«Иже зареза Редедю пред полкы касожскыми»

0
1234
Время на чтение 9 минут
post thumbnail
Тогда пускали десять соколов
на стадо лебедей.
И которую лебедь настигал сокол,
та и славу кричала -
старому ли Ярославу,
храброму ли Мстиславу, что зарезал Редедю
в поле перед полками касожскими...

«Слово о полку Игореве»

Нет, пожалуй, на всём постсоветском пространстве храма древнее, чем черниговский Спасо-Преображенский собор. В «Повести временных лет» он упоминается в связи со смертью его основателя первого достоверно известного черниговского князя Мстислава (983-1036), также известного как князь Тмутараканский (Удалой, Храбрый). Его похоронили в недостроенном соборе, стены которого уже были выгнаны на высоту всадника, привставшего в стременах с поднятой рукой.

В крещении Мстислава назвали Константином, и был он третьим сыном Владимира I, Крестителя Руси. В Любецком синодике, где поминаются все черниговские князья, мать Мстислава названа Анастасией. Однако В.Н. Татищев, опираясь на не дошедшую до нашего времени Иоакимову летопись, называет её Аделью. А вот «Повесть временных лет» не называет её по имени, но говорит, что она была чешкой. Ещё малолетним Мстислав получил от отца в удел далёкое Тмутараканское княжество, находившееся на побережье двух морей - Чёрного (Русского) и Азовского. Географически это соответствует современному Таманскому полуострову Краснодарского края.

Когда Мстислав возмужал, то снискал славу удалого, храброго воина, грозы горцев, тревоживших его тмутараканские владения. О ратных подвигах молодого русского князя складывались легенды. Он разбил причерноморских хазар (1016) и присоединил их владения к своему княжеству, а хазарские воины влились в его дружину. Удачно воевал против алан (древнерусские летописи именуют их «ясами»), предков современных осетин. О единоборстве князя Мстислава с касожским великаном Редедей сложили на Руси былину, вспоминается она в зачине «Слова о полку Игореве». Земли касогов (от них ведут свою родословную нынешние кабардинцы, черкесы, убыхи, адыгейцы и шапсуги) находились по соседству с Тмутараканским княжеством.

Ранние века русской истории дышали рыцарским духом. Когда дружины русичей и касогов сошлись для брани (1022), касожский князь Редедя вызвал Мстислава на поединок, чтобы ценой малой крови решить исход битвы. Условия поединка были жёстки и лаконичны: победителю достанется княжество поверженного, его семья и дружина. Князь Мстислав был физически силен, искусен в борьбе, а потому, не колеблясь, принял вызов.

Подбадриваемые криками своих воинов, боролись они долго, но вот Мстислав стал изнемогать. Очень уж силен оказался Редедя. И тогда взмолился князь Богородице, чтобы даровала ему победу. Обещал построить ей храм в столице своего удельного княжества - Тмутаракани. И вот, изловчившись, Мстислав бросил Редедю наземь и, выхватив засапожный нож, зарезал. Сталось по древнему воинскому обычаю: «Со щитом или на щите». «Со щитом» оказался князь Мстислав, «на щите» унесли Редедю. Так в богатырском поединке решилась судьба касожского княжества. А касожские воины, как прежде хазары, влились в русскую дружину князя.

Как гласит легенда, чтобы унять боль касогов от поражения, Мстислав обручил свою дочь Татьяну с Романом, сыном Редеди. Уже в Московской Руси некоторые боярские роды выводили своё генеалогическое древо от них, считали себя Рюриковичами (по князю Мстиславу).

Тмутаракань основали греки ещё в VI ст. до Рождества Христова. Правда, в ту пору город назывался Гермонасса и был столицей Боспорского царства. А через тысячу лет здесь появились хазары и переиначили греческое название на свой лад - Тумантархан. Хазары господствовали в Восточной Европе несколько столетий, облагая данью соседние страны, в зависимость от них попало и молодое, неокрепшее государство Русь.

Воинственный киевский князь Святослав (942-972) не пожелал быть вассалом Хазарского каганата, пошёл на хазар войной и нанёс им сокрушительное поражение. Его дружина победоносно вошла в древний город. А уже его сын великий киевский князь Владимир I основательно закрепился на этих землях и посадил на княженье в новом русском уделе своего сына Мстислава. В славянском толковании город получил название Тмутаракань (Тьмутаракань, Тмуторокань). По версии русского писателя Ю.Н. Сбитнева, это название можно объяснить как «город тысячи дорог» (древнерусское «тьма» означает «десять тысяч», а «торок» - «торная дорога»).

Князь Мстислав не забыл данного Богородице обещания и заложил в Тмутаракани каменный собор, ставший главным собором местной епархии. При князе Мстиславе Тмутараканское княжество достигло своего расцвета. В далёком русском княжестве даже стали выпускать свои деньги. Какими они были, можно судить по монете, хранящейся в настоящее время в Одесском музее нумизматики.

Однако гордый дух князя-воителя требовал большего. Мстиславу захотелось властвовать уже не только в окраинном русском княжестве. А потому он потребовал от своего старшего брата великого киевского князя Ярослава Мудрого удела в коренной Руси. А когда Ярослав предложил ему опять-таки окраинные муромские земли, не на шутку обиделся. И, выбрав удобный момент, когда Ярослава не было в Киеве, подошёл к городу со своей многочисленной разноплемённой дружиной (1024). Но киевляне остались верны Ярославу, не открыли ему городские ворота. А Мстислав не стал воевать город, отошёл от него восвояси. Может, решающую роль здесь сыграл принцип старшинства на Руси, когда старший в роду имел больше прав на «матерь городов русских»? Это наглядно показали ему киевляне. А может, в его памяти ещё свежи были усобицы недавних лет, когда после смерти Владимира Святого развязалась на Руси братоубийственная война, в которой погибли его братья Борис, Глеб и Святослав. А потому нового кровопролития между братьями он не желал.

Мстислав просто отошёл от Киева и направился к Чернигову. В Чернигове княжеский стол пустовал, а потому черниговцы с радостью его встретили, желая иметь своим покровителем такого удалого, храброго князя. К тому же не стоит забывать, что черниговцы всегда относились недоверчиво к киевлянам, так как два эти града неустанно соперничали за первенство в Русской земле. Так князь Мстислав Тмутараканский стал князем Черниговским (1024). Теперь под его началом объединились земли далёкого Причерноморья и коренной - «откуда есть пошла земля русская» - Руси. В последующем, на протяжении почти двух веков, черниговские князья занимали престол в далёкой Тмутаракани, пока Русь окончательно не потеряла это княжество в результате не прекращавшихся войн со степняками.

Князь Ярослав, будучи очень честолюбивым, не простил своему брату его дерзкий вызов. Решив примерно его наказать, он собрал в Новгороде большое войско и пригласил из-за моря варягов во главе с полуслепым воеводой Якуном.

Дружины братьев сошлись недалеко от Чернигова под местечком Листвен, расположенном на речке Белоус (теперь это село Малый Листвен Репкинского района Черниговской области). Мстислав, чтобы упредить своего брата, решил напасть на его дружину внезапно, среди ночи. А ночь выдалась грозовой. Летописец повествует, что в эту ночь была «гроза велика и сѣча силна».

Не помогли Ярославу его «мудрость» и военный талант варяга Якуна. Мстислав свою дружину оставил в засаде, а против варягов поставил черниговцев. В свете вспыхивающих молний, под дождём отчаянно бились черниговцы с варягами, а когда их строй поредел, на помощь пришла дружина Мстислава. Она обошла варягов и воинов Ярослава с флангов, стала нещадно рубить их.

Видя, что близка бесславная развязка, Ярослав с Якуном бежали. В суматохе варяжский воевода даже потерял свой позолоченный плащ. А Мстислав, осмотрев рано поутру поле битвы, не сдержал своей радости: «Кто тому не рад? Вот лежит северянин (черниговец. - В.Т.), а вот варяг, а дружина своя цела».

Князь Мстислав не стал «дожимать» брата, а обратился к нему с предложением мира. Но Ярослав от ужасного поражения опомнился только в Новгороде. И лишь через два года, убедившись, что Мстислав не замышляет против него никаких козней, решился на встречу. Произошла она на черниговской земле в Городце, расположенном на Десне (1026).

По Городецкому соглашению Русь впервые была разъединена по Днепру. Всё правобережье с Киевом осталось за Ярославом, а Левобережная Русь стала достоянием Мстислава. С этого времени стали жить они «мирно и в братолюбии, и затихли усобица и мятеж, и была тишина великая в стране», - повествует летописец.

Почему князь Мстислав добровольно отказался от первенства на Руси, которое ему сулила победа под Лиственом, не совсем ясно. Можно только предполагать, что по тем же причинам, когда не захотел силой брать Киев, а ушёл в Чернигов. Он только отстоял своё независимое положение, а обиду на Ярослава не затаил. Проявил довольно редкое по тем суровым временам миролюбие. Впору Мстислава было бы назвать Мудрым, а не его старшего брата Ярослава, который во всей этой истории выглядел весьма неприглядно. Своё честолюбие Мстислав удовлетворил вполне: теперь под его властью находились земли Черниговского и Тмутараканского княжеств, а Черниговское княжество на те времена было самым большим на Руси.

