Грузино-Югоосетинский конфликт и его влияние на региональную безопасность в Закавказском регионе

В статье рассматривается влияние Грузино-Югоосетинского конфликта на военную безопасность в Закавказском регионе. Проанализированы вопросы динамики зарождения конфликта, его последствия, изменения в расстановке сил и прогнозирование развития военной безопасности в регионе.

Сейчас мало кто вспомнит, что осетины, единственный ираноязычный и православный народ Северного Кавказа, разделены Кавказским хребтом и имели в советское время две автономии - автономную республику в РСФСР и автономную область в Грузинской ССР.

Вначале 90-х гг. ХХ в. осетинский народ был вовлечен сразу в два серьезных национально-территориальных конфликта. Северная Осетия была втянута в спор с ингушами Пригородного района. Южная Осетия отстаивала свою независимость о Грузии. Если С. Осетия конфликт с ингушами разрешила, то вот Ю. Осетия так и находилась в перманентно-текущем состоянии конфронтации с Грузией.

Если первый конфликт удалось свести на нет, то конфликт в Южной Осетии вышел в фазу вооруженного конфликта, приобретя черты геноцида югоосетинского народа и гуманитарной катастрофы.

Руководство Ю.Осетии 20 сентября 1990 года повысила свой статус с автономной области, до республики и стала именоваться Югоосетинской советской демократической республикой, а затем - Республикой Южная Осетия. Нежелание оставаться в составе Грузии, где к власти пришли националисты, объявившие о построении мононационального государства, проведении политики, направленной на вытеснение и ассимиляцию национальных меньшинств, было заявлено принятием Декларацией о национальных суверенитете. В ответ на это Верховный Совет Грузии ликвидировал Югоосетинскую автономию как таковую, а вслед за этим была предпринята вооружённая агрессия против мирного населения Южной Осетии.

Ущерб, нанесённый Южной Осетии во время агрессии начала 90-х гг. прошлого века по своим размерам колоссален. Было полностью разграблено и сожжено 117 осетинских сел, пострадало до 15% жилого фонда Цхинвала. Разрушены дороги и мосты, угнан скот, за пределы области вывозилось не только частное, но и государственное имущество - станки, оборудование, товары, транспортные средства, стройматериалы и всё, что имело хоть какую-то ценность - вплоть до металлолома, рельсов, линий электропередач, древесины. Общий ущерб составил 1,4 млрд. рублей в ценах 1992 года[1].

События в ночь с 7 на 8 августа 2008 года в Ю.Осетии изменили не только отношения между двумя народами, отношения в целом регионе, но и мире тоже. Грузинское политическое и военное руководство, используя информационный занавес открытия летних Олимпийских игр в Китае попыталось решить «проблему» Ю. Осетии военным способом. Вооружённая агрессия Грузии августа 2008 года оказалась самой жестокой и кровопролитной за весь период грузино-югоосетинского противостояния.

После поражения в пятидневной войне, Грузия 18 августа 2008 г. объявила о выходе из СНГ. Российская Федерация после предпринятых ею в августе 2008 г. военных и дипломатических шагов окончательно превратилась из посредника в конфликте в одну из его сторон. При этом сам конфликт, получив определенное политическое урегулирование, далеко не исчерпан. Грузия при поддержке международного сообщества продолжает настаивать на восстановлении своей территориальной целостности, тогда как Абхазия и Южная Осетия, получившие признание одного из постоянных членов Совета Безопасности ООН, обладающего значительным военным потенциалом, не собираются отказываться от претензий на суверенитет. Вероятность окончательного разрешения этого конфликта в обозримом будущем крайне невелика.

Короткая, пятидневная, война в Южной Осетии имеет большие последствия. Прежде всего, это людские жертвы, в результате конфликта погибло около 2000 жителей Южной Осетии, 80 военнослужащих РФ, и 215 солдат из Грузии, всего примерно, 2300 людских жизней, и это не говоря о раненых и пропавших без вести. Так же для каждой и сторон имели место экономические и политические последствия войны, о которых говорилось выше. Особенно неожиданными и интересными оказались для России мнения зарубежных партнёров о войне, которые, почти единодушно, встали на сторону агрессора - Грузии. И лишь спустя год Россию признали не агрессором, а защитником.

Война в Южной Осетии имеет ощутимые экономические последствия. Международные рейтинговые агентства понизили долгосрочные рейтинги Грузии. Так, например агентство Fitch снизило долгосрочный рейтинг Грузии в национальной и иностранной валюте с «ВВ-» до «В+ (негативный)».

Разрешение данного конфликта не предвидится в ближайшем будущем, «если война с далеких дней старины и по наши дни течет непрерывно, составляя неотъемлемую принадлежность рода человеческого, то в этом уже можно видеть намек на закон вечности войны... это явление может оказаться вечным спутником человечества»[2].

Учитывая что, региональная безопасность - это стабильное состояние региона, объединенного на основе всесторонних согласованных взаимовыгодных связей между составляющими его субъектами, обеспечивающее благоприятные условия для развития, как объединенной структуры, так и ее элементов, позволяющее на общепризнанной правовой основе с использованием имеющихся сил и средств адекватно реагировать на внутренние и внешние опасности, угрозы и вызовы в целях защиты коллективных жизненно важных интересов[3]. Можем заключить, что ситуация вокруг Южной Осетии негативно повлияла на региональную военную безопасность в Закавказье.

Стоит заметить, что после поражения в августе 2008 года расстановка сил в закавказском регионе подверглась серьезным изменениям. Россия согласовала с властями Абхазии и Южной Осетии размещение на территориях республик Абхазия и Южная Осетия военных баз.

Что касается Грузии, то любые военные учения, сегодня не обходятся без участия американских инструкторов и наблюдателей. Даже новая концепция оборонного ведомства создана на американский манер и имеет английскую транскрипцию.

Так в учебном центре Крцаниси в рамках учения «Дидгори-2012», что в переводе означает «Большая гора», грузинские военнослужащие под присмотром американских партнёров отрабатывали условные задания с целью выработки у себя командных навыков. По утверждениям представителей министерства обороны Грузии, подобные КШУ имеют большое значение, поскольку составляют один из компонентов новой концепции оборонного ведомства. Концепция эта подготовлена по инициативе недавнего главы военного ведомства Дмитрия Шашкина[4].

Её разработчики в качестве будущих приоритетов развития национальных вооружённых сил использовали основные принципы армии США и назвали их «Концепцией трёх «Т». Первое из трёх «Т» - TotalCare («тотальная забота» - англ.) подразумевает заботу государства о каждом военнослужащем и его семье. Второе «T» - TotalTraining («тотальная тренировка» - англ.) предполагает как можно больше обучения и тренировок грузинских военных, чтобы ускорить интеграцию в НАТО. Третье по очереди, но самое важное по значению «T» - TotalDefence («тотальная оборона» - англ.) является, по оценкам грузинского руководства, «важнейшим компонентом в тех условиях, когда до 20 процентов территорий Грузии оккупированы». Стоит отметить, что Грузия продолжает активное сотрудничество с США и наращивание военной мощи.

Но и Россия не стоит в стороне. Теперь в Закавказском регионе находятся две большие военные базы, которые способны помешать агрессии Грузии по отношению к Южной Осетии и Абхазии. К настоящему моменту на территориях республик уже созданы: 7-я база Вооруженных сил России в Абхазии и 4-я - в Южной Осетии. На базах размещены в общей сложности 7600 военнослужащих ВС РФ - по 3800 солдат на каждый объект. На базу в Абхазии уже начала поступать новейшая военная техника российского производства, в том числе танки Т-90 и зенитно-ракетные комплексы для нужд ПВО.

Кроме того в абхазском г. Очамчире создается пункт базирования для небольших кораблей Черноморского флота и пограничников, а на аэродроме в г. Гудауте разместят несколько истребителей, штурмовиков и вертолетов. В ходе дальнейших переговоров стороны согласовали ряд принципиальных позиций, в том числе - касательно срока размещения российских баз в республиках. Так, Южная Осетия согласилась предоставить земли под российские военные объекты на срок 99 лет, а Абхазия - на 49 лет.[5]

Основной задачей России в Закавказье остается укрепление военной безопасности в этом регионе. В последнее время в регионе прошла целая серия военных учений, как со стороны Российской Федерации, так и со стороны Грузии, Армении и Азербайджана. Это говорит о том, что обстановка в регионе характеризуется как нестабильная с элементами напряженности. Виной этому неразрешенный конфликт между Грузией, Абхазией и Южной Осетией по поводу независимости этих республик.

Из определения региональной военной безопасности - это стабильное состояние региона, объединенного на основе всесторонних согласованных взаимовыгодных связей между составляющими его субъектами. В Закавказье мы видим диаметрально противоположную картину. Безопасность этого региона еще долгое время будет находиться на крайне низком уровне, пока не будут решены все вопросы между бывшими советскими республиками. Военно-политическое руководство Российской Федерации должно укреплять свои позиции в Закавказье путем увеличения своего военного присутствия с целью стабилизации ситуации в регионе и обеспечения безопасности своих границ на юге. В тоже время руководству России стоит активизировать налаживание дипломатических отношений с новоизбранным руководством Грузии.

 

Ржешевский Дм.

 

Список литературы

  1. Wikipedia.URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/Вооруженный_конфликт_в_Южной_Осетии_(2008). (дата обращения: 30.10.2012).
  2. Кочетков А., Мартынов А., Пискорский М. Южная Осетия. Вооружённая агрессия и миротворческая война. М.: Книжный мир, 2009.
  3. Грузино-Югоосетинский конфликт: в поисках мира. Сборник статей югоосетинских авторов. Под редакцией Сьюзен Аллен Нан. Институт анализа и разрешения конфликтов, Университет Джорджа Мейсона; Центр информационных технологий «Информационные ресурсы».
  4. Война в Южной Осетии: разрыв «худого» мира. Первые результаты, итоги, последствия // www.talks.su/news/war/ (дата обращения: 30.10.2012).
  5. http://a-e-snesarev.narod.ru/mihalev4.html. (дата обращения: 30.10.2012).
  6. Александров А., Концепция трёх «Т», «Красная звезда», 3.08.2012.  // http://www.redstar.ru/index.php/2011-07-25-15-55-32/item/3851-kontseptsiya-tryoh-t (дата обращения: 30.10.2012).
  7. lenta.ru/news/2009/05/19/militarybase/ (дата обращения: 30.10.2012).
  8. Кателевский А.И. Региональная безопасность в системе безопасности // www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2503 (дата обращения: 30.10.2012).
 

[1] Кочетков А., Мартынов А., Пискорский М. Южная Осетия. Вооружённая агрессия и миротворческая война. М.: Книжный мир, 2009.

[2] http://a-e-snesarev.narod.ru/mihalev4.html.

[3] Кателевский А.И. Региональная безопасность в системе безопасности // http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=2503.

[4] Александров А., Концепция трёх «Т», «Красная звезда», 3.08.2012. http://www.redstar.ru/index.php/2011-07-25-15-55-32/item/3851-kontseptsiya-tryoh-t

[5] http://lenta.ru/news/2009/05/19/militarybase/

http://csef.ru/index.php/ru/oborona-i-bezopasnost/project/340-voenno-strategicheskie-otsenki-i-prognozy/1-stati/3780-gruzino-yugoosetinskij-konflikt-i-ego-vliyanie-na-regionalnuyu-bezopasnost-v-zakavkazskom-regione

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий