О Православии в Финляндии, священнослужении, Валааме и своём пути к вере

Архиепископ Карельский и всей Финляндии Лев: "Мне когда-то задали вопрос: зачем вы хотите учиться в семинарии и стать священником, ведь через 20 лет Православия больше не будет? А я думаю, что я хочу, чтобы я сам своими глазами увидел какой она будет - наша Церковь. Я получил наследие от родителей и я буду продолжать. Если бы я был в Палестине, то я думаю, что сам бы взял в руки оружие и воевал бы за Христа, но, слава Богу, у нас в Финляндии не было такой сложной ситуации..."

Публикуем интервью с Предстоятелем Финляндской Автономной Православной Церкви Архиепископом Карельским и Финляндским Львом (Макконен), в котором он ответил на вопросы главного редактора ИА "Русские Новости" Ярослава Мошкова.

Предстоятель Финляндской Автономной Православной Церкви Архиепископ Лев (Макконен). Фото: Ярослава Мошкова

Предстоятель Финляндской Автономной Православной Церкви Архиепископ Лев (Макконен). Фото: Ярослава Мошкова, ИА "Русские Новости".

Ваше Преосвященство, расскажите пожалуйста о Православии в Финляндии и о его исторических путях развития.

У нас древняя история. Корни Православия у нас в Финляндии уже такие древние, что мы можем считать, что святые равноапостольные Кирилл и Мефодий являются апостолами северных стран. Мы все помним, что в 1988 году, когда Русская Православная Церковь праздновала тысячелетие крещения Руси, это был и наше торжество тоже. Мы знаем, что купель Православия - престольный город Киев, потом перекочевало в Новгород и впоследствии из Новгорода - на Карельскую землю. Для нас особенно важной являлась  миссионерская работа великого града Новгорода. Поэтому на территории Карелии находятся тысячи храмов, монастырей, часовен. В Финляндии почитают основателей  Валаамской обители преподобных Сергия и Германа Валаамских, Арсения Коневского, Александра Свирского и других. Очень почитаем преподобного Трифона Кольского (Печенгского), который основал Свято-Троицкий монастырь на Севере, на берегу реки Печенги. И сегодня Валаамский, Коневский и Печенгский монастыри находятся в составе Валаамской обители Финляндии.

В свое время Карелия была территорией Финляндии. В городе Сортавала была первая финляндская православная  Духовная семинария. Там было основано братство преподобных Сергия и Германа. Значение этого братства состояло в просвещении народа, особенно на местном финском языке. Исторически церковью-матерью для нас является Русская Православная Церковь. Русская церковь в 1921 году дала нам автономию, но вы хорошо знаете, что в те времена было гонение на Церковь в России и было очень трудно сохранить веру. Не действовал Священный Синод. В 1918 году, когда Финляндия получила независимость, у нас не было связей с Россией, потому что было гонение на Церковь. Тогда мы начали искать омофор для православной паствы в Финляндии. Поэтому представители Церкви ехали к Вселенскому патриарху. Тогда была очень трудная ситуация и в Стамбуле. Патриархом тогда был Мелетий IV, его выгнали из Стамбула, но с помощью Швеции получили разрешение, что Святейший патриарх может вернуться в Стамбул, чтобы встречаться с финнами.

Было заседание Синода Вселенского Патриархата. Тогда решили, что Финляндская Церковь находится в трудном положении, потому что не имеет связей с Россией и Вселенский Патриархат  дал автономию Финляндской Православной церкви. И тогда одновременно получила автономию и Эстонская Православная  церковь, а Чехословацкая Православная Церковь получила автономию в 1923 году. Это было временное положение. Мы думали, что мы возвратимся  в лоно Русской Православной  Церкви, но только после Второй Мировой войны в 1957 году снова было каноническое общение с Русской Церковью.

 

Каково сейчас положение в Финской Православной Церкви и каково отношение власти к Церкви?

Власть очень позитивно относится. У нас никакая политическая партия, ни власть не говорит негативно о Православии. У нас очень крепкая автономия. Православная церковь в Финляндии находится в очень  уважаемом положении. Нас меньшинство. У нас много лютеран, но все-таки Православие почитается как вторая народная религия. У нас с парламентом, с государством и с президентом очень хорошие, честные связи.

Насколько развита религиозность у финского народа? Каково соотношение верующих - православных и лютеран?

Много говорят о том, что в Финляндии в моде содействие лютеран с православными. Это правда. У нас все христианские религии работают вместе в так называемом экуменическом совете Финляндии. Там и католики, и пятидесятники. Например, католики не участвуют в работе Всемирного совета церквей. У нас в Экуменическом совете Финляндии председателем является католический епископ. Это хорошо, потому что ситуация была не всегда такая. После второй мировой войны была очень сложная ситуация. У протестантов, лютеран и католиков есть, конечно, право иметь свой путь, но, надо отметить, что это не для Православной церкви. Это не наш путь, у нас есть своя традиция, свои корни.

Как сейчас готовят священнослужителей? Какая ситуация в семинариях?

У нас в восточной Финляндии есть университет, где есть богословский факультет. И потом, есть своя православная семинария. Все те, которые хотят, чтобы их рукоположили, должны пройти через семинарию. Есть богословская практика. В университете в восточной Финляндии работают филиалы для богословов, преподавателей, регентов и для священников.

Вопрос о Валааме. Это одно из любимейших мест для паломников из Росси, Прибалтийских стран. Расскажите об этом.

Вы знаете, что есть два Валаама. Есть Старый Валаам и Новый Валаам. Оба имеют важное значение. Если мы говорим о Новом Валааме, то, действительно, уже в последние годы приезжает  очень много паломников. Особенно из России. Каждое Воскресенье можно увидеть много автобусов с паломниками.

Старый Валаам на острове - очень важное для нас, жителей Карелии, место. В более старые времена таким же духовным центром был Соловецкий монастырь. Мы считаем, что нам очень важно, что русские люди открыли для себя Нововалаамский монастырь как место для паломничества. Вы знаете, у нас есть две группы русских: старая эмиграция - это те, кто эмигрировал после Первой мировой войны, и вторая эмиграция - после падения коммунизма. Среди паломников есть не только русские, но так же приезжающие из Украины. Что касается монашествующих, то сегодня все монахи - финны, но были из Америки, из Европы и всегда кто-то из монахов из России.

В каком монастыре вы приняли постриг?

Я не из монастыря.  Мои корни в Карелии. Мои родители жили на берегу Ладожского озера, но во время Второй мировой войны эмигрировали в Финляндию и остались там. Я был женатым человеком, меня рукоположили во священники. Я потерял супругу, когда ей было 27 лет, а нашей дочке тогда было 2 года. И вот тогда Бог и Церковь меня воззвали быть епископом  Йоэнсууйским, викарием Карельской епархии, а потом 16 лет был митрополитом Оулуским и 5 лет митрополитом Хельсинским, теперь являюсь предстоятелем Финляндской Православной Церкви на протяжении уже 10 лет.

У каждого человека - свой путь к вере. Расскажите о своем пути.

Я вырос в то время, когда была сложная ситуация, это было после Второй мировой войны. Мы были беженцами из Карелии и финны тогда не знали ничего о Православии. Была борьба за веру. Предполагали, что через 20 лет произойдет ассимиляция и православные карельцы исчезнут. И я тогда сказал, что этого не будет. Сегодня, я, как православный карелец, являюсь свидетелем того, что мы, православные карельцы, не забыли свои корни. Мне когда-то задали вопрос: зачем вы хотите учиться в семинарии и стать священником, ведь через 20 лет Православия больше не будет? А я думаю, что я хочу, чтобы я сам своими глазами увидел какой она будет - наша Церковь. Я получил наследие от родителей и я буду продолжать. Если бы я был в Палестине, то я думаю, что сам бы взял в руки оружие и воевал бы за Христа, но, слава Богу, у нас в Финляндии не было такой сложной ситуации.

__________________

СПРАВКА:

К сожалению, ныне Финская Православная Церковь придерживается т.н. "нового стиля" (григорианского), а не Богоспасаемого - Старого т.е. Юлианского (прим. Р.Н.).

Лев, архиепископ Карельский и всей Финляндии (Макконен) 
Дата рождения:
4 июня 1948 г.
Дата хиротонии:
25 февраля 1979 г.
Страна:
Финляндия
Биография:

Родился 4 июня 1948 года в городе Пиелавеси, Финляндия.

В 1972 году окончил православную духовную семинарию в Куопио.

По окончании семинарии учился на педагогическом факультете университета в Турку, который закончил в 1978 году. В 1973 году митрополитом Хельсинкским Иоанном был рукоположен 20 июля в сан диакона, а 22 июля — в сан священника.

В 1979 году избран епископом Йоэнсууским, викарием Карельской епархии. Хиротония состоялась 25 февраля, а в октябре того же года он был избран митрополитом Оулусской епархии, охватывавшей Северную Финляндию и Лапландию. Занял кафедру в начале 1980 года.

В 1995 году получил диплом магистра православного богословия из Йоенсууского университета.

В 1996 году избран митрополитом Хельсинкским.

25 октября 2001 года на Соборе Финляндской Православной Церкви был избран ее новым Предстоятелем, Архиепископом Карельским и всей Финляндии.

Титул Предстоятеля: Высокопреосвященнейший Архиепископ Карельский и всей Финляндии.

Резиденция Предстоятеля находится в Куопио.

http://ru-news.ru/art_desc.php?aid=8751

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий