Родимая земля Георгия Мовсесяна

Георгий Викторович Мовсесян

7 ноября исполнился год со дня скорбной даты - на 67-м году жизни скончался известный композитор Георгий Мовсесян, автор песен, ставших поистине народными, - «Дороги» на слова Б. Вахнюка и А. Землянского, «Начало», «Мои года - мое богатство» на слова Р. Рождественского и многих других. А песня «Днепропетровск - мой дом родной» стала гимном этого города-труженика. Произведения уроженца Харькова Г. Мовсесяна исполняли звезды советской эстрады: Муслим Магомаев, Анна Герман, Майя Кристалинская, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Анне Вески, Вахтанг Кикабидзе...

Родился Георгий Викторович Мовсесян 2 августа 1945 года в харьковской актерской семье. Композитор в одном из интервью тепло и ностальгически рассказывал: «Я бесконечно люблю свое детство и часто вспоминаю его. Переполняюсь таким трепетом, когда подхожу к окнам нашей харьковской коммуналки! Не знаю, кто там сейчас живет, но эти два окошка для меня очень дороги. А напротив жила моя любовь, которую помню всю жизнь. Там было все впервые...

Отец мой был чтецом и как-то привез с гастролей маленький аккордеон. Друг папы научил меня играть. Я аккордеону всю жизнь благодарен - он мой кормилец. С аккордеоном и жизнь другая. Если выбросить из моей жизни аккордеон, то, наверное, надо убрать все самое интересное».

После некоторого времени самообучения игры на аккордеоне будущий композитор посещал кружок художественной самодеятельности в Харьковском Доме учителя.

В 12 лет Мовсесян заработал музыкой свои первые деньги. Сидя в палисаднике Ялты, юный музыкант наигрывал на любимом инструменте «Полонез» Огинского. Это привлекало внимание людей, вскоре к нему подошли люди из Дома моряка, предложив поработать там, пока не починят радиолу. Он, особо не раздумывая, согласился.

Из Харькова семья Мовсесян в 1959 году переехала в Кемерово, откуда пятнадцатилетний Георгий отправился в столицу, где поступил в Государственное музыкальное училище имени Гнесиных.  

Наряду с учебой Мовсесян устроился работать аккордеонистом гастрольных поездок в Театр киноактера, как раз в самый яркий период расцвета советского кино. «Я возле "Гнесинки" прочитал объявление, что в Театр киноактера на гастроли нужен аккордеонист, - рассказывал композитор. - Пришел с аккордеоном, а там в буфете сидели Эраст Павлович Гарин и Борис Федорович Андреев - всенародные любимцы, которые спросили меня: "А "Карусель" можешь сыграть?" Я как шарахнул эту "Карусель"! И поскольку они мне сразу дали денег и за водкой послали, я понял, что пришелся ко двору. У меня начались первые серьезные заработки. Представьте, я, 16-летний мальчишка, поехал выступать где-то по северам, по тюрьмам, куда не мог выехать оркестр или не было фортепиано. А аккордеон может все что угодно. Потом у меня были с украинскими театрами, называвшимися муздрамтеатрами, несколько спектаклей, которые до сих пор помню наизусть. Я и сам начал писать для театра, и несколько моих пьес лихо шли на Украине».

С появлением стабильных неплохих денег от работы, неплохих знакомств с легендами сцены тех лет Георгий утратил интерес к учебе, однако не бросил ее, и на выпускных экзаменах удивил экзаменаторов и комиссию: в «Концерте для фортепиано с оркестром» Грига партию рояля исполнил на аккордеоне.

 

 

Г. Мовсесян работает с поэтом А. Вознесенским и певцом К. Готтом

После окончания училища Гнесиных в 1964 году композитор, как и полагалось, был призван в ряды Советской армии и направлен в ансамбль Московского военного округа. Там молодому музыканту весьма повезло с сослуживцами - он служил в армейском ансамбле вместе с композитором Давидом Тухмановым и юмористом Владимиром Винокуром. Крепкую дружбу с ними Мовсесян сохранил на всю жизнь.

Об этом периоде жизни композитор вспоминал: «Армия, не спрашивая, есть у тебя вдохновение или нет, помогла нам осваивать профессию. Я писал аранжировки чужих песен для большого оркестра, и потом как-то незаметно начал сочинять инструментальные пьесы, песни. В общем, благодаря ансамблю многому научился, много чего приобрел, но главным приобретением считаю артистку балета ансамбля Марину, с которой мы живем вместе не один десяток лет».

Именно в армии, проникнувшись армейской атмосферой и солдатской романтикой, в 1965 году Мовсесян написал свою первую песню «Дороги» на великолепные стихи А. Землянского и Б. Вахнюка. Впоследствии эта песня навсегда войдет в постоянный репертуар Иосифа Кобзона, с которым композитор был знаком еще со времен «Гнесинки».

