Рядом с Небесами, или Два дня в Косово. День первый

Новости Косово 
0
224
Время на чтение 11 минут

Косовская земля У каждого человека есть места, где он особо чувствует Бога. Душа словно лицом к лицу встречается с Творцом. Это похоже на то, как Савл от явления ему Господа был ослеплен Божественным Светом. Несколько дней он не мог ни говорить, ни есть, и те, кто был с ним, вели его под руки. Так и здесь, в многострадальном Косово: такое чувство, что земля сближается с Небом настолько, что душа слышит звуки, запахи Горнего Царства. Открывается внутреннее знание, что есть другая жизнь, другие законы восприятия и ощущения окружающего мира. В душе от этого многое меняется. Как бы оглушенный от сильного потрясения, ты перешагиваешь внутри себя через какие-то пристрастия, ты словно переходишь на другой уровень. То, что тебя волновало еще пару дней назад, оказывается совершенно не важным, как будто это проживал другой человек, а не ты.

В Косово мы уже второй раз. Вообще, когда едешь туда, то всегда думаешь, что это последняя твоя поездка. Например, в прошлом году мы до последнего не были уверены, что сможем туда доехать. На ближайшей границе были устроены баррикады, и следовало ехать другой дорогой. Но внутри чувствовалась уверенность, что за молитвы святого Стефана Дечанского, батюшки и сестер мы все же будем у святыни. По всем обстоятельствам мы практически не имели шансов оказаться там. Мы позвонили игумену монастыря Высокие Дечаны отцу Савве, объяснили ситуацию, и, несмотря ни на что, он дал благословение на дорогу, и мы двинулись в объезд, через другую границу. Так что во всем нужна доля дерзновения. Так состоялось наше первое знакомство с древними косовскими обителями и их насельниками.

В этом году наша поездка в Косово имела конкретную цель - передать собранные пожертвования в женский монастырь Девич. Надо сказать, что акцию по сбору пожертвований в Косово наша обитель начала совместно с московским Сретенским монастырем. Именно благодаря их инициативе мы стали думать, как можно организовать помощь. На это мы получили благословение епископа Рашко-Призренского Феодосия и духовника нашего монастыря протоиерея Андрея Лемешонка.

Монастырю Девич за свою историю пришлось пережить многое, но, наверное, одним из самых тяжелых периодов был март 2004 года, когда толпа албанцев устроила погром, в результате которого почти весь монастырь был сожжен. И сейчас, когда обитель восстановлена, она нуждается в поддержке, так как находится в одном из самых опасных районов Косово. Итак, с Божией помощью, мы стали потихоньку собирать средства. Акция нашла большой отклик в сердцах людей. Это показало, что людям очень дорого и близко все, что происходит в Сербской Церкви. Они звонили, писали письма, говорили о своей поддержке сербскому народу. Каждый жертвовал столько, сколько мог.

После погрома албанцев 17-19 марта 2004 г. После погрома албанцев 17-19 марта 2004 г. Оскверненное надгробие прп. Иоанникия Девичского

Стенд нашего монастыря на белградской выставке книг в 2012 году И вот настал день, когда нам надо было ехать в Сербию. Впереди почти три дня пути: разные страны, люди, впечатления. По мере приближения к Сербии климат становился теплее, и мы не заметили, как попали в лето, хотя на дворе был конец октября. В Белграде нам предстояло провести целую неделю: наш монастырь участвовал в международной книжной выставке.

Епископ Рашко-Призренский Феодосий Примечательно то, что на этой выставке большое внимание оказывалось Косово и Метохии: проходили различные круглые столы, пресс-конференции. Был организован большой стенд Рашко-Призренской епархии. Благодаря этому нам удалось встретиться с владыкой Феодосием и лично обсудить с ним некоторые моменты нашей поездки в Косово. Особой радостью для нас было снова увидеться с игуменом и братией Дечанской обители. Именно благодаря их помощи нам суждено было во второй раз оказаться на святой косовской земле.

Быстро, словно один день, пролетела неделя. Жалко было расставаться с людьми, которые окружали нас все эти дни. Мы попрощались, чтобы ровно через год снова встретиться здесь, и отправились дальше. Самое главное было впереди - нам предстояло провести два дня в Косово.

День первый

Первый день, пожалуй, оказался самым напряженным и ответственным. Нам надо было как-то доехать до Косовской Митровицы, чтобы встретиться там с дечанцами и вместе с ними отправиться в женский монастырь Девич, куда мы везли пожертвования.

Косовская Митровица находится на территории современного Косово. Этот город разделен мостом через реку Ибар на две части: сербскую и албанскую. Это будто два государства, объединенные одним географическим названием, каждое из которых живет своей жизнью. С одной стороны - сербские триколоры, узнаваемые надписи на домах, православные храмы, а с другой - минареты мечетей, красные флаги с черным двуглавым орлом, - все чужое и не близкое... От одного только взгляда по ту сторону моста душу сковывает какой-то леденящий холод. Но среди этого холода и отчуждения есть островки благодати и чистоты, хранители веры - православные монастыри.

Косовская Митровица Мост через реку Ибар в Косовской Митровице

До Митровицы мы доехали на обычном рейсовом автобусе. Единственное, чем отличалась эта поездка от обычного междугородного маршрута, -переезд через границу, разделяющую Сербию и Республику Косово, а также находящиеся там миротворцы, внимательно изучающие всех проезжающих.

Мы, кстати, сразу попали в их поле зрения. В основном, на рейсовых автобусах ездят местные, и их лица миротворцы давно уже запомнили, а тут вдруг две инокини, да еще неизвестно откуда. Их удивление стало еще сильнее, когда они увидели наши паспорта: «Россия?! Белоруссия?! Как вы сюда попали? У вас есть приглашение?» По правде говоря, мы немножко растерялись от такой реакции. Но, слава Богу, это продолжалось недолго. Мы с уверенностью ответили, что для граждан России и Беларуси никаких приглашений не надо и вообще, нас уже давно ждут в Косовской Митровице дечанские монахи. После небольшой паузы и вопросительно-удивленного ответа «Да?!» миротворцы забрали наши паспорта и в скором времени вернули нам их в целости и сохранности.

Отец Серапион В Митровице нас уже ждал отец Серапион. В монастыре он уже около 17 лет. Нужно немножко рассказать о нем. Отец Серапион пришел в Высокие Дечаны, когда ему было 24 года. Он один из немногих среди братии, кто имеет священный сан, поэтому одним из главных его послушаний является несение череды богослужений. А еще он трудится в иконописной мастерской монастыря - пишет замечательные иконы. Это была наша первая встреча с ним, но возникло ощущение, что мы уже давно друг друга знаем, и поэтому наше дальнейшее общение шло достаточно просто и естественно. Надо сказать, что отец Серапион оказался очень живым человеком, с тонким чувством юмора. Это помогало быть открытой в общении с ним, не иметь каких-то дистанций.

С отцом Серапионом были еще два брата. Мы сели в небольшой микроавтобус, или, как они говорят, «комби», и направились «по ту сторону». Проехав немного, остановились. Наш водитель быстро выскочил из машины и засуетился вокруг нее. Мы сначала не поняли, но потом догадались: он ставил косовские номера, так нужно здесь в целях безопасности. И вот, когда все условности были позади, наш «комби», «растворившись» в общем потоке местного транспорта, смело направился к монастырю Девич.

Введенский храм Когда мы подъезжали, даже не верилось, что вот то, к чему мы столько времени готовились и стремились, сейчас окажется совсем близко. Надо сказать, что монастырь находится в одном из самых опасных мест. В 2004 году во время мартовского погрома он был сожжен албанскими экстремистами. И сегодня матушки не чувствуют себя в безопасности, хотя и находятся под охраной косовской полиции. Поэтому ворота монастыря всегда держат закрытыми. Когда мы подъехали, нам открыли не сразу. Отцу Серапиону пришлось не раз звонить по телефону, чтобы сообщить о нашем приезде.

Ворота открыла матушка Анастасия. На ее лице были удивление, радость и одновременно тревога. Она пригласила нас войти. Она ничего не говорила, ничего не спрашивала, только смотрела в глаза и, честно сказать, от этого становилось как-то неловко. В голове мелькнула мысль: «Неужели так и должно быть?» Настолько неожиданной была наша встреча. Я, признаюсь, ожидала, что нам начнут задавать какие-то вопросы, выражать какие-то эмоции. А здесь просто глаза, смотрящие прямо в душу, и ни одного слова. Чтобы как-то эту ситуацию изменить, я стала рассказывать, кто мы, откуда приехали. Матушка улыбнулась и повела нас в храм.

Встреча с матушкой Анастасией В храме пахло ладаном, - там недавно закончилась Литургия, которую, кстати, совершал отец Серапион, перед тем как встретить нас в Митровице. Мы остановились посередине храма. Было чувство, что матушка чего-то от нас ожидала, хотя ничего о нас и о том, что мы собираем пожертвования для ее монастыря, она не знала. Я от волнения сразу же стала доставать из сумки конвертик: «Вот, мы хотим передать вашему монастырю небольшое пожертвование. Это деньги, которые давали люди». И знаете, она спокойно, без всяких эмоций, благодарностей взяла этот конверт. Как будто мы заранее с ней договорились и теперь встречаемся в назначенном месте и в назначенный час. Матушка Анастасия Это было так удивительно! Ты ожидал, что человек будет благодарить, будет как-то выражать свои чувства, а здесь не было этого. И в этом усматривалось такое смирение - неподдельное... Такое может быть только у человека, который прошел большую школу смирения и скорбей, которые очистили его весь чувственный состав. И это неудивительно, ведь мать Анастасия за свою жизнь в монастыре (а она пришла сюда, когда ей было 12 лет) пережила очень многое. Одни только албанские погромы 2004 года сколько принесли потрясений и в духовном плане, и в физическом. Да и вообще каждый день в Косово для православного человека, а тем более серба, может оказаться последним. Поэтому такое постоянное напряжение и боль сердца за монастырь, за сестер, за косовскую землю наложило свой отпечаток. Этим объясняется и молчание, и тревога при нашей встрече.

И вот мы находимся в храме древнего сербского монастыря, у мощей прп. Иоанникия. Лично у меня возникло ощущение, что я уже здесь была: все казалось таким дорогим и близким. И святой как будто ждал нас: когда мы вышли из храма, то неожиданно сами по себе зазвонили колокола. Матушка растерялась, стала искать в кармане пульт, чтобы отключить звон (интересно, что у них колоколами на звоннице можно управлять дистанционно), но ничего не выходило. Она была встревожена, что они звонят, потому что это было днем и могло насторожить местное население. Тогда она пошла на «звонник» и пыталась «успокоить» колокола вручную. А для нас это было настоящим чудом! Мы радовались как дети. Матушка тоже стала улыбаться и говорить: «Что это с ними?» Вот так и произошло наше знакомство с монастырем Девич.

Иконостас Введенского храма Вход к мощам прп. Иоанникия Надгробие над мощами прп. Иоанникия

Перед отъездом из монастыря После храма матушка повела нас в корпус на так называемое «послужение». «Послужение», или угощение, - замечательная сербская традиция: когда приезжают гости, их приглашают в специальную комнату, или «салон», где предлагают сначала воду, чай, кофе, сок и что-нибудь сладкое. Во время «послужения» люди общаются, знакомятся. Так и здесь было. Мы оказались в просторной комнате. Матушка Анастасия усадила нас за большой стол. Нам предложили ароматный кофе и печенье. Признаться, у меня было желание побеседовать с матушкой, сделать небольшое интервью о том, как живут сестры. Монастырский двор Но я сомневалась, что это получится, поэтому даже не настраивалась и не готовила заранее вопросы. Но когда мы сели, я просто стала спрашивать о том, как они живут, сколько сестер в монастыре, и незаметно мы начали говорить о том, что волнует нас самих. Наш разговор перешел в совершенно другое русло. Мы почувствовали, что можем спросить у матушки о каких-то своих внутренних вопросах. Меня удивило, с какой простотой и открытостью она отвечала нам. Во время беседы она предлагала нам покушать что-то более существенное, чем чай, но нам это уже было не так важно, главное, чтобы не оборвался наш разговор, чтобы успеть напитать душу живым духовным словом. Ведь матушка Анастасия с 12 лет в монастыре, и слово из ее опыта очень важно. Это большая редкость в наше время - встретить такого человека и пообщаться с ним. Нашу беседу удалось записать на диктофон, поэтому фрагменты ее мы сможем опубликовать на нашем сайте.

По дороге в Высокие Дечаны Мы не заметили, как пролетели полтора часа и следовало уже заканчивать нашу беседу, хотя матушка ради нас готова была еще жертвовать своим временем и вниманием. Пока мы спускались во двор, а потом еще раз прикладывались к мощам прп. Иоанникия, матушка Анастасия успела сбегать в церковную лавку и принести нам небольшие подарки. Это было так трогательно! Не хотелось нам расставаться, часть сердца оставалась здесь, но надо было ехать дальше, в Высокие Дечаны...

Продолжение следует...

http://obitel-minsk.by/_oid100095226.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Косово
«Веселье в гетто закончилось…»
О жизни косовских сербов в оккупации
28.03.2024
Косовская «баница»: рождественская мамина молитва
Сербы делятся рождественской радостью – не только кулинарными рецептами и этнографическими сведениями, но и умением хранить свет Рождества Христова в сердце
09.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:10
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03