itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Искушение политическим исихазмом

0
191
Время на чтение 4 минуты

Эта реплика - некое продолжение моего сообщения на нашей недавней конференции по Афону в Ваймаре. В этом сообщении, его можно прочесть на сайте, посвященном Афону, я говорил о том, что духовная традиция, школа аскезы после периода ухода из мира, который требуется для развития ее высокого искусства мистического богообщения, затем возвращается в мир для духовного наставничества, для помощи миру и обществу в преодолении их опасных, часто греховных уклонений, для исцеления общества и человека. Для той миссии, которую Евгений Никифоров обозначил, как служение в качестве антибиотика. Этот возврат в мир духовной традиции, в частности, и великой православной афонской традиции, необходим, плодотворен и актуален для современного мир. Но сейчас я хочу продолжить эту тему возврата одним мотивом, который может показаться антитезой к теме. Может прозвучать, если выразиться по «Пиру» Платона, как некоторая палинодия.

Заметим, что возврат в мире неизбежно несет с собой трудности искушения для духовной традиции. Для меня ярким напоминанием о таких искушениях стали мои совсем недавние впечатления, прямо они не связаны с исихазмом, и, тем не менее, для нашей темы существенны. Недавно я был в Китае в знаменитом буддийском монастыре Шаолинь. Как вероятно, все знают, это древнейший и значительнейший центр традиций дзэн, или точнее, надо сказать, говоря о Китае, чань-буддизма, поскольку столь популярны во всем мире дзэн начинался в Китае, как чань. Разумеется, эта традиция крайне далекая от нас, от мира православия, Афона и исихазма. Но при всем том, это также древняя духовная практика и духовная традиция. Mutatis mutandis, роль и место Шаолиня в традиции чань-буддизма можно сопоставить с ролью и местом Афона в исихастской традиции.

Буддизм сегодня во всех своих главных ветвях активно проводит линию и стратегию как раз возврата в мир, выхода в мир, открытости миру. И когда я был Шаолине, а у меня была возможность детально и отчасти даже изнутри ознакомиться с ним, я очень наглядно мог видеть, какие искушения и риск скрываются в этой линии. Мирской уклад стремится подчинить себе традицию, захватить ее, наложить на нее свою печать. И древний монастырь Шаолинь стал сегодня, по сути, коммерческим предприятием, познавательным и развлекательным заведением для публики. Здесь постоянный огромный поток туристов, которым все демонстрируется, и для которых устраиваются специальные представления, иногда грандиозные, напоминающие большей всего эстрадные американские шоу.

Какое предостережение мы отсюда должны извлечь? Конечно, не только предостережение против вторжения коммерции в жизнь духовной традиции. В мирской стихии огромное разнообразие и пестрота, искушения ее многолики и бесчисленны. И можно, пожалуй, сказать, что сегодня в современном мире и обществе есть два главных искушения, которые силой мира сего ставят перед духовной традицией. Во-первых, это действительно шаолиньское, скажем так, искушение, искушение рынков, мощнейшей рыночной стихией современной жизни. И, во-вторых, есть вечное искушение земной властью, а точнее и современнее сказать, искушение политикой, альянсом с властями мира сего, с политическими институтами, силами, идеями и так далее.

В порядке рабочей гипотезы якобы рискнул предположить, что для дальневосточных, не наших традиций более реально и опасно сегодня искушение рынком. Об этом именно и говорит мой малый, но все-таки живой, наглядный опыт в монастыре Шаолинь. Но для православия, для исизахма в православных странах, мне кажется, более опасно и актуально в наши дни искушение политикой. Оно может принимать форму уклона, тенденции к политизации исихазма, к превращению его в явление, которое имеет уже политическую природу вместо исконной изначальной духовной и антропологической его природы. Кратко можно говорить, что это тенденция превращения исихазма в политический исихазм. Примеров подобного уклона можно найти немало. Я не готов и не компетентен делать категорические выводы, но хотелось бы просто задать вопрос. Скажем, то, что длительное время уже происходит в славном монастыре Эсфигмен на Афоне, не увидим ли мы за этим каких-то элементов политизации исихазма, вторжения в исхастское сознание политического сознания, замутнение исихазма политикой.

А в России сегодня политический исихазм просто большая тема, которая становится все более актуальной и популярной. Здесь превращение исихазма в политисихазм поддерживается и защищается многими. В этом видят одну из естественных и необходимых слагаемых имперской идеи, института православной имперской государственности, которую мы сегодня активно обсуждаем в качестве одного из мыслимых, в принципе, образцов развития страны. Но при всем том, обсуждая эти варианты, нельзя забывать, что политический исихазм остается тем, что он есть - искушением исихазма политикой, и он несет в себе угрозу искажения духовной традиции, утраты ей своего духовного и бытийного онтологического существа.

Для преодоления этого искушения надо, прежде всего, твердо помнить, чем в действительности должен быть возврат традиции в мир. очевидно, что в первую очередь здесь не должно быть подчинения миру, перехода на пути мира, принятия его норм. Входя в мир, духовная традиция должна возвещать иное миру, нести свидетельство миру о премирном, служить призывом к премирному устремлению человека и по возможности коррекции исцеления и общества также уже и на социальном уровне, исцеления премирными началами. В любой стадии своего пути, в том числе и в своем возврате в мир духовная традиция, исихазм, Афон несут одно и то же, незаменимое и уникальное назначение: хранить и передавать подлинный опыт восхождения христианина ко Христу. Опыт общения со Христом и соединения с ним в Духе Святом.

http://www.radonezh.ru/analytic/17248.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Хоружий
Все статьи Сергей Хоружий
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от наталья чистякова
28.03.2024 10:53
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59