Из года в год на годовщину гибели Александра Сергеевича Пушкина Бюро пропаганды художественной литературы при Союзе писателей России проводит творческие вечера в Большом зале Центрального дома литераторов. Всегда на них приходит большое количество народу, но столько людей, как 10 февраля сего года, я не видел давно.
В немаленьком вестибюле ЦДЛ - непривычное море голов. Люди стоят плотной массой, буквально плечом к плечу. Очереди в гардеробы начинаются прямо у входных дверей. До начала еще 20 минут, а уже негде яблоку упасть. Организаторы откровенно растеряны: они не ожидали, что в воскресный день, когда все заняты домашними делами, нахлынет «на Пушкина» столько зрителей. Сообразив, что я не успею, если буду стоять за номерком (а мне выступать первым), снимаю куртку и с ней под мышкой не без труда пробираюсь на второй этаж. В фойе перед Большим залом тоже давка, а зал, между тем уже полон! Люди остаются стоять в проходах, в фойе второго и первого этажей, где налажена трансляция.
А ведь всё это происходит в почти чужом уже, можно сказать, городе! Выйди хоть на Большую Никитскую, хоть на Поварскую - и вот она, Москва «деловых людей» и воров в законе! Мы с ними здесь буквально лицом к лицу сталкиваемся: они вываливаются из джипов, направляясь на свои «стрелки» и «сходки», а мы идем от метро на литературные вечера и писательские мероприятия. Вот, пожалуйста, кафе «Старый фаэтон» рядом с ЦДЛ, принадлежавшее недавно убитому «деду Хасану», а немного дальше - ресторан «Каретный ряд», где его, собственно, и убили. Воскресная Москва в огнях шизоидной рекламы... А поди ж ты!
Думается, что в аншлаге 10 февраля - немалая заслуга Бюро пропаганды художественной литературы и Клуба писателей ЦДЛ. Уже много лет каждый вечер в День памяти и в День рождения Пушкина посвящается одному из его произведений - «Метели», «Руслану и Людмиле», «Пиковой даме», «Медному всаднику». Постоянные посетители ЦДЛ не только привыкли к этой прекрасной традиции, но и разнесли о ней слух по культурной Москве. А телевизионные дельцы по-прежнему нам твердят, что литературные некоммерческие программы якобы обречены на неуспех! Дескать, будьте довольны, что мы отмечаем юбилеи классиков на канале «Культура». Ведь могли бы и не отмечать! В самом деле - кто их за это накажет?
А люди уже «ногами» голосуют за «незрелищные» программы. Побывайте на концертах Кубанского казачьего хора, ансамбля русской песни «Россиянка». Такие же аншлаги!
И все меньше и меньше народу на концертах молодящихся «звезд шоу-бизнеса». Но почему-то не они отправлены на самые дальние задворки государственного ТВ, где им самое место, а русская культура.
Поэтому удивительно уместно прозвучало прочтенное в видеопрологе к вечеру стихотворение Анатолия Передреева:
Всё беззащитнее душа
В тисках расчётливого мира,
Что сотворил себе кумира
Из темной власти барыша.
Всё обнаженней его суть,
Его продажная основа,
Где стоит всё чего-нибудь,
Где ничего не стоит слово.
И всё дороже, всё слышней
В его бездушности преступной
Огромный мир души твоей,
Твой гордый голос неподкупный.
Звучи, божественный глагол,
В своём величье непреложный,
Сквозь океан ревущих волн
Всемирной пошлости безбожной...
Ты светлым гением своим
Возвысил душу человечью,
И мир идет к тебе навстречу,
Духовной жаждою томим.
Жанр пушкинских вечеров в ЦДЛ - «театр книги», то есть литературно-музыкальная композиция с художественными и музыкальными иллюстрациями. В этом году программа была посвящена 180-летию выхода в свет полного издания «Евгения Онегина».
Музыкальным редактором и исполнителем музыкального сопровождения программы (как и всех пушкинских программ) стала замечательная пианистка, заслуженная артистка России, доцент Московской консерватории Полина Федотова, тонко понимающая пушкинское слово и пушкинские образы. Читали пушкинские произведения тоже хорошо знакомые посетителям цэдээловских вечеров народный артист России Валентин Клементьев и артисты Лариса Савченко, Мария Пьянкова и Иван Голев, для которых творчество Пушкина - не просто очередная концертная работа, а тема жизни.
Открыла вечер организатор этого и предыдущего вечеров Алла Панкова, директор Бюро пропаганды художественной литературы. Она напомнила слова пушкиниста Валентина Непомнящего о том, что в «Евгении Онегине» Пушкина «закодирована судьба России», и ключом к нему является образ Татьяны, которая и воплотила в себе Евангельский идеал любви - той любви, что «долготерпит, милосердствует не ищет своего, не мыслит зла и все покрывает, всему верит, всему надеется и никогда не перестает». Оттого и стал «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», а в более широком смысле - литературной основой русского характера, русской идеи.
Свое выступление я пересказывать не буду, благо эссе на эту тему под названием «Таитесь вы под сению закона...» (Тайна гибели великих поэтов)» опубликовано в «Столетии» 6. 06. 2012 г., и интересующиеся читатели могут ознакомиться с ним в рубрике «Версия», не уходя, что называется, с сайта.
Далее зрителям было подарено изысканное литературно-музыкальное путешествие (чтение онегинских строф, исполнение арий из оперы Чайковского «Евгений Онегин») по всему, в сущности, пушкинскому роману.
Своеобразным погружением в ту эпоху, в мир героев романа стал сквозной видеопоказ, не просто дополняющий игру артистов, а создающий непередаваемую атмосферу литературного вечера.
Автор, режиссер и исполнитель видеомонтажа - Ирина Панкова, интересные сюжеты которой всегда и органично встроены в образный и музыкальный ряд композиции. В частности, она подготовила видеосюжет с выдающимся певцом, народным артистом СССР, легендарным исполнителем партии Ленского в постановке Большого театра Сергеем Лемешевым. Удивительно, но публика аплодировала кинопленке артиста, которого уже более полувека нет в живых.
Настоящим открытием для слушателей стало участие в постановке молодой, удивительно одаренной певицы - студентки пятого курса Московской консерватории и солистки «Новой оперы» Елизаветы Соиной. Ее исполнение «Письма Татьяны» и арии в финальной части оперы Чайковского отмечено не только вокалом высокого профессионального уровня, но и свободным глубоким владением материала и точным проникновением в характер пушкинской героини. Изящность и пластичность певицы гармонично сочетаются с уверенной и убедительной силой создаваемого ею образа. Солист Большого театра Игорь Матюхин чудесно спел арию Гремина и пушкинский романс «Если жизнь тебя обманет», включенный в композицию вместо арии Трике на балу у Лариных - как своеобразное предсказание Ленскому.
В финале вечера прозвучало «Размышление» Чайковского в ярком, волнующем исполнении юной скрипачки Софии Федотовой. Под эту волшебную русскую музыку на экране возникли лучшие портреты Пушкина разных лет, пушкинские места России, многочисленные издания его произведений, кабинет и письменный стол поэта, образы его героев, памятная стела на месте дуэли на Черной речке, слуга Никита, вносящий раненного Пушкина в дом, заснеженная дорога, ведущая к Святогорскому монастырю...
Вечер закончился, а люди всё не расходились и, уже одетые, толпились у входа, делились впечатлениями, увиденным и услышанным... Обидно, что такая трудная и серьезная работа была проведена для одного лишь вечера!
Ведь он имел благотворительный характер, билеты были бесплатными. Подготовлена замечательная музыкальная партитура, интереснейшие видеоматериалы, артисты «вжились» в текст... Такое надо было записывать на «цифру»... Неужели эту композицию никто больше не увидит? Жаль, очень жаль...
А еще запомнилась одна деталь в пересказе Аллы Панковой. Перед началом вечера она спросила у толпившихся возле ЦДЛ людей, на какое мероприятие они пришли, и ей ответили: «Пришли на вечер памяти нашего Пушкина». Так и сказали - «нашего Пушкина».
P.S. По многочисленным просьбам зрителей организаторы решили повторить вечер. Он состоится 26 марта в 18.30 в Большом зале ЦДЛ.
http://www.stoletie.ru/kultura/zvuchi_bozhestvennyj_glagol_898.htm