Запечатленные ангелы

Интервью с художником Еленой Черкасовой

Живопись Елены Черкасовой, сегодняшней гостьи "Религаре", не имеет аналогов в современном искусстве. Глубоко личное восприятие Христа в контексте многовековой иконописной и реалистической традиций делает ее картины уникальными. Живое и радостное богословие художницы уже много лет не перестает удивлять искушенных искусствоведов и бывалых зрителей глубиной прочтения евангельских сюжетов и образов и чистотой цвета. Нам удалось побеседовать с Еленой Черкасовой о том, как рождаются ее картины, о творческом пути и о приходе в Церковь.


Е.Черкасова. "Вхождение праведной души в рай"

- Елена Игоревна, у Вас очень необычный и сложный творческий путь. Я знаю, что когда Вы пришли в Церковь, на какое-то время перестали рисовать. Это ведь очень распространенная ситуация: пришедший к вере человек резко бросает свои прежние занятия искусством и наукой. Как бы Вы изнутри собственного опыта объяснили, почему это происходит?

- Мне это стало просто скучно. Открылся совершенно новый, глубокий, интересный мир. прежнее все оказалось таким пустым, опавшей шелухой. Впрочем, и раньше казалось, а теперь я окончательно убедилась, что настоящий смысл - в христианстве, в православии. И только спустя много лет поняла, что этот смысл совместим с творчеством, его можно поместить в картины. Тогда и начала опять писать.

- Совершенно по-новому?

- Да. Раньше мои картины были какими-то по-юношески выдуманными. Хотелось каких-то смыслов, но я их придумывала, и сама понимала, что это глупо. А когда открылось христианство - в виде Евангелия и литургии - захотелось это воплощать в красках. Меня всегда особенно трогало богословие. Его глубокая красота просто захватывала по мере того как оно мне открывалось. Потом, спустя лет 15 только, я стала опять заниматься писать. Когда я пришла в Православную Церковь, мне был 21 год, а вернулась к живописи, - уже 36.

Е.Черкасова. "Райская птица"

- 15 лет - это же много. А почему вновь возникли картины? Появилось желание поделиться открытиями?

- Да нет. Просто можно стало рисовать, то, что самой хотелось видеть. Я стала рисовать прежде всего себе, а не другим.

- Критики часто называют Ваши картины "Живопись-проповедь"...

- У меня нет желания проповедовать. Нет, это не проповедь..

- А что же?

- Песня, которую поёшь самой себе, и вдруг оказывается, что она ещё кому-то нравится.

- У Вас же еще часто текст - евангельский, библейский - является частью картины?

- Да, это древняя христианская традиция - и в живописи, и в иконописи. Это естественно.

- Если продолжить разговор о традиции, кого считаете своим предшественником? Кто на Вас ощутимо повлиял?

- В библиотеке моего отца были альбомы: Пиросмани, фаюмский портрет, египетское искусство, армянская книжная графика. В детстве я часто их рассматривала. Все это отпечаталось в подсознании. Вообще очень важно, что ты видишь в детстве, эти впечатления не стираемы. А в юности я еще полюбила Шагала и Руссо-таможенника. Все они очень сильно повлияли.

- Это заметно - в смысле формы. А откуда такое интересное восприятие цвета? Оно очень радостное, моим маленьким детям так нравятся Ваши картины...

- Я сама вижу как раз свое цветовое несовершенство. У меня нет живописности, которая присуща многим художникам. Использование цвета скорее схематично.

- Но цветовые доминанты каждой картины очень запоминаются .Мне кажется, везде есть свой символический цвет, который задает главный смысл. "Вхождение праведной души в рай" - золотой, "Водружение куполов на храм" - синий, вкрапление красного в практически черно-белых евангельских иллюстрациях, красные огненные крылья монахини и синие крылышки, которые раздает детям в раю Богородица. Такие серьезные сюжеты, и яркие чистые цвета. Райские такие... Можно сказать, что тема обретенного Рая - одна из основных в Вашем творчестве?

- Можно, говорите (смеется).

- А почему так? Откуда? Многие почему-то боятся о Рае говорить и тем более - на эту тему богословствовать...

- Это "Хроники Нарнии" повлияли. У Льюиса в конце повести настолько яркий и очень понятный лично мне образ Рая. Еще книги Толкиена многому научили. Я, когда вернулась к живописи, достаточно быстро поняла, что не хочу писать иконы. Попробовала и убедилась, что там нужна особая тщательность, которой у меня просто нет в характере. Это не мое. А что же мое? Как вот изобразить Рай? Как-то случилось мне остаться в деревне со старенькой мамой и с чужими детьми. Я помогала молодому священнику - всю службу одна читала и пела на клиросе, больше просто никого не было. Замечательный опыт, волей-неволей сосредотачиваешься на сути богослужения. А по ночам я читала Толкиена, мне его дали почитать и я вдруг в него влюбилась. И неожиданно нашла там множество богословских параллелей с нашим богослужением. И поняла, что хочу эту параллель рисовать.

- Совершенно неожиданно... Через литературу, совмещенную со службой...

- Да, абсолютно. Толкиен и Льюис, столкнувшись со службой, разбудили творческое воображение. И оно заработало! Я просто плакала тогда от счастья этих открытий: вот оно, вот то, что я искала! Так надо рисовать, как они пишут! Правда, я за 15 лет почти утратила навык, мне пришлось практически заново учиться рисовать. Но постепенно что-то стало получаться. И Рай на картинах появился.

- Известных картин на эту тему вообще много: "Адам и Ева снова в Раю", "Вхождение праведной души в Рай"...А как появилось полотно, которое обычно просто потрясает тех, кто начинает знакомиться с Вашим творчеством - "Богородица встречает детей в Раю и дает им голубые крылышки"?

- Ангелы с синими крыльями есть на иконах. Их много в католической средневековой живописи. Обычно это очень бросается в глаза и запоминается. Синие крылышки оттуда. А идея возникла после прочтения каких-то статей о детских хосписах и детских смертях. Я почему-то задумалась именно о том, как же в Раю всех этих детей встречают. И мне показалось, что они могут приходить прямо с крестами в руках и превращаться в ангелов. Богородица дает им синие крылышки и говорит: "Летай!" И вся радость уже с ними навсегда...

- Я вот еще помню в картине "Благовещенье" у ангела в разноцветных крыльях как раз больше всего синих перышек...

- Ну, это уже Джотто проявился!

- Еще обычно зрителей потрясает лик новомученика - "Анфас и профиль. Тюремный портрет, преобразованный в икону". Святость, возникающая прямо на глазах...

- Когда смотришь на фотографии наших новомучеников, понимаешь, что перед тобой уже фактически икона. Здесь получилась голая идея. Быть может, я к ней еще вернусь, напишу ее получше. На мой взгляд, гораздо лучше в той же стилистике удались "Монахи последнего монастыря"...

- А откуда этот замысел?

- А это навеяли знаменитые слова Хрущева "Я вам покажу по телевизору последнего попа". Я вот тоже решила попробовать показать, какими были монахи в то время, прошедшие огонь и воду...

- А "Домашняя молитва", где люди и святые вместе молятся?

- Это просто я читала дома "Акафист Иисусу Сладчайшему". Давно не читала, а тут очень захотелось вдруг. И после сразу и очень быстро написалась картина. Это был еще такой момент подготовки к выставке, когда все вдохновенно получалось, картины сами собой заканчивались. Хорошая картина!

- Мне тоже очень нравится! А у Вас бывает, что Вы прямо сразу видите всю картину, какой она должна в итоге быть?

- Очень редко. Но бывает. Чаще пишу очень долго. Начинаешь на холсте одно, заканчиваешь совершенно другое.

- А можно говорить о том, что Ваша живопись находится между иконописью и реалистическим искусством?

- Наверное. Не мне говорить об этом. Раньше я считала себя наивным художником, но один известный искусствовед отверг такое мнение. Я очень люблю наивных художников, но меня почему-то туда не берут.

- Сейчас прийти в храм легко. Но Вы пришли в Церковь в начале 80-х. Как там оказались? И почему протоиерей Алексий Уминский считает, что Вы его туда привели? Можете немного рассказать об этом времени и об этом знкаомстве?

- Да мы просто были в одной молодежной тусовке. Сначала Алёша меня привел, а я его. Он первым крестился и стал уговаривать всех ходить в храм, ну хот зайти. Я помню, как он конкретно позвал меня поприсутствовать на крещении одной нашей знакомой. А через год я оказалась в этом же храме уже с другой подругой и встретилась со священником, который стал потом моим духовным отцом.

- А Вы можете его назвать?

- Отец Сергий Романов. Это наш общий с отцом Алексием духовник. До этого Алёша столкнулся с каким-то очень серьезным непониманием со стороны священника и очень от этого страдал. В этот момент мы созвонились, и я ему рассказала об отце Сергии. Он почему-то очень обрадовался и сказал: "Ой, приведи меня к нему!". И мы стали ходить к отцу Сергию вместе, прилепившись к нему всем сердцем. Отец Сергий всегда был крутым. Всех молодых сразу ставил на клирос: можешь - не можешь, а пой. А Алеша всегда пел очень хорошо, ему понравилось. И вот куда его это пения завело!

- В то время надо ведь было иметь определенное мужество, особенно людям образованным, чтобы открыто ходить в Церковь.

- Я опасности не чувствовала. С настоящими сложностями и опасностями сталкивались активные молодые священники. Нашего отца Сергия за то, что вокруг много молодежи крутится и приход большой, много раз внезапно переводили из храма в храм. Даже старались упрятать подальше в Подмосковье. Однажды ему вечером позвонил о.Аркадий Шатов, теперь владыка Пантелеимон, и загадал загадку: "Что значит, мы с тобой идём по местам боевой славы?" Оказалось, что их в один день перевели: о.Сергия в Виноградово, о.Аркадия в Гребнево. А в этих приходах служил прежде о.Дмитрий.Дудко... А потом, в 90-ые годы вернули обратно в Москву и даже разрешили самому выбрать закрытый прежде храм, чтобы его восстановить и в нём служить. О.Сергий выбрал храм Святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садах. А заодно поручили восстанавливать ещё и.Ивановский монастырь и храм Троицы в Хохлах.. Отец Сергий уговорил тогда о Алексея Уминского приехать из Каширы и с тех пор о.Алексей служит в Хохлах.

- Вы все общаетесь до сих пор?

- Конечно! Приход давно стал семьей. Сколько раз приходилось наблюдать, как вырастают дети, учится в гимназии, венчаются, рождают детей, отдают в ту же родную гимназию... И многие батюшкины духовные сыновья, сами ставшие священниками, своего родного прихода не забывают, приезжают, когда смогут, послужить.

- А где в Москве в ближайшее время можно увидеть Ваши работы?

- Меня пригрел культурный центр "Покровские ворота". Я им очень благодарна. Там уже который год перед Рождеством проходит моя персональная выставка. Надеюсь, в этом году она тоже состоится. А несколько моих картин до середины июня находятся в выставочном зале "Росизо" (по адресу Люблинская улица, 48) на выставке "Образ иконы". Кстати, очень интересная выставка, религиозная живопись последних пятидесяти лет.

http://www.religare.ru/2_101514.html

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Светлана Галанинская:
Театр как братство
Интервью с Михаилом Щепенко
22.03.2014
Уроки Ивана Великого
Интервью со скульптором Виктором Воробьевым
17.03.2014
Память места
Интервью с активистом общины преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле Павлом Митрофановым
13.02.2014
Все статьи автора
Елена Черкасова:
Запечатленные ангелы
Интервью с художником Еленой Черкасовой
23.05.2013
Все статьи автора