itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Милосердный

Памяти писателя Бориса Васильева

0
500
Время на чтение 5 минут

«...Я думаю о сказках детства. О царевнах-лягушках и Иванах-царевичах, о счастливых чудовищах и несчастных красавицах, о добрых голодных мальчиках и объевшихся пряниками злых купеческих дочках. В них всегда торжествовала справедливость, порок был наказан, и все в конце вздыхали с облегчением. Пусть дети всегда вздыхают с облегчением, но жизнь страшнее любой сказки».

Это из последнего абзаца рассказа Бориса Васильева «Вы чье, старичьё», - напечатанного в последний год «брежневской» эпохи в журнале «Новой мир».

Борис Львович Васильев ушел из жизни, не дожив совсем немного до своего 90-летия. Глядя на его фотографии и редкое появление на телеэкране, в голову всегда приходило самое, пожалуй, точное - в применении к нему - старинное слово, еще из латыни к нам тянущееся. То самое, в которое переименовали его раннюю пьесу «Танкисты», принятую к постановке в театре и тут же запрещенную к выпуску Главным политическим управлением армии в преддверии «оттепельного» съезда партии.

Пьесу переназвали тогда в «Офицеров». Борис Васильев всегда и во всем был из них.

Сухопарый, с жесткой щеточкой усов, большие очки, прямая спина.

Васильев ушел на фронт после девятого класса, воевал на родной Смоленщине, был в окружении, пережил тяжелую контузию. Он закончил после войны военную академию, где и встретил свою будущую жену, с которой был вместе до конца дней. И посреди всего этого - медленная, в школьные годы уже зародившаяся любовь к словесности и театру.

Впоследствии лучшие его вещи пережили на сцене и киноэкране свое второе рождение.

Я благодарен писателю Дмитрию Быкову (читавшему, кажется, все вещи Б.В. и его первую, не военную повесть «Иванов катер»). Писатель из нашего поколения, из тех, кто родился в середине 1960-х, напомнил в своем поминальном интервью, что Борис Львович был резким социальным критиком, предвидевшем «страшную силу нового официоза, жрущего людей каменными челюстями». Это очень важная вещь, и этого нельзя забывать, ни «Экспоната №», ни про лебедей, в которых просят не стрелять.

В то же время я думаю, что его «военная» проза - не просто дань военному и семейному опыту, нечто сугубо «естественное». Наверное, тут была и своя сверхзадача. Ведь война - это самая крайняя точка проявления человеческой сущности, как ни крути, невероятное испытание духа. В мирной жизни мы не стоим так близко и осязаемо к «жалу» смерти. В мирной жизни мы не должны лишать жизни себе подобных. Мы много портим жизни другим, но все-таки никого не убиваем. А на войне ты должен убивать, иначе они убьют тебя и твоих, как те самые немцы убили одну за другой Соню, Люду, Веру, Галю и других чудесных девушек, вверенных старшине Васкову («А зори здесь тихие»). И старшина Федот Евграфыч Васков должен был, понимаете, должен был найти тех фрицев и положить их, гадов.

...Но и не забудем, что, сколько бы ни кричал - «сдохнете здесь, все сдохнете!.. А там пусть судят меня!..» - все же повязал четверых и повел, теряя силы, в пленение.

Без войны писателю Васильеву было в своем сочинительстве - никак. Тут и литераторский и офицерский долг, думаю.

Понятно, что каждый большой русский писатель, личными, живыми корнями связанный с отечественной историей, с тем, чем дышат и живут его соплеменники - непременно проповедник, посланник. В каких бы компартиях он ни состоял и каких бы суровых писем ни подписывал.

В эти дни, когда Бориса Васильева не стало, я заметил, что в разговорах о нем, мои собеседники чаще других употребляли слово «лиричный». То есть не те высокоумные слова, что я вычитал на сайте «Лучшие люди страны» («произведения Васильева пронизаны сюжетным мелодраматизмом и сентиментально-романтической идеализацией положительных образов»), а просто - «лиричный». То есть - к душе.

А ведь почти за всеми этими лирическими, берущими за душу названиями - «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Вы чье, старичье» - гибель и поругание, говоря словами Андрея Платонова, «человеческого вещества». Борис Васильев обжигает читателя своим катарсисом, своими контрастами (обычно в финалах), «вспышками» своего белого света - страшно, грозно и величественно заливающими пространство читательского взгляда. Совсем как пролетающий над Челябинским перекрестком, сгорающий в плотных слоях атмосферы - метеорит.

Выламывая из обесцененного словаря необходимые для этих заметок слова, попробую произнести такое: послание Бориса Васильева было, по моему ощущению, исполнено трудной задачи - соединению мужества и милосердия, созданию редкой чудодейственной смеси, которая благодатно обогащает наш душевный состав при встрече с этими благородными сочинениями.

А если бы сегодня кто-то захотел помянуть его чтением, я предложил бы взять автобиографическую вещь «Летят мои кони» (1982).

Перечитать или прочитать заново о «последнем святом Смоленска» - латышском докторе Янсене, вытащившем из канализационного люка провалившихся туда мальчишек, но не сумевшем выбраться самому. Это он, Янсен, когда-то сказал маме Бориса Львовича: «рожайте, Эля». А мама сгорала от чахотки, все ей советовали прервать беременность.

Но она послушалась этого великого лекаря. И родила автора «Тихих зорь».

В самом конце этой повести, вышедшей в том же году, что и рассказ «Вы чье, старичье», - Васильев заговорил о самом для себя важном. Он вспомнил, как однажды спросил, еще мальчиком, своего отца - зачем-де человеку отпущено столько всякой энергии, столько сил.

И раненый в боях красный командир ответил сыну: «для работы».

« - Понятно, - сказал я, ничего не понял, но не стал расспрашивать.

Это свойство - соглашаться с собеседником не тогда, когда все понял, а когда ничего не понял, - видимо, заложено во мне от природы. Житейски оно мне всегда мешало, ибо я не вылезал из троек, сочиняя свои теории, гипотезы, а зачастую и законы. Но одна благодатная сторона в этой странности все же была: я запоминал, не понимая, и сам докапывался до ответов. Сейчас уже не столь важно, что чаще всего ответ был неверным: жизнь требует от человека не ответов, а желания искать их.

Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. Это стало главной заповедью, символом веры, альфой и омегой моего мировоззрения. И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рожден был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступленного труда».

И через пару абзацев - финал, последнее предложение повести. И пусть кто-нибудь попробует посчитать его «романтическим».

Оно звучит так: «Найти время, чистое сердце и добрые семена».

После этой фразы писатель Борис Васильев трудился еще более тридцати лет.


http://www.foma.ru/miloserdnyij.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Крючков
Все статьи Павел Крючков
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 10:29
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59