Живя в мире и согласии, братья не забывали об интересах Русской земли в целом. И решили отвоевать Червонную Русь, захваченную поляками после смерти Владимира Святого. Польский поход прошёл успешно, земли Червонной Руси были отвоёваны, а русские дружины вернулись домой с большим полоном (1031).

В память об этом событии Мстислав заложил в Чернигове каменный Спасо-Преображенский собор. Строили его византийские мастера, тогда в Чернигове ещё не существовала своей школы зодчества. И сегодня в кладке западной башни собора можно увидеть два ряда, один над другим, вытянутых полукруглых ниш. Считается, что древние мастера воплотили в них солнечные часы. В ясный летний день солнечные лучи поочерёдно заполняли эти ниши, показывая время с десяти утра до пяти часов дня.

Об архитектуре Спасо-Преображенского собора, его внутреннем и внешнем убранстве говорить можно много. За почти тысячелетнюю историю он вынес немало испытаний и претерпел значительные изменения в своём облике. Не раз его разрушали завоеватели, не единожды он горел, но каждый раз черниговцы с любовью восстанавливали свой древний храм. Несколько веков он являлся кафедральным собором Черниговской епархии, был центром общественно-политической жизни города. В нём черниговцы единогласно одобрили решение Переяславской Рады о воссоединении Украины с Россией (1654), в нём были выставлены знамёна черниговских ополченцев и казачьих полков, принимавших участие в Отечественной войне 1812 года.

Ещё в 20-х годах прошлого столетия Спасский собор исследовали известный украинский археолог Н.Е. Макаренко и архитектор И.В. Моргилевский. По итогам раскопок они написали научный труд, который актуален и сегодня. А уже в наши дни летом-осенью 2012 года возле собора и внутри проводились раскопки, инициированные русским писателем Ю.Н. Сбитневым.

Первым в строящемся Спасском соборе был захоронен сын князя Мстислава - Евстафий, который умер ещё совсем молодым при весьма загадочных обстоятельствах (+1033). А через три года здесь нашёл своё упокоение и сам князь Мстислав. Рассказывая о его кончине, летописец даёт князю такую характеристику: «Был же Мстислав дороден телом, румян, с большими глазами, храбр был в бою, милостив и очень любил дружину, имущества для нее не жалел, ни в питье, ни в пище не ограничивал ее».

Многие черниговские князья нашли в соборе своё последнее пристанище. Назовём лишь страстотерпца князя Игоря Черниговского, убитого чернью в Киеве, и другого князя Игоря, героя «Слова о полку Игореве». А также причисленного к лику святых блаженного Константина, митрополита Киевского, изгнанного из Киева и нашедшего убежище в Чернигове, где и окончился его жизненный путь (+1159).

Черниговцы помнят своего первого летописного князя. Вот уже несколько лет в последние дни сентября возле Спасского собора проходит городской праздник культуры «Мстислав-Фест». В рамках праздника проходит выставка-ярмарка мастеров народного творчества, выставки художественных работ и литературы. В этом году «Мстислав-Фест» завершился литературно-музыкальной композицией «Дорогами «Слова о полку Игореве». «Слово...» звучало на древнерусском языке в исполнении ленинградского поэта А. Чернова. Эту запись поэмы подарила организаторам праздника русская поэтесса Л.Т. Туровская, также побывавшая в Чернигове. Под звучание древней русской речи музыкальные и танцевальные коллективы города исполняли свои номера.В память об исторической победе князя Мстислава над Ярославом Мудрым впервые в минувшем году по инициативе ряда общественных организаций и областной администрации был организован Международный фестиваль «Листвен-2012». Праздник, как заявили его организаторы, устроен во имя «укрепления культурных и экономических связей братских славянских народов, привлечения внимания к истории Родины». Ну что ж, цели благородные и нужные в наше столь непростое время, когда славян больше пытаются разделить, чем утвердить их братское единство.

И пусть не обошлось без неувязок, хорошее начало ещё одному красочному празднику на черниговской земле (после Сеньковки и Любеча) положено. Это ли не свидетельство того, что свою историю Черниговщина знает и любит. Не забыт былинный русич Мстислав, славный витязь, оставивший о себе добрую память в древнем граде Чернигове.

__________

Фото - http://content.mail.ru/arch/13591/1469439.html и автор

http://rusedin.ru/2013/02/03/izhe-zareza-rededyu-pred-polky-kasozhskymi/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виталий Топчий
Все статьи Виталий Топчий
Последние комментарии
«Все говорят Кант, Кант». Хороший немец, плохой русский
Новый комментарий от С. Югов
24.04.2024 11:40
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от Серега с Малой Бронной
24.04.2024 11:26
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от Русский Сталинист
24.04.2024 09:36