Найти пути жить вместе в мире

Комментарий председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина

Обсуждение проекта Cтратегии государственной национальной политики Российской Федерации подтолкнуло многие общественные силы и людей, не первый год рассуждающих о сложностях межнациональных отношений, вновь вернуться к серьезной дискуссии о проблемах, которые отягощают эту сферу жизни России. 

Проект стратегии, с моей точки зрения, достаточно неплохой. Радует, что в нем говорится о системообразующей роли русского народа, всерьез ставятся проблемы, связанные с интеграцией мигрантов, говорится о необходимости объективного и гласного расследования резонансных инцидентов, чреватых межэтническими осложнениями. Не случайно Комиссия по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, созданная в рамках работы Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России, много раз призывала органы власти крайне серьезно относиться ко всем инцидентам подобного рода, ко всем ситуациям, когда бытовой или экономический конфликт (драка в ресторане или спор из-за торговых площадок) могут заканчиваться межнациональными столкновениями в силу того, что одна из сторон конфликта, а иногда и обе стороны пытаются подтягивать своих сородичей или людей, объединенных по принципу принадлежности к определенной молодежной, политической или фанатской группировке. Такие случаи нужно расследовать быстро и по справедливости, предупреждать их. В противном случае страна может оказаться перед угрозой серьезного межнационального противостояния, а такая угроза, как мы знаем из истории, может стоить России будущего.

Документ реагирует на многие проблемы, которые люди ставили за последние 3-4 года. Ранее эти проблемы были подняты в одной из статей тогдашнего кандидата в Президенты Владимира Путина. Словом, очевидно, что власть слышит народ, пытается ответить на реально существующие трудности межнациональных отношений, разрешить их.
Впрочем, возникает серьезный вопрос: почему составлением проекта стратегии руководили те же люди, которые были творцами национальной политики в 90-е годы, политики, которая явным образом зашла в тупик, которая породила или по крайней мере не заметила те проблемы, которые нарастали в области межнациональных отношений все 90-е и 2000-е годы? Боюсь, что одна из причин этой близорукости в том, что попытку понять реальность подменили попыткой подогнать ее под некую идеологическую схему. Суть ее проста: этничность отмирает, национальная культура уходит в прошлое, религия уж тем более не должна больше никак влиять на жизнь общества, возникает новая общность людей. Не получилось с многонациональным советским народом? Давайте построим многонациональный российский, а на самом деле будем ориентироваться на американский плавильный котел, в котором якобы успешно растворились все вроде как не нужные в современном мире национальные особенности.
 
Идея эта была утопична с самого начала и на самом деле будет всегда обречена на провал. В той же Америке развернута мощная патриотическая и интернациональная пропаганда, но она не снимает меж-этнических и межрелигиозных проблем - наоборот, они даже усиливаются. Так, белое протестантское население, привыкшее чувствовать себя в стране хозяином, вовсе не хочет примириться с необходимостью уступить центральную роль в жизни страны, и из-за этого противоречия становятся все более жесткими.
 
На самом деле никакого плавильного котла нет и быть не может. Люди продолжают быть разными. Ничего мы не поделаем с тем фактом, что среди евреев больше чемпионов по шахматам, а среди людей африканского происхождения - больше чемпионов по баскетболу. И настоящая мудрость национальной политики всегда заключалась и всегда будет заключаться не в том, чтобы втиснуть эту политику в рамки той или иной идеологии, а в том, чтобы понять настоящую жизнь такой, какая она есть, и постараться на основе этого понимания построить адекватный путь в будущее. 

Да, в России при мощной роли русского народа - который, кстати, нуждается в поддержке, в развитии форм своей самоорганизации, в создании национальных культурных центров, - есть и другие народы, которые имеют отличные от московских, питерских или саратовских привычки, культуру, образ жизни, религиозно-общественные установки. Меняться эти народы вряд ли собираются, да их и не нужно менять. Нужно признать наличие в обществе разных укладов жизни, оценить это как данность и как богатство, а дальше постараться сделать все для того, чтобы разные народы учились не навязывать силой или вызовом свой образ жизни другим, учились уважать друг друга, грамотно разграничивать сферы влияния своей и чужих культур, уважать разные представления о семье, о хозяйстве, о религиозной общине и о ее месте в жизни.
 
Люди на самом деле умеют это делать. Достаточно посмотреть на студенческие землячества в московских вузах, которые научились договариваться друг с другом, а не решать проблемы через драку и поножовщину. Что уж говорить о многовековом опыте совместной жизни в России людей разных народов и религий! Этому опыту может позавидовать и растерявшийся ныне Запад, который никогда на самом деле и не жил в условиях реального присутствия в своем обществе другого как социальной силы со своими законами, со своими представлениями, со своей культурой, со своим поведением. Только начиная учиться жить с этим другим в одном доме, Запад пока делает ошибки, давно пройденные нами. В этих условиях он вряд ли вправе нас чему-то учить. Нам же самим нужно не наступать вновь и вновь на одни и те же грабли, уверяя, что через 10, 20, 50 или 100 лет мы здесь создадим некую новую невиданную прежде общность людей, а примириться с тем, что мы разные. Но при этом нельзя уступать вражде и насилию, помня о том, что народы, по-настоящему верные своей культурной и духовной традиции, всегда смогут найти пути жить вместе в мире.

http://www.rusderjavnaya.info/article.php?art_id=675

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Всеволод Чаплин:
Анатолий Степанов: Россия должна удержать Эрдогана от рискованного шага
Убедив президента Турции не превращать собор Святой Софии в мечеть, наша страна даст хорошую пощечину патриарху Варфоломею
30.03.2019
«Не поверю, что Николай распространял наркотики»
Нужно привлечь максимальное общественное внимание к «Делу Каклюгина» и обеспечить максимальную открытость процесса
16.03.2019
Все статьи автора