Сергей Худиев: О том, чтобы не мямлить

Что делать, когда при нас ругают Церковь - причём вполне аргументированно? Кому и что можно говорить по этому поводу? Размышляет Сергей Худиев

0
409
Время на чтение 7 минут

Могут ли в Церкви встречаться проявления греха, против которых следует решительно выступать? Да, конечно. Из людей безгрешных состоят несколько иные социальные общности, Церковь состоит из грешников. Ведется ли против Церкви информационная война? Да, всегда велась и будет вестись. Можно ли ее поддерживать? Ну, можно, но тогда надо ясно отдавать себя отчет в том, на какой вы стороне. Поэтому вопрос не в том, надо ли «мямлить» при виде беззакония - не надо мямлить, надо ясно выступать против. И не в том, можно ли помогать войне против Церкви. А в том, как отличить одно от другого.

Это не всегда очевидно - и в качестве примера я взял бы того же папу Римского Франциска. Я очень рад за католиков, это, видимо, очень достойный человек - и реакция на его избрание в англоязычной прессе была скорее благожелательной. Но не во всей - некоторые журналисты левых изданий вроде британской Guardian открыли глаза своим читателям на то, что новый Папа - настоящая фашисткая гадина, заступник богатых и гонитель бедных, пособник тиранов и предатель доверившихся, а вся скромность и смирение - лицемерная показуха.

Говорят, во время военной хунты в Аргентине он, вместо того, чтобы бороться с кровавым режимом «вел закулисные переговоры» и даже предал военным двух священников, работавших среди бедных. Правда, один из этих священников скончался, другой отрицает, что он был предан кардиналом Бергольо - но все равно, осадочек-то остается. Говорят, что он, в отличие от «теологов освобождения» совершенно не поддерживает левацких боевиков, которые в Латинской Америке сражаются за счастье трудящихся. А всякий честный человек, как мы знаем, обязан их поддерживать. Ведь иначе он выступает на стороне латифундистов и их наемных бандитов.

Именно это, по мнению колумнистов Guardian, и делает Католическая Церковь и лично кардинал Бергольо - она заставляет замолчать тех честных священников, которые поддерживают бедных. Так что папские разговоры в пользу бедных, как известно всем честным левым журналистам, есть бессовестное лицемерие. Ну и конечно, кардинал Бергольо был известен как лично неприятный тип - авторитарный, жесткий и глубоко консервативный. Иезуит, а также инквизитор.

Насчет его бедности и смирения журналисты также не имеют иллюзий: Папа «диктатор» и «абсолютный монарх» управляющий «засекреченным ватиканским государством» и «владеющий собственным банком» и произносящий проповеди о бедности с роскошнейшего амвона в базилике св. Петра, полной драгоценностей и бесценных произведений искусства.

Как же к этим смелым обличениям относятся сами католики? Перепощивают статьи левых колумнистов с комментариями «ах, наш папа - фашист! как нам неловко перед нашими друзьями»? Ну, некоторые перепощивают - католиков, или причисляющих себя к таковым, на свете много. Но обычно католики перепощивают как раз статьи, где эти обвинения опровергаются. И вообще в восторге от нового Папы. Почему?

Давайте подумаем, почему. Возможно потому, что понимают, что явись в поле зрения левых журналистов лично святой Франциск, препоясанный вервием, они и тут нимало не затруднятся отыскать ведра грязи, чтобы на него вылить. И что испытывать стыд и неловкость за то, что они пишут, должны они, а не кто-то другой.

Я отнюдь не считаю филокатоличество в традиции Владимира Соловьева грехом. Я просто думаю, что нам неплохо бы быть и филоправославными, и не отказывать нашей родной Церкви, которая преподает нам Таинства, в той же степени благожелательности, что и католической. Читая англоязычный интернет, мы не верим всему плохому, что пишут про Папу и Католическую Церковь, находим некоторые колонки несбалансированными, пристрастными, иногда даже прямо клеветническими. Очень хорошо. Давайте проявлять такую же рассудительность и критичность при чтении русского интернета в отношении материалов, касающихся Патриарха и Русской Православной Церкви.

Надо ли противостоять греху и беззаконию, если мы видим его в Церкви? Обязательно. Это наш долг перед Богом и Церковью. Более того, Церковь часто оказывается особенно уязвимой для дурных людей именно потому, что добрые христиане ищут покрывать чужие грехи любовью и избегать конфликтов. Как пишет, на протестантском материале, норвежский автор Эдин Ловас «Одна из причин тому [уязвимости Церкви для дурных людей] заключается в том, что человек власти [термин, введенный Ловасом] именно в христианстве может требовать от окружающих смирения, терпения, любви, послушания. Ведь в церкви на протяжении многих лет проповедуется об этих прекрасных свойствах плода Духа.

Проповедники и служители постоянно наставляют своих слушателей, что у терпения и любви границ нет. К большому сожалению, они эту тематику не раскрывают в необходимой степени; они не говорят, что призывы к любви и терпению могут быть коварно использованы в злых намерениях... При своем безудержном стремлении к первенству люди власти встречают на своем пути обычно мягкое облако любви скромных христиан, наученных приветливости, доброте и милосердию. Эта одна из причин, объясняющих легкость продвижения вперед человека власти».

