itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Деньги и торговля по-евангельски

0
361
Время на чтение 5 минут
Деньги - это только деньги или нечто большее? Где их брать и что с ним делать, чтобы жизнь прошла не впустую? Размышляет протоиерей Андрей Ткачев. Протоиерей Андрей Ткачев

Протоиерей Андрей Ткачев

Деньги - это просто деньги, когда вдовица, при неусыпном оке незамеченного ею Христа, бросает в корвану две лепты. В них - все ее дневное пропитание.

Деньги это уже совсем не деньги, а образ двух Заветов - Нового и Ветхого - когда милосердный самарянин дает две (!) монеты хозяину гостиницы и просит за эти средства поухаживать за избитым странником. Милосердный самарянин, в котором мы со времен Оригена научены видеть Христа, обещает вернуться и вознаградить владельца гостиницы, если тот потратится сверх двух монет. (Можно, видимо, питать паству кое-чем полезным, помимо Писаний обоих Заветов)

Деньги остаются деньгами, но превращаются в повод к чуду. Это когда Петр забрасывает удочку в море и ловит рыбу, во рту которой находит дидрахму. Этих денег хватает ровно на подать за себя и за Господа для храмовых сборщиков. Но ровная достаточность, вытащенная изо рта наудачу пойманной рыбы, рождает удивление при созерцании «обыкновенного чуда».

Деньги - вовсе не деньги, когда Христос говорит искусителям: «Дайте Мне златницу». А потом спрашивает: «Чей это образ и написание?» Оказывается, что как монета принимает образ правящего царя, так и душа принимает образ Божий, поэтому нужно отдавать Божие - Богу, а кесарево - кесарю. Душу - Бога, ибо она - по образу. А деньги в виде налога - царю, ибо его профиль на монетах.

Деньги - совсем не деньги, когда Царь из притчи раздает рабам денежные суммы, соответственно силам каждого, и потом, придя, ищет получить прибыль. Это уже образ даров и способностей, полученных от Царя царствующих. Способностей, которые нужно пустить в «духовный оборот» и послужить ими Богу ради духовной «прибыли».

Не о деньгах говорится и в притче о мудрых и немудрых девах, когда одни говорят другим о масле для лампад: «Пойдите и купите себе». Говорится о чем-то ином, ведущем к сохранению и умножению веры и ее плодов.

Таким образом, на страницах Писания иногда деньги - это «просто деньги», иногда это «не просто деньги» и «не совсем деньги», а иногда это «вовсе даже и не деньги».

Историческая ситуация, в которой возникло Евангельское чудо, это не мир бартера и натурального обмена, а высокоразвитый мир товарно-денежных отношений. Этот мир требует правильных отношений к денежным знакам. По крайней, мере навыки счета в таком мире так же необходимы, как и навыки чтения.

Мы часто стыдимся говорить о деньгах, как о чем-то заведомо скверном и низком. Это не мешает множеству из нас быть тайными или явными сребролюбцами. Происходит нечто подобное традиционному отношению к половой сфере. В. В. Розанов отмечал, что русские люди стараются не думать и не говорить на темы пола, как бы лишая пол идеальной стороны. «Ну, его», да «Фу, какая гадость». Зато в быту у нас вместо ангельской чистоты полным полно грязных и свинских моделей полового поведения.

Получается, что блудить-то блудим, но попытаться хоть немного понять эту таинственную половую сферу жизни не желаем из-за ложного стыда. Так ханжество всегда пожимает ручку явному разврату.

Нечто подобное происходит и в области отношений к деньгам.

Отношение к ним неправильно как тогда, когда только о деньгах говорят и думают, только к ним стремятся, так и тогда, когда о них умалчивают. Правильное поведение кроется посередине, на маршруте, именуемом «царский путь». Не сорить и не копить бездумно, но зарабатывать и разумно тратить - вот цель.

Деньги нужны при купле - продаже. Это элементарная мысль. Даешь деньги - получаешь нечто взамен равное по стоимости. Нечестный человек стремится задешево купить нечто драгоценное, или продать дорого нечто маловажное. Стоит теперь вспомнить, что одна из граней наших отношений с Богом есть некое подобие купли - продажи. Сам Христос называется Искупителем, словом, однокоренным со словом «покупать». «Вы куплены дорогою ценою!», - говорит Павел.

Человек верующий постоянно должен быть занят некой меной: он меняет земное и временное на небесное и вечное. В этом, кстати, смысл добровольных лишений и ограничений. Время, силы, сон, еду можно приносить в жертву и получать взамен Самого Бога и Его благодать. В этом смысле в притчах Господь раздает таланты (мины, златницы) и велит рабам эффективно торговать и достичь прибыли.

«Употребляйте их в оборот», - говорит Господь о розданных талантах (Лук. 19:13), а по-славянски это слово звучит: «Куплю дейте дондеже приду». Это и есть та духовная купля -продажа, которую мы должны вести. Можно думать, что слово Откровения о невозможности «покупать и продавать» при антихристе, означает полное отсутствие в людях желания что-либо делать для Бога и чем-либо жертвовать.

Уже и сейчас есть великое множество людей, которые ничего для Бога не делают, ничто земное не меняют на небесное, не «торгуют» по-евангельски. Эти люди находятся в несомненном состоянии погибели и без всяких дополнительных печатей, поскольку чело их уже духовно «запечатано» скверным и бесплодным образом мышления, а руки - таким же скверным и бесплодным образом деятельности

Деньги нужно освятить жертвой. Они уже не звенят, вернее, те, что звенят, похожи на Кошкины слезки. А вот те, что шелестят, сохраняют пока еще действенность.

Деньги шелестят, хрустят и шуршат по-разному. Над одним шуршанием банкнот пребывает благословение Божие. Это деньги, вложенные в Христову любовь. Над хрустом же других купюр никакой голубь не летает, но напротив - вокруг них вьется змей. Это украденное, отобранное, а главное - нечестиво или глупо потраченное.

Церковь обязана освящать деньги, попадающие в ее руки путем священного и мудрого использования. Хоронить странников, существенно (а не копейками) помогать вдовам, сиротам и калекам, поддерживать опустевающие приходы, финансировать миссию и печатное дело мы должны сами. Этому нужно учиться.

У каждого из нас, даже самого небогатого человека, есть в кармане «мятый рубь», отдав который, мы не ощутим себя обедневшими. С этого и надо начинать. Нас ведь - христиан - все еще миллионы! Словно капли, эти мятые бумажки, о которых Высоцкий пел, что их «экономить - тяжкий грех», способны собираться в ручейки, а далее - в реки. Важно только, чтобы эти реки, говоря словами того же Высоцкого, «в конце куда надо впадали».

Статьи расходов нужно продумывать тщательно, и руки заранее мыть, чтобы к ним ничего не прилипало. Это - самая тяжкая задача. Если же мы ее решим, то появится и самоокупаемая качественная православная пресса, и унизительная нищета отступит от многих, и вдовицы наши, как в древности, будут питаемы Церковью.

Только и всего-то нужно, что чистота намерений и знание не только таблицы умножения, но и таблицы деления. Делиться надо - кто не понял. А иначе будем всех пугать антихристом, потихоньку строя дом в четыре этажа, да пересказывать на службе житие Павла Фивейского будем, без стыда разъезжая на машине за 100 тыс. у.е.

«Бог во храме святом Своем». Но не только. Нельзя ограничить Необъятного, и Соломон при освящении Иерусалимского храма говорил, что «Небо небес не вмещает Тебя, тем более этот малый храм». Богу нужно дать место всюду. Его нужно пустить в школу и в больницу. Ему нужно открыть двери семейной жизни своей. Бога, наконец, нужно пустить и в свой кошелек. Иначе мы не спасемся.

Иначе мы, произвольно пытаясь ограничить действие Всемогущего только областью храма, превратим свои карманы и бумажники в некое дьявольское «святое святых», и будем подобны фарисеям, о которых Евангелие говорит, что они - сребролюбцы. Чтобы не только внешняя часть, но и внутренняя у них была, как у чаши, чистая, Христос Господь велел им давать милостыню.

http://www.pravmir.ru/dengi-i-torgovlya-po-evangelski/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Андрей Ткачев
Все статьи Протоиерей Андрей Ткачев
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 06:42
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04