Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Свободно избрать добро

Владимир  Легойда, Фома

01.12.2012


О священниках, жрецах и посредниках …

Сколько раз приходилось многим из нас, отвечая на претензию «Зачем нужны священники? Зачем посредники между Богом и человеком?», объяснять важность такого посредничества. Стараться, приводить аргументы, искать убедительные доводы. А может быть, напрасно... Ведь в строгом смысле слова этот вопрос не к христианам, а к язычникам.

Хотя в язычестве на вопрос этот существует весьма простой ответ: а как без специальной жреческой касты общаться с богами? Кто тогда будет жертву приносить? Кто - волю богов сообщать? Кто будет заклинать, заговаривать болезни, умилостивлять разгневанных богов, защищать от злого рока? Кто вообще может сам, правда, нередко также при помощи дополнительных помощников, обращаться к богам? Все это - посреднические функции. И совершать их может только жрец (шаман и т. д.). В этом - посредничестве - и состоит если не единственная, то безусловно основная функция жреческой касты. (Оставим сейчас в стороне разговор о языческих мистериях, в которых, по словам православного богослова XX века, обнаруживается «тоска по подлинной духовности»; это уже тема для специалистов).  

Но, к счастью, большинство современных людей жрецы-посредники интересуют гораздо меньше, чем христианское духовенство. И тут, вместо не всегда работающих примеров про то, что и в школе мы учимся с помощью учителей, и вообще, везде в жизни нам нужны помощники, подсказчики, советчики, можно было бы сказать иначе. Священник - не посредник. 

Конечно, непосредническое служение появляется уже в дохристистианскую эпоху. Так, в Ветхом Завете священник не только приносит жертвы, но является также и судьей, и учителем. Нравственные нормы, впервые подобным образом сформулированные в десяти заповедях Моисея, также становятся предметом заботы духовенства. А этика ветхозаветного Израиля порождает неведомый дотоле идеал праведности - хождения перед Богом. Выражается это прежде всего в следовании закону. При этом сила закона была одновременно и его слабостью: человек искал добра, которое предписывал закон, но изнемогал от невозможности исполнить его (напомню, что благочестивые иудеи должны были соблюдать не 10 заповедей, а... 613 (!) правил - мицвот). И вот еще что важно: «Сострадания к грешнику не знал Израиль. Пророк Илия, ревнующий о Боге совершенной ревностью, не только ненавидит грех, но ненавидит и грешника. Он сжигает пророков Иезавели, он немилосерден к твари и людям, он повелевает стихиям и даже смерти, но не ощущает милосердия к падшим. Священство Ветхого Завета немощно перед Богом и не несет утешения человеку-грешнику» (архимандрит Киприан (Керн)).

                                                                                                         
Фото Владимира Ештокина

Христианство приносит иное понимание Бога и человека, предполагает иной характер их отношений. Это отношения Отца и детей. И каждый человек, минуя любых посредников, может обратиться к Богу и сказать Ему: «Отец мой!» Именно так начинается молитва Господня, словами которой Сам Спаситель заповедал нам обращаться к Творцу: «Отче наш...» 

Христианство разделяет грех и грешника: грех христианин обязан ненавидеть, греха следует бежать. Но грешник, человек, заслуживает и снисхождения, и жалости, и помощи, и любви. В семинарских курсах пастырского богословия нередко говорят о трех служениях священника: собственно священническом (совершение Таинств), царском (духовное водительство) и пророческом (проповедь). Это верно, но основное попечение священника - это «проповедь усыновления». 

Пропасть между Богом и человеком преодолена Самим Богочеловеком Христом. Путь ко Христу - главный путь для христианина и главное попечение священника. Духовная жизнь людей, за которую несут ответственность священники: Что вы свяжете на земле, то  будет связано на небе (Мф 18:18). Высокая, страшная ответственность. И очень тяжелая. При том, что власть пастыря есть служение. Не посредничество как жречество. И, конечно, не насилие над волей пасомого, не духовный деспотизм, но любовь и забота, сострадание и собственный пример. Будь образцом для верных в слове,  в житии, в  любви,  в духе, в вере, в чистоте
(1 Тим 4:12), - говорит апостол Павел в пас­тырском послании к Тимофею. Слова эти сегодня выбиты на обратной стороне иерейского креста, вручаемого при рукоположении пастырю, и должны быть отпечаны в его сердце. 

Как замечательно сказал подвижник
XX века, священноисповедник Роман Медведь, священник должен «так воспитать душу, чтобы она сама могла стать пред Господом и вполне свободно и сознательно избрала добро».


http://www.foma.ru/svobodno-izbrat-dobro.html



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме