздалого гостя в Своем земном доме - в храме. Он и только Он будет встречать гостя, Ему и только Ему поведает человек свои самые сокровенные мысли и просьбы, и тогда уже Он Сам решит, кому из слуг Господних доверить попечение за Своим «блудным» сыном, наконец-то нашедшим дорогу к храму.

Журнал «Православие и современность», № 25 (41)

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-06-06-08-38-47-chelovek_prishel_v_hram_vpervie._chto_doljno_ego_vstretit

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
"Проблемы церковной жизни"
«Раскол всегда порождает новые расколы»
На заседании Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Кирилл подвел итоги 2019 года
11.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Похоже, знаменитый блогер договорился до статьи УК РФ
07.12.2019
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Священный Синод УПЦ МП выступил с заявлением в связи с антиканоническими действиями Константинопольской, Александрийской и Элладской Церквей
06.12.2019
«Мы будем выглядеть фанатиками, если мы запрещаем людям причащаться»
Иерарх Фанара запретил священникам отказывать в Причастии неправославным
06.12.2019
Решение о признании ПЦУ принято в преисподней
Наивно искать примирения с Патриархом Варфоломеем. Разрушителю Православия - только анафема!
06.12.2019
Все статьи темы
Последние комментарии
Сорос лоббирует закон «о семейном насилии»
Новый комментарий от Александр Копейкин
11.12.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от Александр Копейкин
11.12.2019
«Ржев»: о священной войне с мерзавцами, которые позорят фронтовиков
Новый комментарий от Русский Сталинист
12.12.2019
«Памятник будет символом всеобщего покаяния»
Новый комментарий от PRO
12.12.2019
Россия и государственные услуги
Новый комментарий от Света Ч.
12.12.2019