Симфония, от которой не скрыться

Иностранцам звон колоколов Московии казался кошмаром

Колокола всегда были приметой, отличавшей нашу страну. Достаточно сказать, что к концу империи в России насчитывалось 25 заводов, отливавших колокола.

И не случайно так много.

Ибо только в России есть простор для такой музыки.

Новый колокол для звонницы Петропавловского собора. Фото 1905 года.Существует легенда, что прообразом церковных колоколов послужили полевые цветы колокольчики, мелодичный шелест которых убаюкивает легким ветерком. Практичные люди убеждены, что это сказка. Поэты думают иначе.

В творчестве Сергея Есенина самый употребительный эпитет - «синий». А есть и такие словосочетания, как «синий час», «колокол синий» или «синий язык» колокола. Так что, видимо, родство здесь существует. Синева успокаивает, русское поле у горизонта переходит в синюю даль, завораживая и умиротворяя. Не тем ли воздействием на россиян обладал с давних пор и колокольный звон?

Немногочисленные иностранцы, которые в XVII веке стали посещать Московию, полагали, что русские колокола - это сущий кошмар. От звона только что не лопаются барабанные перепонки. Этот звук преследует повсюду. И лишь начинаются такие «симфонии», уже нет никакой возможности общения. Колокола перекрывают все.

Так считали иностранцы. Но и россияне с ними не спорили. Только в этот всепоглощающий звон вкладывали совершенно иной смысл. Выдающийся знаток церковного пения С. В. Смоленский описывал Пасху в Москве: «Тысячную толпу не слыхать - она совершенно смолкла. Молчит и вся Москва. Но вот раздался первый удар необычайно мягкий, негромкий... на Ивановской колокольне. Она дает сигнал... Через 5 - 6 секунд уже ударили все «сорок сороков» и загорелись иллюминации всех колоколен. Загораются и свечи тысячной толпы... Гудит мягкий, баснословный звук, вдруг сменяющийся торжественным звоном... В этой силе исчезает все: и начавшаяся пушечная пальба, и пения хоров в появившихся крестных ходах, и вздохи волнующейся массы. Только и слышится один звон, который переворачивает душу».

Подобные ощущения занимали не только Смоленского. В 1854 году А. Н. Островский написал пьесу «Не так живи, как хочется» о гуляке Петре Ильиче, которому сам черт не брат. Накушавшись в Масленицу жирных блинов, затеял он себе потеху - за молодой женой с ножом гоняться. И в какой-то миг своего бесчинства оказался у проруби, куда завела его вражья сила. Но тут раздался колокольный звон Великого поста, который и отрезвил забубенную головушку...

Еще во времена премьеры пьесы многие соотечественники Островского воспринимали такой финал как пропагандистский ход. Однако были и те, кто думал иначе. Друг драматурга поэт и критик Аполлон Григорьев в своих мемуарах, описывая один из крестных ходов, попытался объяснить духовную подоплеку колокольного звона: «Крестный ход! Все тротуары полны празднично разрядившимся народонаселением... и воздух дрожит от звона колоколен старых церквей, и все как-то чему-то радуется, чем-то живет - живет смесью, пожалуй, самых мелочных интересов с интересом крупным ли, нет ли - не знаю, но общим, хотя и смутно, но общественным на минуту... Общее что-то проносится над всей разнохарактерной толпой, общее захватывает и вас, человека цивилизации». Все это создавало ту атмосферу единения, родства, мгновениями которых всегда была сильна бескрайняя Россия.

В колоколах - и торжественность, и благодать прозрения. И, может быть, именно они обнаруживают социальный смысл и общественное значение религии как всеобщей духовной связи всего со всем и всех со всеми.

http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10298698@SV_Articles

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Татьяна Забозлаева:
Симфония, от которой не скрыться
Иностранцам звон колоколов Московии казался кошмаром
17.05.2013
Учить учиться
Те, кто начинал педагогическую карьеру в советское время, прекрасно помнят, как на всех конференциях педагогическое начальство неизменно твердило о неразрывности образования и воспитания. Никто не вдавался в истоки такой национальной традиции, но само собой подразумевалось, что это разработки советских ученых
17.12.2009
К. Р. во главе хоругвеносцев
Путеводитель по законам
27.10.2008
Все статьи автора