Святитель Феодосий, ангел церкви черниговский

Новости Москвы 
0
584
Время на чтение 10 минут

Елецкий Черниговский храм Успения Богородицы

Несколько лет назад группа харьковчан отправилась в большую поездку по Украине и преодолела 3500 км. На пути одним из первых городов, преисполненным русскими древними святынями, стал красавец Чернигов.

Сперва дорога сама собой привела нас в Елецкий (Ельский) Успенский монастырь, находящийся на Болдиной горе. Обитель была основана в XI веке Великим князем Черниговским Святославом Ярославичем по совету подвизавшегося здесь в 1069-1072 гг. основоположника русского монашества прп. Антония Печерского. В древности монастырь был велик, богат и благоустроен, но в дальнейшем его разрушали татары и поляки. В 1240 г. он был сожжен Батыем вместе с городом, восстановлен в 1445 г. В 1579 и 1611 г. подвергался разрушению польскими войсками. Монастырь стал восстанавливаться с 1657 г. при Черниговском архипастыре Лазаре Барановиче. Настоятелями монастыря в разное время были лица, весьма известные в истории Русской Церкви: Иоанникий Голятовский, Димитрий Ростовский и Феодосий Черниговский (именуемый также Угличским).

Соборный монастырский храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1060 г., обновлялся в XV в. и начале XVII в.

Здесь в иконостасе находилась Елецкая Черниговская икона Богоматери «Неувядаемый цвет», которая явилась в 1060 г. близ Чернигова на ели, отчего и получила свое название. В истории Русской Церкви явление иконы на дереве было первым подобным чудом.

После разрушения монастыря в начале XVII в. икона была утрачена. В 1676 г. братьями Матвеем и Никитой по фамилии Козель (Козел) сюда был привезен из Владимира точный список Елецкого образа, который был у них куплен кн. К. Острожским и пожертвован монастырю. Древней Елецкой Черниговской иконой считалась та, которая в 1579 г. потомками Святослава Черниговского, кн. Барятинскими была взята в Москву, а в 1687 г.  в Крымский поход. Умирающим Даниилом Барятинским на обратном пути (в этом же году) икона была отдана в харьковский Успенский собор.

Празднование в честь Елецкой Черниговской иконы совершалось 5 февраля, то есть 18-го по новому стилю. Спустя годы в этот же день стали почитать память святителя Феодосия Черниговского.

Икона Божией Матери Елецкая Черниговская

Под монастырским храмом в честь свв. апп. Петра и Павла и архиерейскими покоями находились Елецкие пещеры, ископанные при преп. Антонии Печерском. Расположение и устройство этих пещер сходно с киевскими. На западе от монастырской колокольни был деревянный домик, где под потолком находилась балка с вырезанною надписью: «Прп. Феодосий Углицкий, архимандрит 1688». Эта балка была в келье св. Феодосия.

На Болдиных горах мы поднялись на 58-метровую колокольню кафедрального Троицкого собора, построенную в 1775 г. по проекту Растрелли. Растрелли памятен, в частности тем, что является архитектором проекта Успенского собора в Харькове.

Троицкий собор Чернигова

Сам Троицкий собор был заложен в 1679 г. по проекту немца Иоанна Баптиста из Вильно. В правом нефе собора теперь находится рака святого чудотворца Феодосия Углицкого и Черниговского. А деревянный домик, которому более трехсот лет, где жил великий Феодосий, по сей день сохраняется на территории Елецкого монастыря.

В Троицком соборе мы поклонились также иконе Черниговской Богородицы - второй чудотворной иконе Чернигова, повсеместно чтимой наряду с иконой Ельской Богоматери.

* * *

Святитель Феодосий архиепископ Черниговский родился в начале 1630-х годов в Подольской губернии. Он происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких. Его родителями были иерей Никита и Мария.

Святитель Феодосий архиепископ Черниговский. Икона

У Феодосия, отличавшегося с детства кротостью и прилежанием к молитве, природные способности раскрылись в Киево-Братской коллегии при Киевском Богоявленском монастыре. Это было время расцвета коллегии, когда ее ректорами были архимандрит Иннокентий (Гизель), а затем игумен и впоследствии архиепископ Черниговский - Лазарь (Баранович). В числе его наставников были иеромонах Епифаний (Славинецкий), иеромонах Арсений (Сатановский), епископ Белорусский Феодосий (Баевский), игумен Феодосий (Сафонович) и Мелетий (Дзик). Товарищами святого Феодосия по коллегии были будущие выдающиеся пастыри: Симеон Полоцкий, Иоанникий Голятовский, Антоний Радзивилловский, Варлаам Ясинский.

В то время Киево-Братская Богоявленская школа являлась главным центром борьбы Православия против нападок католического духовенства, иезуитов и униатов.

Будущий святитель принял иноческий постриг в Киево-Печерской лавре с именем Феодосий, в честь преподобного Феодосия Печерского. Киевским митрополитом Дионисием (Балабаном) он был поставлен архидиаконом Киево-Софийского собора, но вскоре отбыл в Крутицкую обитель Черниговской епархии под Батурин, ожидая строгой иноческой жизни. Там он принял сан иеромонаха.

В 1662 г. Феодосий был назначен игуменом Корсунского монастыря Киевской епархии, а в 1664 г. - настоятелем древнего Киево-Выдубицкого монастыря. Эта обитель перед тем находилась в руках униатов и была совершенно разорена. Но святому Феодосию благодаря энергии и настойчивости удалось быстро возродить монастырь. Он создал прекрасный хор, который славился не только в Малороссии, но и в Москве, куда святой Феодосий в 1685 г. посылал своих певчих.

Когда смотришь на историю этой обители, думается, что ей уготована какая-то особая стоическая роль. В бытность свт. Феодосия ей пришлось пережить сложный период. В наши дни она захвачена самосвятами-раскольниками «киевского патриархата».

Преосвященный Лазарь (Баранович) называл игумена Феодосия «овцой стада Христова, научившейся покорности». Став в 1679 г. местоблюстителем Киевской митрополии, оставаясь в Чернигове, он назначил Феодосия своим киевским наместником. В этом качестве свт. Феодосий в 1685 г. был послан в Москву. В результате произошло важнейшее событие: воссоединение Киевской митрополии с Русской Церковью.

В 1688 г. свт. Феодосий был назначен в Елецкий монастырь на место почившего архимандрита Иоанникия (Голятовского). Именно с тех пор святой стал постоянно связан с Черниговом.

Святителю пришлось изрядно потрудиться в Елецкой обители, опустошенной иезуитами и доминиканцами. В течение нескольких лет обитель восстанавливала благосостояние. Елецкий архимандрит оказывал существенное содействие преосвященному Лазарю. Например, участвовал в составлении соборного ответа московскому патриарху Иоакиму на его вопросные грамоты об отношении Киевской митрополии к Флорентийскому Собору. Когда же патриарх не удовлетворился этими ответами, в Москву в начале 1689 г. был послан Батуринский игумен святитель Димитрий (Туптало) - будущий митрополит Ростовский. Свт. Феодосий ездил с ним в качестве представителя от преосвященного Лазаря. Ему поручено было передать Его Святейшеству ответное письмо и изустно разъяснить все недоразумения между Москвой и Киевом. Вместе с тем поручение, данное архимандриту Феодосию, должно было указать на него как на доверенное лицо, заслуживающее особого внимания со стороны патриарха и московского правительства.

В прошении государю Петру I и патриарху, посланном от лица народа преосвященным Лазарем и гетманом, было указано на высокие достоинства будущего святителя: «Пречестный архимандрит, муж благий, украшенный добродетелями монашеской жизни, которую ведет с молодых лет, опытен в управлении монастырями, исполнен страха Божия и духовной опытности, просвещен, весьма усерден к церковному благолепию, способен управлять домом кафедры и епархиею Черниговскою».

11 сентября 1692 г. св. Феодосий, вручив собственноручно подписанное клятвенное обещание «архиепископу Московскому и всея России и всех северных стран патриарху» Адриану, был наречен архиепископом Чернигова и Новгородка (Новгород-Северска). А 13 сентября был посвящен в архиепископы в Успенском соборе Московского Кремля. В выданной св. Феодосию по его же просьбе напрестольной царской грамоте, подтверждавшей права Черниговских архиепископов, указывалась зависимость не от Киевского митрополита, а от Московского патриарха.

К свт. Феодосию обращались за помощью и советом не только православные, но и лица других исповеданий. Он особо покровительствовал черниговским духовным школам, приглашал из Киева ученых монахов, среди которых был иеромонах Иоанн (Максимович). Именно его, тогда наместника Брянского Свенского монастыря, вызвал свт. Феодосий, чувствуя приближение своей кончины, и поставил архимандритом Черниговского Елецкого монастыря.

18 февраля (по нов. ст.) 1696 г. святитель Феодосий скончался.

Впоследствии будущий митрополит Тобольский и всея Сибири Иоанн (Максимович) построил над его гробом в Черниговском Борисоглебском соборе за правым клиросом кирпичный свод с хвалебной надписью в стихах в благодарность за свое чудесное исцеление от тяжкой болезни.

 

 

Святитель Феодосий архиепископ Черниговский. Дерево. Резьба. Конец XIX в.

Прославление святителя Феодосия совершилось 9 сентября 1896 г., в канун 200-летия со дня его кончины. О великом почитании черниговского святителя говорит тот факт, что на торжества в тридцатитысячный Чернигов прибыло около 150 тыс. паломников. Определение Священного Синода гласило: «Во блаженной памяти почившаго Феодосия, архиепископа Черниговскаго, причислить к лику святых, благодатию Божиею православленных, и нетленное тело его признать святыми мощами. Память святителя праздновать 5 февраля и в день открытия мощей святителя, а для торжества открытия мощей святителя, во исполнение ВЫСОЧАЙШЕЙ воли Государя Императора НИКОЛАЯ II, назначить 9 день сентября текущаго 1896 г». (соответственно 18 февраля и 22 сентября по новому стилю. - Авт.)

Сахарозаводчик Н. А. Терещенко, тот самый, что собрал, подобно В. Третьякову, коллекцию русской живописи (ныне Киевский национальный музей русского искусства), подарил для мощей святителя серебряный с позолотой саркофаг. Рака с мощами Феодосия была торжественно перенесена из Борисоглебского в кафедральный Спасо-Преображенский собор и помещена в саркофаг. Через год поклониться мощам святителя Феодосия прибыл из Петербурга о. Иоанн Сергиев (святой праведный Иоанн Кронштадский) и провел в Чернигове два дня.

После Октябрьского переворота 1917 г. нетленные мощи святителя послужили поводом для «развенчания поповских чудес». Но вышла осечка. «Телеграмма военно-срочная. Начальнику политсекции Правобережной Украины. Киев. По постановлению Губернского съезда Советов 18/2 (1921 г.) были вскрыты в Чернигове мощи святого Феодосия. Вскрытие оказалось крайне неудачным. Тело было цело и затверделое. Настроение масс напряженное. Врачебная экспертная комиссия вынесла тенденциозное постановление. Губисполком запросил Харьков высылке профессоров археологов - последним надо установить почвенный состав Черниговщины. Если есть (в) Киеве требуемые люди сообщите и вышлите (в) Чернигов. Ведем успешную агитацию, объявлена антирелигиозная неделя. Подробности лично протокол вскрытия пришлю. Секретарь Губсовещания (Соколов)».

Однако глумление продолжалось: мощи свт. Феодосия (необлаченные!) выставлялись сначала на Украине, затем в Москве и, наконец, к концу 1920-х годов в Ленинграде, где в Казанском соборе начал работу музей религии и атеизма. Здесь спустя десятилетия, в начале 1990-х годов, были обретены мощи преп. Серафима Саровского и свт. Иоасафа Белгородского.

К концу 1930-х в древнем святом Чернигове уже не было ни одной действующей церкви.

Отметим, что Чернигов был освобожден от немецко-фашистских захватчиков 21 сентября 1943 г., в день Рождества Богородицы, накануне праздника прославления в лике святых свт. Феодосия.

Рассказывают поразительную историю. Во время обороны Ленинграда участники заседания военного совета расслышали голос: «Просите (молите) святителя Феодосия, он вам поможет». Они попытались выяснить, кто такой Феодосий. Поиск привел их к продолжавшему служение в блокадном городе митрополиту Ленинградскому Алексию (Симанскому), впоследствии Патриарху Московскому и всея Руси. Мощи святителя были перенесены в Никольский собор, где началась служба.

Говорят, той же ночью сильный мороз сковал Ладогу, сделав возможной доставку в истощенный город продуктов, боеприпасов, живой силы и техники, а также эвакуацию нуждавшихся в срочном вывозе.

Из истории помним словосочетание «Дорога жизни», но мало кто знает, что православные называли ее «дорогой святителя Феодосия».

Рассказывают также, что сразу после войны благодаря личному участию нового патриарха Алексия I (Симанского) и И. Сталина мощи свт. Феодосия были возвращены в Чернигов, где уже служились неусыпаемые акафисты. Величественная, духоподъемная картина: 15 сентября 1946 г. православные вышли навстречу возвращавшемуся в родной город святителю Феодосию, его нетленным мощам. Предсказавший возвращение преп. Лаврентий Черниговский (Проскура, +1950)  шел со свечой, как и все монашествующие, как и все люди, которых было не очень много. Служба в Троицком соборе была Пасхальной, пели «Христос Воскресе!». Взволнованно рассказала участница  торжеств: «Отец Лаврентий управлял хором и всем парадом, владыка служил... Святитель Феодосий служил, а владыка был сослуживцем. Мощи выносили на амвон, на солею, ставили на горнее место. Мы все были с большими свечами. Это была необыкновенная служба, необыкновенное торжество!»

Троицкий монастырь в 1962 г. был закрыт, мощи святителя Феодосия опущены в подвал Троицкого собора в усыпальницу черниговских архиереев. И лишь в 1984 г. они снова стали доступны верующим.

Радиоактивное облако, образовавшееся 26 апреля 1986 г. в результате аварии на Чернобыльской АЭС, город обошло. Черниговцы уверены, что спасены покровителем города свт. Феодосием. Также считают святого своим покровителем ликвидаторы аварии на ЧАЭС.  В 2009 г. было завершено возведение храма в Киеве в честь святителя.  

Храм в честь святителя Феодосия Черниговского в Киеве

Создан также новый храмовый комплекс свт. Феодосия Черниговского и в киевской Дарнице вместе с храмом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».

Храмовый комплекс свт. Феодосия Черниговского в Дарнице

Возводится храм в честь святителя Феодосия Черниговского и в с. Петришки Минской области - первый в Беларуси.

Так в течение многих веков черниговский святитель Феодосий продолжает любовное объединительное служение в среде православного народа, о чем необходимо помнить в год 1025-летия Крещения Руси.

 

 

Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир у мощей свт. Феодосия Черниговского

http://odnarodyna.com.ua/node/12152
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Матвей Славко
Петров день третьего лета войны
Выставка трех поэм
07.08.2023
Молитвою своею Российстей стране победы на противныя подающий
Преподобный Сергий Радонежский и Киев
05.05.2022
«Война на Украине — духовная...»
Как страна превратилась в террористическую секту
27.04.2022
Возможна ли полная денацификация Украины?
Чего мы ждем от специальной военной операции: мнения экспертов
12.04.2022
«В земли Тавричестей просиявшии...»
15 / 28 декабря - Собор Крымских святых
28.12.2021
Все статьи Матвей Славко
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07