В год знаменательного юбилея - 400-летия Дома Монархов Романовых вспомним, например, о великих деяниях одного из царей - Александра III. Русский государь проявлял исключительную заботу о своем народе, славянском единении, отличался миролюбием, фактически положил начало индустриализации России, укрепил крестьянскую общину и т.д. При Александре III происходил знаковый подъем в развитии величайшей отечественной культуры и образования. Приведем слова славянского черногорского князя Николая: «Честь человечеству, честь племени славянскому, что оно родило столь великого сына, каким был Александр III. Честь и хвала великой России, что ее царь был защитником мира и блага человечества. Честь и для нас, черногорцев, составляет незабвенная и неоценимая любовь и дружба его...».
Знаменитый дореволюционный этнопсихолог и историк П.И. Ковалевский приводит следующие отзывы некоторых французских писателей и политологов об Александре III:
«Александр III не вел войн. Другим способом он снискал себе славу, а своей стране преобладание. На мировых весах он положил тяжесть своей огромной империи на чашу весов. Не вынимая шпаги из ножен, он сделал Петербург центром европейской политики, а Россию вершителем судеб континента. Он имел самое ценное из качеств - характер. Благодаря этому он оставил след на современных событиях и приобрел себе имя в истории... Он твердо желал мира, он желал его страстно. И он его сохранил, защитил, сделал необходимым».
«Этот колосс, - говорит Эрнест Жоде, - в своей мистической простоте, изобрел или восстановил способ действия, который разрушал все макиавеллистические лукавства хитрецов и всякую наглость насилия. Пред ним сокрушались все подвиги духа Бисмарка. Он принудил признать силу справедливости, до тех пор гнувшейся под силою военною. Он очистил воздух, зачумленный дипломатическими хитросплетениями и циническою испорченностью последнего тридцатилетия».
«Александр III обладал даром покорять сердца. Никогда ни один государь не был столь популярен в своей стране, каким был самодержавный монарх всея России в нашей стране, столь гордой своими либеральными и демократическими принципами, столь преданной своему республиканскому режиму. В силу инстинкта и врожденной общности чувств, он понял состояние души великой нации, еще не оправившейся окончательно после незаслуженно понесенного испытания и с неутомимой энергией работавшей для возрождения Родины. Он сумел затронуть чувствительную струну народа, страстно верящего в будущее величие своей национальности...».
«Это был высокочестный человек. Как в России, так и в остальной Европе, каждый сознавал, что ему можно довериться, можно вполне положиться на его царское слово. Он был беззаветно храбр и вместе с тем в высшей степени прост. Он смело, не колеблясь, шел навстречу опасности, раз признавал это необходимым для блага страны. Он отличался прямою мудростью и непоколебимою волею. Раз он это решил, все знали, что так это и будет, что он доведет до конца начатое дело. Он был верен себе, как и другим. Он обладал достоинством, мало присущим властителям, - он умел властвовать над собою. Он отличался удивительным терпением, умел ждать, сознавая, что для сильного время представляет собою дорогого союзника».
Великую истину сказал и Поль де Кассаньяк: "При Александре III Россия управляла миром"(1).
Конечно, цари бывали разные по своим качествам...
Наша драгоценная Родина - Россия после тяжелых разрушительных потрясений периода 90-х годов прошлого века в настоящее время постепенно возрождается, преодолевая многочисленные трудности и препятствия. И в этом насущном, восстановительном, благородном деле она призвана опираться на имперские традиции двух величайших предшествующих государств - Российской Империи и Советского Союза. При этом целесообразно отвергать то полуколониальное в экономике, политике и культуре, что навязывает нам Запад, сам еще сильный, но ныне надломленный эпохой, серьезными кризисными потрясениями, экономическими, этнокультурными противоречиями.
Отвергать надо, естественно, и негативные тенденции в историческом прошлом России, в том числе репрессивные, русофобские, антиправославные, имевшиеся на определенных этапах в Советском Союзе. И в этом отношении в некоторые периоды катастрофическим было оттеснение властями на второй план русского народа - системообразующего ядра Отечества. Вместе с тем надо подчеркнуть, что в период Второй мировой войны русский народ сыграл решающую роль в победе над фашизмом, в спасении человечества от него(2).
В этом плане можно было бы процитировать многих выдающихся деяте-лей российской политики, культуры. Наш умудренный опытом покойный великий скульптор В.М.Клыков говорил: «...Без победы в пользу национальных интересов русских людей и тех, кто традиционно жил на территории России, возрождения не будет»(3).
Гениальный Д.И.Менделеев, определяя направления развития России в созданной им системе ее процветания(4), писал: «Русские готовятся стать народом передовым, владыками природы и истории, а не их рабами».
В наше время, учитывая опыт истории, В.В.Путин накануне президентских выборов заявлял о том, что государствообразующим является русский народ - по факту существования России. И великая миссия русских заключается в том, чтобы объединять и скреплять цивилизацию. «Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет «нацменов», а принцип распознания «свой - чужой» определяется общей культурой и общими ценностями»(5), - пояснял премьер, ныне Президент Российской Федерации.
Реально, на деле укреплять государствообразующую роль русской нации необходимо, чтобы ослабить нарастающие тенденции к развалу России, поддерживаемые из-за рубежа организаторами различных цветных революций, отчего страдают многие народы России.
Е.С. ТРОИЦКИЙ,
доктор философских наук,
профессор, академик МСА