Что отличает противостояние злу и греху от участия в «войне против Церкви»? С обеих сторон - и те, кто воюет против Церкви, и те, злодеи, которые терзают ее изнутри, хотели бы, чтобы мы смешивали эти понятия. Поэтому давайте тщательно обдумаем, как их различить.

Во-первых, противостояние злу требует тщательного исследования дела. Несколько раз я переживал довольно неприятные моменты. Я читал о каких-то возмутительных беззакониях, подхватывал эстафету перепостов, изъявлял свое негодование на злодеев - а потом оказывалось, что в действительности дело обстояло несколько иначе; иногда оказывалось, что факты поданы одной из сторон конфликта так, как она их предпочитает видеть, иногда оказывалось, что и факты-то просто придуманы. А я уже успел посуду побить. Облаял невиновых людей. Как-то нехорошо выходило. Хуже того, смелые обличители, которые выводили негодяев на чистую воду, тоже вскоре оказывались негодяями, выводимыми на чистую воду.

Этот неприятный опыт несколько подизлечил меня от эпидемической болезни, распостраняющейся в сети - блоггерского всеведения. Это присяжным надо вникать в доказательства и улики, собранные обвинением и защитой, выслушивать свидетелей сторон и тщательно обдумывать вердикт - блоггер с первого взгляда на монитор уже знает, что произошло в действительности, кто прав и кто виноват, кто заслуживает доверия, а кто врет как дышит. С некоторых пор я понял, что мне вечный Судия не дал всеведения пророка, а значит, если я хочу составить сколько-нибудь обоснованное суждение по тому или иному делу, мне придется прилагать усилия - знакомиться с материалами, расспрашивать людей, внимательно выслушивать обе стороны, задавать уточняющие вопросы, в общем, затрачивать массу времени и усилий.

Если у меня нет на это времени - значит, из господ присяжных заседателей по этому делу мне придется уволиться. Вынесение вердиктов - дело серьезное, его надо делать тщательно или не делать вообще. Нет, это я не к тому, чтобы его не делать - это я к тому, чтобы делать тщательно. Хотите провести серьезное журналистское расследование, вывести злодеев на чистую воду? Бог в помощь. Только надо помнить, что это требует тщательной проверки информации, чтобы не сделаться клеветниками.

Во-вторых, противостояние злу требует конкретики. Тот, кто хочет починить течь, говорит «в корабле течь, в таком-то отсеке»; те, кто хотят вызвать панику, просто без уточнений вопиют «течь! течь!» «Где течь?» «Да кругом течь! Везде течь! АААА!»

Утверждения типа «все плохо» и неверны, и просто бессмысленны. Что вы собираетесь менять, если плохо «все»? Широкие обобщения на основе негативных примеров - это как раз четкий признак информационной войны против общности в целом. Евреи (вообще) олигархи, цыгане (вообще) наркоторговцы, журналисты (вообще) лжецы, кавказцы (вообще) разбойники, попы (вообще) на лексусах.

В-третьих, зло требует обличения - то есть высказывания в лицо. Есть очень ясная инструкция в Евангелии - «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф.18:15-17).

Инструкция «если во френдленте у тебя появится перепост, что брат твой согрешил, сию же секунду запости его себе, и обругай брата всякими словами; ни в коем случае не наводи справок, а особенно не пытайся связаться с самим обвиняемым» - не из Евангелия, а откуда-то еще.

В-четвертых, борьба со злом требует наблюдения за собой - «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:1,2). Увы, самые злые люди на свете - это борцы со злом. Я знал одного из тех, кого Ловас называет «человеком власти» - и этот человек постоянно боролся со злом и грехом.

Он так ревновал о святости окружающих, что непрестанно обличал их во всяческих грехах и упущениях, естественно, в порядке эпической борьбы за правду, славу Божию и спасение душ. Когда его поведение сделалось совершенно невыносимым и его уволили, он видел себя жертвой лицемерных негодяев, которым не ко двору пришлись его правдивые обличения. Увы, обличительство иногда принимает масштабы явно болезненной страсти.

В пятых, уврачевание язв Церкви возможно только в общении с Церковью, а не против Церкви - и тут надо попробовать очень трудную вещь. Доверять другим членам Церкви, в том числе, священникам и Епископам. Сотрудничать с ними. Не считать, что они «вертикаль власти». Нет, они наши отцы и братья. Более того, возможно, они с нами согласны и поддержат нас, если, по какому-то конкретному поводу, мы к ним обратимся.

Эти пункты приведены вовсе не затем, чтобы помешать людям бороться со злом и грехом - они просто являются необходимыми для того, чтобы борьба имела какие-то результаты.

Конечно, не надо мямлить перед теми, кто разрушает Церковь изнутри. Так же не надо мямлить перед теми, кто нападает на нее извне.

http://www.pravmir.ru/o-tom-chtoby-ne-myamlit/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Худиев
Два массовых убийства привели к диаметрально разным выводам
Использование преступления одного человека для безудержной демонизации этноконфессиональной группы, из которой он происходит
02.04.2021
Хроника одной гордыни
Почему нужно беречься тех, кто нам аплодирует
29.01.2021
С американцами надо говорить напрямую
Старая Америка оказывается нашим естественным союзником – причем не только ситуативным, но и мировоззренческим
08.12.2020
Все статьи Сергей Худиев
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28