itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Образ милости Божией

15 марта - праздник Державной иконы Божьей Матери

0
454
Время на чтение 5 минут
В последние два десятилетия в церковных книжных лавках появилось множество книг и брошюр, повествующих о том, в каких нуждах и обстоятельствах верующие люди могут обращать свои молитвы к тому или иному святому, или перед каким-либо чудотворным образом Пресвятой Богородицы. Мне всегда было непонятно, как может благодать - печаловаться о молящихся людях, данная от Бога Пресвятой Богородице и святым, ограничиваться кругом определенных обстоятельств и узкопрофессиональных интересов? Неужели человек, попавший в трудные жизненные обстоятельства, придя в храм и представ перед образом Матери Божией, не может в полной мере излить всего своего горя или радости, попросить помощи и вразумления, а должен переходить от иконы к иконе и подавать свои проблемы, распределенные в строгом тематическом плане? С больным глазом направо, а с болезнью детей налево, к третей по счету иконе? Вот и сейчас, открыв очередной опус, я к своему удивлению прочел, что перед образом Державной Божией Матери молятся люди, преимущественно монархического мировоззрения. Значит 15 марта, когда мы вспоминаем чудесное обретение в Коломенском Державной иконы Пресвятой Богородицы, это профессиональный день монархистов и последователей великодержавных идей? А как быть в этот день людям с другими взглядами? Священник, читающий в этот день молитвы перед святым образом представляет только корпоративные интересы небольшой части современного общества? «Жено! се, сын Твой», -обращаясь с креста, сказал Господь Своей Пречистой Матери, а затем, обратив Свой взор к ученику, Он произнес: «се, Матерь твоя!», усыновив Ей, тем самым, все человечество. Все человечество, не разделяя его на иудея и эллина, монархиста и демократа, сапожника и пирожника!


Для Храма Христа Спасителя это особый образ Божией Матери, образ милости и надежды, потому что именно с молитв перед этой иконой началось чудесное возрождение разрушенного храма, как символа «духовной весны» нашего народа, его становления на путь духовного обновления и возвращения к церковным традициям. 8 ноября 1995 года был освящен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Державная» на территории возрождающегося Храма Христа Спасителя.

Весть о явлении новой иконы 15 марта 1917 г. в подмосковном Коломенском быстро облетела не только Москву, но и другие уголки неспокойной тогда России. Времена смутные - февральская революция, поражения на фронтах, госпитали, заполненные ранеными воинами, крушение традиций и государственных устоев, иллюзорные надежды на свободы, разговоры о равенстве и братстве... В этот же день многие узнали о «добровольном» отречении от престола последнего царя из династии Романовых, будущего страстотерпца Николая II. Для многих весть о том, что в тот же день была обретена икона Богородицы, держащая в своих руках регалии царской власти - державу и скипетр, стали странным предзнаменованием. К иконе потянулось множество богомольцев, ее стали возить по московским храмам, появились списки с новоявленного образа, при активном участии святителя Тихона была составлена служба и акафист в честь образа Державной Божией Матери.

Скоро грянула буря, и вихрь страшных событий закрутил со страшной демонической силой все русское общество, разрушая храмы, попирая святыни, перемалывая людей и меняя облик городов и весей, но то, что в руках у Пречистой Девы люди видели символы попечения и покровительства верным - скипетр и державу, оставляло надежду на милость Божию.

Сегодня, осмысляя происшедшее и задумываясь над будущим, открываешь для себя некие символы, не похожие на простые совпадения. Совсем не так давно мы вспоминали 400-летие избрания Земским собором на Российский царский престол первого царя династии Романовых -Михаила Феодоровича и фактического прекращения смуты в Русском государстве. Но задумывались ли мы о том, что начало династии Романовых начинается перед чудотворным образом Феодоровской Божией Матери, а заканчивается явлением Державной иконы? А случайно ли то, что делегация от Земского собора выехала из Москвы на поиски избранного на царство Михаила Феодоровича Романова, чтобы убедить его принять бремя царской власти над разоренной смутой Русской землей, именно 15 марта (2 марта старым стилем) и в этот же день, «делегаты» от русского народа вынудили царя, ставшим последним в этой династии, отказаться от попечения о своем народе, а Пресвятая Богородица смиренно приняла эти, ставшие ненужными народу, видимые символы попечения? А ведь именно при восшествии на царский престол Михаила Феодоровича впервые, на законном основании, были вручены ему эти два атрибута царского бремени - скипетр и держава. Скипетр, символ пастырского посоха, один из древнейших атрибутов царской власти, появился на Руси в конце XVI века, а вот Державу, символ власти над миром, отчеканенную когда-то на монетах с изображением кесаря Августа, русские люди впервые увидели в руках самозванного царя Лжедмитрия I. К торжественной коронации царя из династии Романовых была изготовлена первая пара царских регалий, которые мы сегодня можем увидеть в экспозиции музеев Московского Кремля.

Внимая уговорам и слезам представителей русского народа, умолявших юного Михаила Феодоровича не отказываться от царского бремени, его мать, инокиня Марфа, вверила его покровительству Божией Матери, благословив перед чудотворным образом и сказав: «Тебе, о Пречистая Богородица, в Твои Пречистые руки, передаю чадо свое, и якоже хочешь, устроишь все полезное ему и всему православному христианству». Измученные многолетней смутой, предательством и нестроениями, русские люди клялись в верности новому царю, олицетворявшему, в благодати помазания, дарованную от Бога мир и тишину. И вот, спустя 300 лет, делегаты потребовали от царя добровольного отречения от власти, а Пресвятая Богородица, в исполнение безмолвного обещания и благословения, явила нам видимым образом, через Свою икону, что она приняла в Свои руки символы покорности воле Божией и Его власти над миром, от которых отреклись русские люди, возжелавшие иллюзорных свобод. Смута вернулась.

Так что же сегодня для нас молитва перед святым образом Державной Божией Матери, как не покаяние в своей самонадеянности и необузданности собственных желаний? Взирая на эту икону мы должны вынести пользу из этого исторического урока, увидев в нем не покровительство какому-либо политическому движению и идеологии, а всепокрывающую любовь Божию, с трепетом относящегося к свободной воле человека, которая часто идет вопреки Его промыслу о мире, и подающего человечеству надежду и милость. Некогда, созерцание этого чудотворного образа, породило в сердце поэта С. Бехтеева следующие строки:

Перед Твоей Державною Иконой

Стою я, трепетом молитвенным объят,

И Лик Твой царственный, увенчанный короной,

Влечет к Себе мой умиленный взгляд.

В годину смут и трусости безславной,

Измены, лжи, неверия и зла,

Ты нам явила Образ Твой Державный,

Ты к нам пришла и кротко прорекла:

"Сама взяла Я скипетр и державу,

Сама Я их вручу опять Царю,

Дам царству русскому величие и славу,

Всех окормлю, утешу, примирю".

Покайся ж, Русь, злосчастная блудница...

Омой в слезах свой оскверненный стыд,

Твоя Заступница, Небесная Царица,

Тебя и грешную жалеет и хранит.

Мне хотелось бы, чтобы строки из молитвы перед этим Образом милости Божией напоминали нам о том, в каком лукавом мире сегодня мы живем: «Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным и недостойным, сию святую и чудотворную икону Твою во дни сия лукавыя и лютыя, яко вихрь, яко буря внутренняя нашедшая на страну нашу, во дни уничижения нашего и укорения, во дни разорения и поругания святынь наших от людей безумных, иже не точию в сердце, но и устнами дерзостно глаголют: несть Бог: и в делех сие безбожие показуют».

Источник фото - сайт прихода храма в честь иконы Державной Божьей Матери в д. Гусино.


http://www.foma.ru/obraz-milosti-bozhiej.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Александр Агейкин
Преподобный Сергий Радонежский: уйти от мира и послужить миру
О преподобном Сергии Радонежском, его времени и уроке для нас делится впечатлениями настоятель Елоховского собора протоиерей Александр Агейкин
18.07.2013
«Провокаторы. Часть вторая»: фильм, не дающий нам стать равнодушными
Протоиерей Александр Агейкин о фильме Аркадия Мамонтова
14.09.2012
Все статьи Протоиерей Александр Агейкин
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09