Протоиерей Максим Козлов: «Соцсети - это бросание слов в бездонный колодец»

В конце марта Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) обнародовал результаты опроса, посвященного отношению россиян к Великому посту. Помимо традиционных ограничений в пище и развлечениях, около 13 % опрошенных, имеющих доступ к интернету, заявили, что ограничат пользование Всемирной паутиной и, особенно, социальными сетями.

«Хотя бы в пост постараюсь меньше болтаться в соцсетях и бестолково ставить «лайки», - комментирует свои намерения один из участников опроса. В Русской православной церкви эта позиция всецело одобряется и поддерживается. Так, глава Отдела по взаимоотношению Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин еще накануне Великого поста предложил соблюдать строгость и в информационном плане. А первый заместитель председателя Учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов лично удалил аккаунт в самой популярной сети Facebook, приняв решение не возвращаться больше в соцсети. «Культура» расспросила отца Максима об «информационном посте».

культура: Почему Вы считаете, что христианину стоит ограничивать свое пребывание в социальных сетях?

Отец Максим: Для начала я хотел бы напомнить известные слова преподобного Максима Исповедника о том, что нет вещей, дурных по своей природе, но есть вещи, дурные по своему употреблению. В полной мере это относится и к социальным сетям. Конечно, нам могут привести немало примеров - как благодаря соцсетям собираются деньги на лечение тяжело больного ребенка, помогают людям, пострадавшим от произвола чиновников, как давно потерявшиеся родственники находят друг друга, и тому подобное. Конечно, есть и такие примеры. Наверняка бывало, что автомат Калашникова использовался для фейерверков в детском саду, а не по основному назначению.

Но большинство людей, склонных Великим постом отказаться от тех же социальных сетей, отлично понимают, что находят там вовсе не пользу и душеполезное чтение. И что каждая очередная их запись наполнена не столько любовью к ближнему, сколько выставлением собственной жизни напоказ и гонкой за излишней, отягощающей сознание и разум, но при этом совершенно бесполезной информацией. Причем не обязательно греховной (понятно, что в интернете есть и такие вещи, которые не стоит смотреть не только постом), но именно бесполезной - ведь информационный понос из социальных сетей заполняет не только разум, но и души людей. И во время Великого поста, когда мы стремимся к чистоте и немногословию, этому потоку разумно поставить предел.

культура: А какие мотивы побуждают людей значительную часть своего не только свободного, но и рабочего времени проводить в соцсетях? Быть может, Вы сталкивались на исповеди с теми, кто понимает, что именно это - их главная страсть?

Отец Максим: Ну, главная - не главная, но как существенная проблема в духовной жизни человека - безусловно. Последнее я в своей пастырской деятельности встречал не раз. Одним из побуждений к такому времяпрепровождению (и этим оно особенно опасно) является иллюзия создать себе «другую жизнь». Не ту, в которой я живу реально, но которую я «создаю» собственной волей. Захочу - найду себе нового «друга», захочу - вычеркну его. Могу казаться смелым, хотя на самом деле трус, казаться нежным, хотя на самом деле хам, умным, хотя просто научился «копипастить». Могу сделать многое из того, что в реальной жизни разыграть нельзя (ведь поэтому и появилась знаменитая евангельская фраза «нет пророка в своем отечестве»). Именно создание иллюзии, комфортного самоощущения и есть один из самых притягательных соблазнов соцсетей.

культура: Как проще избавиться от этой страсти? Если уж таковая появилась, может, появились и особые методы борьбы с ней?

Отец Максим: Здесь нет ничего нового, еще Аристотель учил принципу «ничего слишком». Надо жестко контролировать или, выражаясь интернет-языком, «модерировать» собственное присутствие в социальных сетях. По времени и по сути (жестко отсекать пустой треп и контакты, не связанные с профессиональными интересами и реальной пользой другим людям). И обязательно время от времени проверять, что же в итоге получается из моего присутствия в соцсетях? И если из этого не выходит никакого блага, то нужно научиться говорить себе «стоп!».

Конечно, было бы прекрасно, как об этом недавно сказал отец Всеволод Чаплин, заменить виртуальное общение чтением литературы. И здесь, кстати, вполне можно провести аналогию с курильщиками, которые перед тем, как окончательно бросить свою пагубную привычку, для начала заменяют настоящие сигареты электронными. И если уж многие из нас совсем разучились читать бумажные книги, то вполне можно купить «ридер» и читать на нем ту же классическую литературу: ощущения остаются прежними - пальцы водят по сенсорной панели, глаза смотрят в электронный экран, но содержание - совсем иное, положительное.

культура: Что побудило лично Вас покинуть Facebook? Ваша страничка была весьма популярна...

Отец Максим: То, что когда-то начиналось как интересное общение между единомышленниками, постепенно превратилось в бросание слов в бездонный колодец. И именно поэтому я принял решение больше не тратить на это время и душевные силы и уже не возвращаться ни в какие социальные сети.

http://portal-kultura.ru/articles/symbol-of-faith/3804-protoierey-maksim-kozlov-sotsseti-eto-brosanie-slov-v-bezdonnyy-kolodets/

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Максим Козлов:
Духовное образование: не реформы, а развитие
Беседа с председателем Синодального Учебного комитета Русской Православной Церкви
04.03.2019
Успенский пост напоминает о краткости нашей жизни
Протоиерей Максим Козлов о главных праздниках и смысле строгого, но краткого поста
14.08.2018
Все статьи автора