 

 

Диск песен Георгия Мовсесяна «Поговорим»

В это же время Георгий активно сотрудничал с радиостанцией «Юность», делая оркестровые аранжировки эстрадных и бардовских песен для эстрадно-симфонического оркестра. Премьера многих песен композитора состоялась именно на этом радио.

С 1969 года Мовсесян работал артистом, солистом и концертмейстером инструментальной мастерской в государственном объединении музыкальных, цирковых и эстрадных предприятий «Москонцерт».

В 1970-х он писал песни гражданственного репертуара - о комсомольцах, рыбаках, солдатах, геологах, наших современниках. «Это говорим мы» на стихи Л. Ошанина, «Добро пожаловать, Олимпиада», «Бессонница», «Монолог шофера» на стихи Р. Рождественского...

Всесоюзную славу и признание Мовсесян получил благодаря песням «Береза» на стихи П. Бровки, которую исполнила известная певица А. Герман, и «Мне доверена песня» на стихи Ошанина, прозвучавшая в популярной телевизионной программе «Песня-77».

Композитор работал в тандеме со многими популярными в то время поэтами - Евгением Евтушенко, Михаиллм Таничем, Игорем Шафераном, Робертом Рождественским.

Мовсесян вспоминал: «С Ошаниным мы написали «Это песня, дружище, твоя и моя», «Тихоокеанский флот», я был рядом с ним многие годы... На стихи Евтушенко мне нравится песня «Плечи я под эпоху подставил». Но так, как работалось с Робертом, ни с кем больше не творили. Он писал, будто это я сам себе сочинял. Рождественский мог всегда спокойно что-то исправить. Попробовали бы вы Таничу предложить это, хотя он был очаровательный человек. И Евтушенко не любил править свои тексты, он тоже непростой. А вот Роберт! Помню, как мы с ним в составе молодежной делегации на пароходе девятнадцать дней плыли на Кубу. И попали в Бермудский треугольник. Это такой кошмар! Мы так боялись! Почему-то запомнилось, что звезды на ночном небе располагались как-то странно - они были слишком низко, прямо над тобой. У меня была готова одна мелодия, и Роберт, зайдя в каюту, минут через десять вышел с готовым текстом: «Как будто в океан могучие ветра нас вынесли...». А дальше: «И пусть учащается наш пульс - начинается наш путь».

Одной из самых популярных песен, созданных Георгием Мовсесяном, стала «Проводы любви», написанная им в 1980 году на стихи Михаила Танича, в исполнении Вахтанга Кикабидзе, близкого друга и любимого исполнителя композитора. Через год Кикабидзе исполнил еще одну песню Героргия Мовсесяна на стихи Роберта Рождественского - незабываемую балладу, безусловный советский шлягер «Мои года - мое богатство».

В 1983 году Г. Мовсесян был удостоен премии Ленинского комсомола за песни о комсомоле и молодежи.

Наряду с основной творческой деятельностью композитор находил время и для экспериментов - в композициях, написанных для ВИА «Пламя», интересно использовал электрогитару и синтезатор. В таком ключе рождаются песни «За поворотом» и другие. Творческий поиск продолжался. В 1984 году Георгий Мовсесян попробовал себя в роли исполнителя, спев цикл песен на стихи Рождественского «Поговорим», а в 1986 году вместе с Вахтангом Кикабидзе работал над фильмом «Мужчины и все остальные», написав к нему пять песен.

 

 

К фильму «Мужчины и все остальные», Г. Мовсесян написал пять песен

В следующие годы Мовсесян писал музыку для телесериалов и кинолент: «По данным уголовного розыска» (1979), «Малая земля», «Возрождение», «Целина» по трилогии Брежнева (1980), «Правда великого народа» (1982),  «Линия смерти» (1991), «Падение» (1993), «Хочу в Америку» (1993), «Поклонник» (1999).

 

 

Георгий Мовсесян на фестивале кино стран СНГ

В постсоветское время композитор был удостоен звания заслуженного деятеля искусств в 1995 году и народного артиста России в 2001 году.

7 ноября 2011 года Георгий Мовсесян скончался от инфаркта. Похоронен на Троекуровском кладбище (6-й участок). Прощаясь с другом, певец Иосиф Кобзон сказал: «Первую песню, которую он написал, он привез мне, когда мы были еще студентами...

Ты недолго прожил, но ты ушел со словами Роберта, с песней «Родимая земля». Родимая земля помнит тебя, родимая земля поет твои песни, родимая земля всегда будет с тобой...»

Проникновенно исполнял песню «Родимая земля» и сам композитор:

!!!

Вечная память!

 

 


Могила композитора Г. В. Мовсесяна на Троекуровском кладбище

http://odnarodyna.com.ua/node/10907

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий