Художник с русской душой

25 мая 1873 года, 140 лет назад родился Станислав Юлианович Жуковский, выдающийся русский живописец-пейзажист

Молодые ученики Московского училища живописи, ваяния и зодчества В.К.Бялыницкий-Бируля и С.Ю.Жуковский мечтали побывать в мастерской преподавателя училища И.И.Левитана. Однажды такой случай представился. Друзья были на Чистых прудах, когда неожиданно столкнулись с идущим им навстречу Левитаном. Жуковский обратился с просьбой разрешить им посмотреть работы в его мастерской: «Исаак Ильич, помогите нам набраться бодрости и "левитановского духа" для участия на выставке, побалуйте нас вашими работами».

«Через полчаса, - вспоминал позже В.К.Бялыницкий-Бирулся, - мы подошли к Трёхсвятительскому переулку, где в доме Морозовых находилась мастерская и квартира Левитана. Помню, как мы сидели, поражённые зрелищем его прекрасных работ. Но вдруг Левитан подошёл к одному из пейзажей и начал жестоко тереть стеклянной бумагой небо. Мы были удивлены. Жуковский толкнул меня плечом. Левитан заметил наше недоумение и, продолжая тереть пейзаж, заговорил: "Видите ли, нужно иногда забывать о написанном, чтобы после ещё раз посмотреть по-новому. И сразу станет видно, как много ещё не сделано, как упорно и много ещё надо работать над картиной. Я сейчас снимаю лишнее, именно то, что заставляет кричать картину..."» Многое привлекало молодых художников в замечательном мастере.

Стараясь отмести всё чужое, наносное, Левитан помогал ученикам выявлять самих себя. «Картина - это что такое? - говорил он. - Это кусок природы, профильтрованный через темперамент художника, а если этого нет, то это пустое место».

Работы Жуковского Левитан заприметил на ученической выставке. Изучал каждый его этюд, расспрашивал, сколько времени он их писал, и от многих приходил в восторг. После этой выставки он был особенно ласков к Жуковскому и внимателен к его работам.

Было ещё нечто, что сближало обоих. Оба пережили (каждый в своё время) острую нужду, но не отступились от страстного желания стать художником. Левитану порой не в чем было прийти на выставку, и он прятался за колоннами, чтобы не увидели его рваные башмаки; Жуковскому нечем было платить за обучение, и он, во внеурочное время, не имея собственной мастерской, писал пейзажи для продажи.

В 1897 году его картина «Весенний вечер» была приобретена П.М.Третьяковым. Художнику в ту пору едва исполнилось 24 года.

Жуковский очень высоко ценил русскую живопись. С большим пиететом относился к Репину. Очень чтил А.К.Саврасова. По воспоминаниям родственника С.Ю.Жуковского, профессора Московского архитектурного института Ю.Ю.Савицкого, не однажды в присутствии художника поднимался разговор о французской живописи. Позиция Жуковского всегда оставалась неизменной.

- Моне, Сезанн и другие - прекрасные и очень искренние художники. Но я не выношу, когда пишут русскую природу, подгоняя её под полотна Сезанна. Когда я вижу такие произведения, я делаюсь буквально больным, - говорил он с глубоким внутренним волнением.

 

С.Жуковский Печальные думы

 

Немногословный, замкнутый, в присутствии малознакомых людей Жуковский, замечает Савицкий, чувствовал себя неуютно и с видимым трудом поддерживал беседу. Был сдержан, но за этой сдержанностью чувствовался сильный и горячий темперамент. Оживлённым и приветливым был Жуковский только среди близких ему людей. Страстный охотник он едва дожидался ранней весны, чтобы выехать в Тверскую губернию. «Только охотники по-настоящему чувствуют природу», - говорил он часто.  Своим охотничьим трофеем - огромной медвежьей шкурой - гордился, пожалуй, больше, чем самыми лучшими своими картинами.

Очень любил русскую провинцию. Многие его картины были написаны в окрестностях озера Удомли, близ Вышнего Волочка, где жил его близкий друг В.К.Бялыницкий-Бируля.

Как художник Жуковский предпочетал весну и осень. «Конечно, я пишу во все времена года, но меньше всего люблю лето. Самое интенсивное наслаждение природой для меня кончается в мае».

В конце первого десятилетия прошлого века художник избирает местом своей работы тверское сельцо Всесвятское. Сельцо представляло собой старинную усадьбу, принадлежащую Милюковым. Работал в старом помещичьем доме, за которым открывался вид на берег проточного озера. Писал многочисленные интерьеры с сохранившейся старинной обстановкой комнат.

Здесь Жуковский пишет лучшие свои картины «Первые предвестники весны» (1909) и «Праздник весны» (1911). Здесь пробуждается у него неизбывная любовь к русской старине, русскому быту.

Простая мысль проглядывает в картинах Жуковского. Красота природы - это красота Божественной мысли, разлитой вокруг нас, и человек, восприявший её, напитавшийся ею, привносит её в свой дом. «Всегда левитановец по духу, он вдруг... зазвучал мажором - прояснился, развеял дымку грусти и дрёмы», - подметил критик, увидев его последние работы. В 1907 году его избирают академиком императорской Академии художеств.

Интерес к русской усадьбе возрос в ту пору, когда дворянская культура уходила в историю. Но именно в ней видел Жуковский почву для утверждения национального самосознания. Именно поэтому пишет он и последующие свои картины «Радостный май» (1912), «Поэзия старого дворянского дома» (1912), «Былое. Комната старого дома» (1912), «Весенние лучи» (1913), «В старой аллее» (1913).

После октябрьского переворота 1917 года многое изменилось в художественной жизни России.

«Для Жуковского начало 1920-х годов было временем очень тяжёлых переживаний, - вспоминал Ю.Ю.Савицкий. - Среди части советских художников и искусствоведов были сильны тенденции к отрицанию реалистической живописи, увлечение "левыми" направлениями. Жуковский же с давних пор стоял в оппозиции к этим тенденциям».

Ему оставались близкими слова В.А.Серова: «В России жить - так уж русским быть». Размышляя над некритическим использованием достижений искусства Запада многими русскими художниками, С.Ю.Жуковский писал: «Пора перестать ездить за модами в Париж, пора стряхнуть с себя вековую рабскую зависимость, пора иметь своё лицо». Слова художника были с неодобрением встречены идеологами «нового» направления в искусстве.

После персональной выставки Жуковского в 1921 году в журнале «Театральное обозрение» появилась разносная статья А.М.Эфроса, буквально зачёркивающего всё творчество художника. «Обычная выдержка не смогла сдержать темперамент Жуковского, - вспоминал Ю.Ю.Савицкий. - Он публично нанёс Эфросу "оскорбление действием", что породило, конечно, страшный шум. Одни с полным основанием негодовали, другие считали статью Эфроса заслуживающей такой реакции. Жуковский был подавлен мыслью о том, что статья Эфроса является чуть ли не официальным выражением взглядов на реалистическое искусство. Всё это в конце концов повлияло на решение его уехать из России. Осенью 1923 года Жуковский уехал с женой в Варшаву, где и провёл последние десятилетия своей жизни».

Живя в Польше, С.Ю.Жуковский очень скучал по русской природе. Оттуда он писал своей любимой племяннице Марии: «Ты там не понимаешь, какая ты счастливая, что видишь русскую берёзку и иван-чай».

Наталия Петровна и Лев Михайлович АНИСОВЫ

http://www.russdom.ru/node/6253

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Лев Анисов:
Обращение к своим истокам
Слово исторического писателя о коллеге
21.09.2018
Колумб русской иконы
20 июля 1858 года, 155 лет назад родился Илья Семёнович Остроухов, русский художник-пейзажист, коллекционер, попечитель Третьяковской галереи
21.07.2013
Художник с русской душой
25 мая 1873 года, 140 лет назад родился Станислав Юлианович Жуковский, выдающийся русский живописец-пейзажист
23.05.2013
«Со всех сторон я природный казак...»
24 января 1848 года, 165 лет назад родился великий русский художник Василий Иванович Суриков
25.01.2013
Русский народный художник
К 80-летию Ильи Глазунова
11.06.2010
Все статьи автора
Наталия Анисова:
Колумб русской иконы
20 июля 1858 года, 155 лет назад родился Илья Семёнович Остроухов, русский художник-пейзажист, коллекционер, попечитель Третьяковской галереи
21.07.2013
Художник с русской душой
25 мая 1873 года, 140 лет назад родился Станислав Юлианович Жуковский, выдающийся русский живописец-пейзажист
23.05.2013
«Со всех сторон я природный казак...»
24 января 1848 года, 165 лет назад родился великий русский художник Василий Иванович Суриков
25.01.2013
Все статьи автора